Действующее военно–политическое руководство Украины не отреагировало на нанесенный врагом удар из тяжелого вооружения по украинской Авдеевке, который привел к потерям в ВСУ. Ежедневные обстрелы российскими оккупантами украинских позиций, большое количество убитых и раненых военнослужащих, значительные жертвы среди мирного населения и разрушение гражданских зданий является свидетельством фиаско анонсированных в 2019 г. мирных инициатив действующей украинской власти – в этом убежден секретарь СНБО (2014-2019), и. о. президента Украины (2014) Александр Турчинов. Об этом он написал в блоге на "Цензор.НЕТ".
Он отметил, что альтернативный "План Б" на случай срыва мирных договоренностей, о котором эти два года говорят власти, ни разу не был представлен или анонсирован. И "несмотря на кровавые потери, нам продолжают рассказывать о "приближении мира" и "улучшении статистики погибших".
"Хочу помочь руководству страны с подготовкой "Плана Б", хотя более правильно и честно сказать – единственно возможного плана сохранения свободы и независимости Украины. Смысл этого плана очень прост и понятен – обеспечить надежную защиту своей страны и восстановить постепенное, но неуклонное освобождение украинской земли от российской оккупации", – написал политик.

Для определения действенной стратегии защиты Украины и главных направлений укрепления оборонного потенциала необходим тщательный анализ военных возможностей врага, убежден экс-секретарь СНБО.
Далее представляем анализ ситуации, описанный Александром Турчиновым
"По состоянию на начало августа текущего года вблизи и вдоль границы с Украиной создано три межвидовых группировки, которые способны без объявления мобилизации и при минимальных подготовительных мероприятиях проводить внезапные наступательные действия на территории нашей страны", – отметил он. И добавил, что РФ активно формирует новые воинские части и реорганизовывает военные формирования для наращивания их боевого потенциала. А вдоль госграницы развернуто 28 батальонно–тактических групп. Кроме того, завершается формирование двух армий и армейского корпуса, которые к концу 2021 г. планируют иметь полную оперативную готовность.
"На Западном стратегическом направлении нам непосредственно угрожает 20-я общевойсковая армия. Ее основные ударные силы – 3-я и 144-я мотострелковые дивизии. На вооружении 448-й ракетной бригады 20-й армии – оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) "Искандер". На Юго–западном стратегическом направлении действует 8-я общевойсковая (ударная) армия в составе 150-й мотострелковой дивизии, 20-й отдельной мотострелковой бригады и оперативно подчиненных 1–го (Донецк) и 2–го (Луганск) армейских корпусов. В армии предусмотрено создание ракетных бригад ОТРК "Искандер", - подчеркнул он.
По данным Александра Турчинова:
- сейчас вдоль границы Украины собрано 87 тыс. военнослужащих РФ, до 1100 танков, до 2600 боевых бронированных машин, до 1100 артиллерийских систем, до 360 ракетных систем залпового огня, 18 оперативно–тактических ракетных комплексов;
- на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей находится около 35 тыс. российских военных, до 480 единиц танков, до 910 боевых бронированных машин, до 720 артиллерийских систем, до 200 ракетных систем залпового огня;
- в Крыму Россия расположила межвидовую группировку войск – наземный, воздушный и морской компоненты – всего около 33 тыс. военнослужащих.
"Его главной ударной силой является 22-й армейский корпус. Военная инфраструктура, созданная на полуострове, полностью готова к развертыванию и использованию ядерного оружия", – уточняет политик.
И добавляет: "Продолжается формирование центров обеспечения мобилизационного развертывания, непосредственно приближенных к нашей границе, на базе которых возможно формирование до 4–х общевойсковых дивизий (Богучар, Каменск–Шахтинский, Новоозерное). Техника и вооружение – танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы, ракетные системы залпового огня и оперативно–тактические ракетные комплексы".
Турчинов напоминает, что в 2014 г. Путин воссоздал Первую танковую армию, которая вошла в состав Западного военного округа (ЗВО), в ее составе – мотострелковые, танковые, артиллерийские, ракетные, зенитные ракетные и другие соединения и воинские части. В т. ч. Таманская и Кантемировская дивизии – мощные соединения с реальным боевым опытом.
