Сотни тонн цветов – на помойке из-за карантина. Этот бизнес – среди тех, которые больше всего страдают во время карантина. Все цветочные магазины закрыты, спроса тоже нет. Выживет ли после кризиса цветочный бизнес, узнавала корреспондент "5 канала" Марта Шикула.
Выращивание цветов для Романа Танчука – семейное дело, которым семья занимается более 10 лет. В теплицах за городом на двух гектарах земли выращивают 13 видов роз.
В теплицах розы растут круглый год. Внутри поддерживается нужная температура и влажность, за каждым кустом тщательно ухаживают. Но розы, которые расцветут в ближайшее время, не украсят праздник, а окажутся на помойке.
Из-за крайне ограниченного срока хранения и отсутствия рынка сбыта в первые недели карантина предприниматель вывез на свалку минимум 200 тыс. роз. Теперь едва сдерживает эмоции, но останавливать бизнес не собирается.
"Конечно, мы не можем остановить предприятие, потому что потом, если его остановить совсем, его восстановление будет стоить гораздо больше, чем поддерживать, чтобы оно работало на минимуме. Есть процессы, которые мы остановить не можем, это борьба с вредителями, подмывание, питание, формирование", – говорит Роман Танчук, предприниматель.
Цветы не являются товаром первой необходимости, поэтому все цветочные лавки с начала карантина закрыты. Сейчас предприятие еле выживает за счет единичных клиентов и экспорта.
"5% мы продаем туда, а 95% упало", – говорит Роман Танчук, владелец цветочного бизнеса.
Очередную партию цветов Лилия Князевич привезла в свою небольшую лавку еще в канун карантина. После того как магазин закрылся, раздала цветы друзьям и отнесла в церковь, остальные – выбросила на помойку.
"Восстановить и запустить по новой – это пройдет не один месяц, чтобы наладить и поставки, и эту систему, которая у нас работала на заказ по интернету. Если не будет поддержки правительства, дотации и лояльности к бизнесу, тогда будет кризисный период", – говорит Лилия Князевич, владелица цветочного магазина.
Предпринимательница жалуется – несмотря на то, что заработка нет, налоги и арендную плату никто не отменял.
"Я думаю, что сейчас будет переформатирование на отечественного производителя. Будет просто больше цветов украинских, меньше голландских, поскольку они будут очень дорогими. Они сейчас имеют убытки в районе 50%, потому что то, что они должны были реализовывать, они выбрасывают", – говорит Лилия Князевич, владелица цветочного магазина.
Сколько нужно времени, чтобы цветочный бизнес пришел в себя, зависит от продолжительности карантина. Когда предприниматели посчитают убытки, решат - хватит ли денег для продолжения бизнеса.
Марта Шикула, Евгений Радион, Львов, "5 канал"