"Первая гвардейская танковая армия находится в постоянной полной боевой готовности и считается крупнейшим по численности соединением в войсках РФ. Первые Т-14 "Арматы", БТР "Курганец–25" и БМП "Бумеранг" поставлены именно в 1-ю танковую армию. Воинские части армии имеют на вооружении Т-80, Т-72Б3, Т-90, боевые машины пехоты БМП-2, БМП-3, бронетранспортеры БТР-82АМ, а также оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-М". Речь идет об около 1000 танков и как минимум вдвое большем количестве других бронированных машин", – информирует экс-секретарь СНБО Украины.
Он предупреждает, что 1-я танковая армия может быть применена со стороны Беларуси. Ведь диктатор Лукашенко, потеряв легитимность, полностью зависит от РФ.
А на юго–западном стратегическом направлении резервные 49 и 58 армии Южного военного округа РФ могут использоваться для усиления наступательных действий 8–й Армии на востоке Украины и для усиления крымского группировки для удара с юга, добавляет Александр Турчинов.
Российская опасность с моря имеет по меньшей мере два измерения, отмечает он:
- высадка десанта на побережье Азовского и Черного морей для контроля территорий и морской блокады Украины, захват дамбы Каховской ГЭС и инженерных сооружений Северо–Крымского канала для подачи пресной воды на оккупированную территорию АР Крым;
- блокирование судоходства Украины на торговых путях в Черном и Азовском море.
"Надо учесть, что украинское побережье Черного и Азовского морей имеет большое количество десантно-опасных участков. Главными субъектами этой угрозы являются: 22-й армейский корпус РФ, бригада морской пехоты ЧФ РФ, три полка авиации и десантный батальон, дислоцированный в Феодосии, который планируют переформировывать в полк. В 2018 году состоялись масштабные учения ВС РФ с участием около 2000 десантников, легендой которых была высадка десанта на морское побережье в Одесской и Николаевских областях", – пишет Турчинов.
На севере АРК сформирован новую вертолетную группу (Ми-8), главной задачей которой является высадка десанта для захвата инфраструктуры Северо-Крымского канала, добавляет он.
"За последние 5 лет ЧФ РФ пополнился 16-ю боевыми кораблями, катерами и подводными лодками, в большинстве из которых на вооружении ракетные системы "Калибр-НК" и "Калибр-ПЛ", способные поражать цели на больших расстояниях. ЧФ РФ имеет качественное преимущество над ВМС ВСУ и насчитывает до 40 боевых кораблей, 7 дизель-электрических подводных лодок и 15 боевых катеров. Из них 11 надводных кораблей (3 фрегата, 2 малых ракетных корабля) и 6 подводных лодок являются носителями крылатых ракет морского базирования типа "Калибр". Их суммарный ракетный залп, с учетом береговых батарей в Крыму, составляет 156 ракет. В состав ЧФ РФ включены два малых ракетных корабля и патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" (еще два корабля строятся). На борту последних предусмотрена возможность размещения беспилотников и ударного ракетного комплекса "Клаб-К", – перечисляет политик.
Он также отмечает, что захваченные газодобывающие платформы ("Вышки Бойко") РФ использует не только для незаконной добычи газа из украинских месторождений, но и для размещения разведывательной аппаратуры – для контроля воздушной, надводной и подводной обстановки в северо-западной части Черного моря.
Турчинов обращает внимание и на воздушно-космические силы РФ, которые хоть и не применялись в ударных операциях против Украины, однако участвовали для переброски воинских соединений в начале оккупации АР Крым.
"Военные авиационные способности воздушно-космических сил РФ, в рамках оперативного порядка применения по отношению к Украине, составляют до 440 самолетов, из них боевых – 330, до 210 вертолетов в т. ч. 150 ударных и многоцелевых", – отмечает политик. И добавляет, что для обеспечения наступления с воздуха Генштаб РФ может дополнительно задействовать 4-ю и 6-ю армии Воздушно–космических сил, что, по его словам, дает многократное преимущество Воздушно–космический сил РФ над Военно–воздушными силами ВСУ.
"Российские вооруженные силы имеют значительное преимущество в численности, вооружении и военной технике над ВСУ. Но использование российских военных в боевых действиях на Донбассе показали полное отсутствие у них мотивации умирать за имперские амбиции Кремля. Большинство российских военнослужащих имеют не только отсутствие мотивации и низкий боевой дух, но и низкую профессиональную подготовку, в противовес элитным подразделениям армии РФ", – отмечает бывший и. о. президента Украины.
"Мы должны прекратить искать "мир" в залитых кровью глазах тирана, трезво анализируя ситуацию, определить приоритетные и действенные меры противодействия агрессору в условиях ограниченных финансовых, материально–технических и человеческих ресурсов", – добавляет он.
Очень важно выявлять слабые места ВС РФ и вкладывать ресурсы в наиболее эффективные технологии уничтожения техники и личного состава врага, задействованные в наступлениях.
"Главное – это вновь вернуть в основу государственной политики утраченный за последние два года приоритет укрепления обороноспособности страны ... У Украины не существует альтернативы евроатлантической интеграции, но спрашивать: "Почему мы не в НАТО?" – надо не у Байдена, а у себя", – подчеркнул Турчинов.
"Отсутствие стратегического видения у военно-политического руководства страны и соответствующего планирования трансформируется в отсутствие конкретных целей и боевых задач, кроме запрета стрелять и наступать, – демотивирует и деморализует армию", – отмечает экс-секретарь СНБО Украины.
"То, что происходит с войсками, которые защищают страну на востоке, нельзя даже назвать "пассивной обороной". Ибо последнее хотя бы предполагает постоянное укрепление собственных оборонительных позиций. У нас за два года они не стали лучше ни в военном, ни в инженерно–техническом плане", – отмечает политик.
Он отметил, что нельзя медлить со снятием ограничения на применение силы и адекватного ответа на провокации врага. По его словам, только страх неотвратимости значительных потерь от асимметричных ударов заставит российско–террористические группировки на востоке начать сворачивать боевую активность.
"Пришло время вернуться к тактике пошагового наступления ("ползучего наступления" по определению врага), которая доказала свою эффективность в 2016-2018 годах. Только эта тактика в свое время позволила нам без прямого боестолкновения с основными силами армии РФ и с минимальными потерями продвинуться на десятки километров на восток, освободив большое количество населенных пунктов", – подчеркнул Турчинов.
Кроме того, без соответствующего отношения и достойного материального обеспечения, социальной защиты Украина ежедневно теряет ключевую составляющую боеспособности Вооруженных сил – подготовленные специалисты, офицеры и солдаты-контрактники массово увольняются из ВСУ, обращает внимание политик.
"Последний раз заработную плату (денежное обеспечение) в ВСУ повышали еще во время президентства Порошенко. СМИ неоднократно цитировали заявления функционеров Минобороны и Генштаба, что зарплату военным в 2021 г. повышать не планируют, что денежное обеспечение военнослужащим останется на уровне 2020 г. На самом деле на уровне 2019!" – возмущается он.
И добавляет, что при этом нет корректировки зарплат даже с учетом инфляции: "В текущем году оно стало на 27% ниже уровня средней зарплаты в государстве. При том, что в 2016-2017 годах зарплата военного составляла 160% от средней зарплаты по Украине".
Демотивируют армию и проблемы реализации опыта, полученного во время международных учений, говорит он:
"Опыт никак не анализируют, не систематизируют и не используют. Практический опыт, полученный во время боев с вооруженными формированиями РФ, никоим образом не используется в учебных и подготовительных практиках в ВСУ, при том что партнеры Украины считают такой опыт одной из главных основ повышения готовности к сдерживанию и отпору агрессии РФ".
Действующее военное руководство государства остановило программы повышения социальных стандартов военнослужащих ВСУ, соцзащиты членов их семей и ветеранов, сообщает Турчинов. Он добавляет, что военнослужащие и ветераны теряют социальную незащищенность и иногда вынуждены требовать внимания к проблемам защитника Отечества общественно опасными способами.
Так, из 1,2 млрд грн, предусмотренных на квартирное обеспечение в бюджете Минобороны, за полгода израсходовано только 200 млн грн, остановлена передача жилья военнослужащим в собственность, а программы ипотечного кредитования, лизинга, аналоги которых работают уже долгое время в Министерстве внутренних дел, в Минобороны до сих пор не запущены, отмечает политик.
"В совокупности вышеупомянутое формирует системную проблему дееспособности ВСУ как института обеспечения военной и государственной безопасности. Именно поэтому повышение денежного обеспечения до уровня, значительно превышающего среднестатистическую зарплату в стране, поднятие социальных стандартов прохождения военной службы становятся приоритетом реализации стратегии защиты страны и перехода на стандарты НАТО", – подчеркивает он.
Военный парад к 30–й годовщине независимости доказал, что действующая власть прекратила разработку новых видов вооружения и военной техники, говорит Турчинов:
"Все, что проехало по Крещатику, было разработано и, в большинстве случаев, создано в 2019 г. Бронемашины и тягачи с муляжами ракет являются ярким свидетельством того, что много перспективных проектов было преступно заморожено. О них вспомнили только чтобы сформировать показушные ряды, а не для защиты страны. Последние два года финансирование государственного оборонного заказа свидетельствует о полном отсутствии у военно-политического руководства страны стратегического видения и понимания реальных угроз в случае решения Кремлем полномасштабного военного конфликта. В стране третий год подряд не только срывается выполнение государственного оборонного заказа, но и полностью деформируется логика его формирования. Это или закупка морально устаревшего вооружения производства советских времен и старых некачественных боеприпасов по коррупционным схемам, или финансирование показушных проектов, которые не могут повлиять на укрепление обороны (вроде заказ одного танка "Оплот" для участия в параде), или вложения средств в неподъемные для оборонного бюджета проекты иностранного производства, удовлетворяя интересы международных партнеров, а не оборонные приоритеты собственной страны".
Все это является реальной угрозой для нацбезопасности Украины, убежден политик. При этом анализ наступательных возможностей российской армии для обеспечения наиболее эффективных мер противодействия должен стать приоритетом формирования госзаказа в условиях ограниченного оборонного бюджета, говорит Турчинов.
Политик обозначил некоторые ключевые приоритеты:
В частности, Сухопутные войска Украины имеют в строю около 800 танков разных модификаций, около 1000 БПМ и БТР (класса БТР-3, БТР-4); около 400 БТР (класса БТР-60, БТР-70, БТР-80, МТ-ЛБ, БТР-Д).
"Вооруженные формирования РФ имеют преимущества перед ВСУ по количеству бронированной техники, которая может быть оперативно использована для наступления на территорию Украины, в частности, по количеству танков – более чем вдвое, и по количеству бронированных машин, – в 3,5 раза. Если принять во внимание количество танков и бронированной техники, которые могут быть применены врагом во втором эшелоне вторжения, эта пропорция приобретает поразительно негативные значения для Украины", – пишет Турчинов. И добавляет, что ключевым вопросом защиты государства становятся возможности противотанковой обороны.
На вооружении ВСУ, по данным Турчинова, имеются следующие противотанковые ракетные комплексы:
- противотанковый управляемый ракетный комплекс 9К111 "Фагот" – советский/российский переносной противотанковый ракетный комплекс с полуавтоматическим командным наведением по проводам, разработки 70-х годов прошлого века;
- противотанковый управляемый ракетный комплекс 9К111-1 "Конкурс" – советский противотанковый ракетный комплекс с полуавтоматическим командным наведением по проводам, разработки 70-х годов прошлого века;
- комплекс "Стугна-П" – современный украинский противотанковый ракетный комплекс второго поколения, разработанный киевским конструкторским бюро "Луч";
- комплекс "Корсар" – современный украинский противотанковый ракетный комплекс, разработанный ККБ "Луч";
- комплекс FGM–148 "Джавелин" – современный переносной противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) производства американских компаний Raytheon и Lockheed Martin.
"Практика применения ПТРК "Фагот" и ПТРК "Конкурс" выявила непригодность этих комплексов в условиях современного боя. Процент несработки под время пуска составлял 68%, не говоря о низкой эффективности поражения ракетой, которая наводится на цель через проводную связь. Фактически, применение этих морально и физически устаревших советских комплексов демаскирует позицию и подвергает противотанковый расчет на большую опасность, чем цель, на которую приводится комплекс", – объясняет он.
При этом он акцентирует, что FGM–148 "Джавелин" запрещен к применению на первой линии обороны.
"Единственными эффективными средствами противотанковой борьбы в ВСУ являются комплексы "Стугна-П" и "Корсар" отечественного производства. Эти комплексы доказали свою почти 100% эффективность в боевом применении во время отпора и сдерживания агрессии РФ в Украине. Комплексы имеют значительный спрос на международных рынках вооружения, что является дополнительным свидетельством качества этих противотанковых комплексов отечественного производства", – отмечает политик.
Обеспеченность ВСУ ракетами для "Корсаров" составляет 10% от потребности, ракетами "Стугна-П" – 50%, и эта потребность рассчитана на основе заявленной "тишины" на фронте и является очень заниженной, обращает внимание Александр Турчинов.
"Общее количество пусковых "Стугна-П" и "Корсар" в ВСУ, включая склады и арсеналы – не более 300 и 100 единиц соответственно. При этом минимальная потребность ВСУ, с учетом количества бронетехники РФ на наших границах, составляет не менее 1500 пусковых "Стугна-П" и 500 пусковых "Корсар", – акцентирует он.
"В условиях, значительно преобладающих бронетанковых сил противника, главными средствами противотанковой обороны, которые могут быть быстро масштабируемыми до паритета существующих угроз потенциальной сухопутной наступательной операции врага с применением тяжелой бронированной техники, является исключительно современные противотанковые ракетные комплексы", – подчеркивает политик.
Производитель комплексов "Стугна-П" и "Корсар", Киевское конструкторское бюро "Луч", имеет производственные мощности и возможности для полномасштабного обеспечения ВСУ достаточным количеством противотанковых комплексов, ракет и тренажеров для подготовки расчетов, обеспечения сдерживания и уничтожения вражеской бронетехники в случае возможного наступления, пишет экс-секретарь СНБО.
Он также отметил, что самоходные противотанковые советские ракетные комплексы 9П148 с ракетами "Конкурс" на базе БРДМ–2 и "Штурм-С" – устарели и требуют замены на современные колесные, высокопроходные легкобронированные платформы, оснащенные боевыми модулями с отечественными ПТРК типа "Стугна-П", всепогодными средствами наведения и управления огнем.
Такие украинские противотанковые комплексы должны стать главным средством для отпора и сдерживания агрессии в случае применения врагом танков и другой бронетехники, пишет Турчинов. Именно поэтому, по его словам, для обеспечения противотанковой обороны необходимо:
- Безотлагательно увеличить государственный оборонный заказ на противотанковые комплексы отечественного производства и тренажеры к ним.
- Решить вопрос возможности применения на первой линии обороны FGM–148 "Джавелин", провести учения для подготовки расчетов.
- Посмотреть штатное расписание (количество, комплектность) соединений противотанковой борьбы в воинских подразделениях ВСУ. Проводить интенсивные учения и повышение уровня готовности.
- Создать и обеспечить комплектацию высокомобильных мотопехотных соединений противотанковой борьбы на базе имеющейся и допущенной к эксплуатации бронированной колесной техники путем ее модернизации и комплектования отечественными современными ПТРК со всепогодными средствами наведения, управления огнем и защищенной связью.
В вопросе обеспечения ВСУ средствами реактивной и ствольной артиллерии надо, по словам политика, отметить такие проблемы:
- Более чем 18-месячная задержка испытаний 2С22 "Богдана" – перспективной украинской колесной самоходной гаубицы-пушки натовского калибра 155 мм.
- Значительный дефицит от потребности выстрелов/снарядов для систем 152-мм пушки-гаубицы 2А36 "Гиацинт", Д-20, 100-мм противотанковой пушки МТ-12
- Ограничение государственного заказа РЗСВ "Ольха" и задержка в финансировании и координации работ по постановке на вооружение и запуску производства перспективной модификации "Ольха-М"
"Эти вопросы требуют безотлагательного решения с соответствующей коррекцией госзаказа на текущий и следующий годы", – подчеркнул Турчинов.
Также, отмечает экс-секретарь СНБО, для усиления огневой мощи и эффективности применения артиллерии следует срочно:
- Обеспечить подразделения стволовой артиллерии ВСУ современными системами позиционирования и наведения, тактическими беспилотниками разведки и корректировки огня.
- Восстановить заблокированное последние 2 года собственное производство снарядов и мин, а также современных взрывчатых смесей.
- Национальная стратегия развития артиллерии должна ставить целью полный отход от советских артиллерийских систем путем поэтапного перехода на системы стандартов НАТО (в первую очередь это касается гаубичной артиллерии калибра 155 мм). Такая стратегия не только обеспечит совместимость артиллерийского вооружения ВСУ с армиями НАТО в параметре управления и маневра огнем (в частности, увеличение дальности и точности поражения целей), но и откроет широкие возможности поставки боеприпасов от мировых производителей.
"На морском направлении Украина находится в глухой обороне, ведь потенциал ВМСУ нельзя даже сравнить с Военно-морскими силами РФ", – подчеркнул Турчинов.
ВМС Украины имеют один фрегат советских времен проекта 1135 (Кривак III по классификации НАТО) – "Гетман Сагайдачный" водоизмещением 3510 тонн.
"Этот корабль – флагман ВМС Украины, но ядро военно-морской боевой способности страны происходит от 10 патрульных катеров пяти различных классов, каждый из которых имеет водоизмещение менее 300 тонн, подавляющее большинство которых вытесняет менее 170 тонн", – объясняет политик.
Он напомнил, что в 2020 г. Украина заявила о масштабных проектах по закупкам для ВМС Украины:
- с Великобританией – меморандум о кредите на закупку ракетных катеров и развитие инфраструктуры (до 1,6 млрд долларов);
- с Турцией – контракт на закупку корветов проекта ADA (до 1,3 млрд. долларов);
- с США – контракты на закупку новых патрульных катеров Марк-6 (до 600 млн. долларов) и контракт на закупку б/у патрульных катеров типа Island;
- с Францией – контракт на закупку патрульных катеров FPB-98 Mk.1 (160 млн долларов) для Госпогранслужбы.
И отметил, что Украина окажется в сложнейшей ситуации, если РФ решит полностью заблокировать судоходство под украинским флагом в Черном и Азовском морях.
Он объясняет:
"Пути судов в Черном море из пролива Босфор в порты Украины пролегают через узкий проход между о. Змеиный и оккупированным РФ украинским шельфом Одесского газового месторождения. Это коридор шириной всего 13,5 миль (25 км). Атака на о. Змеиный с последующим его захватом может позволить РФ игнорировать границы исключительной экономической зоны Украины и попытаться полностью отрезать нашу страну от основных морских путей".
47 дополнительных катеров и 5 корветов, которые планирует купить Украина, не изменят баланс сил в Черноморском регионе и не повлияют на возможный театр военных действий, убежден Турчинов. По его словам, таким является и вывод в тексте решения Госдепа США о разрешении продажи Украине 16 катеров Mark VI за 600 млн долларов США: "The proposed sale of this equipment and support will not alter the basic military balance in the region". Вместе с тем, запланированные расходы полностью разбалансируют наш оборонный бюджет, убежден политик.
ВМС Украины имеют крайне ограниченный потенциал, в частности средств береговой реактивной и ствольной артиллерии и сил морской пехоты. Это планировалось компенсировать путем широкого применения отечественных противокорабельных крылатых ракет (ПКР) "Нептун" корабельного, авиационного и берегового базирования, которые способны уничтожать любые цели в Черном и Азовском морях.
"Комплекс береговой обороны ПКР "Нептун" прошел госиспытания, но был включен в государственный оборонный заказ на 2021 г. в объеме, не соответствующем минимальным потребностям развертывания – было заказано только один дивизион против планируемых трех. Было даже уменьшено количество ракет в составе заказанного комплекса, в связи с принятым решением использовать значительно дороже транспортное шасси TATRA вместо отечественного КРАЗ", – пишет Турчинов.
И добавляет, что планы разработки авиационной версии базирования крылатых ракет (потенциальными носителями могут быть Су-24 или Су-27), ведутся со значительным отставанием и ограниченным финансированием заказчиком – Минобороны.
Из-за отсутствия финансирования приостановлена разработка корабельного варианта ПКР "Нептун", из-за чего, в частности, не был заложен на заводе "Кузница на Рыбальском" ракетно-артиллерийский катер – потенциальный и единственный отечественный носитель ПКР "Нептун", отмечает Турчинов.
"В целом ситуация относительно перспектив существования единственного отечественного производителя боевых катеров является неопределенной, в связи с заказным расследованием отдельных уголовных производств, что приводит к вмешательству в текущую хозяйственную деятельность предприятия и полному блокированию его работы", – добавляет он.
Концепция развития и ресурсы ВМС Украины не позволяют совершать длительные автономные, комплексные, в т. ч., атакующие военные операции в открытом море. Есть возможности только для участия в правоохранительных операциях, защите побережья морей в составе сводного контингента, отмечает Турчинов.
Главным средством отпора и сдерживания агрессии с моря являются имеющиеся и перспективные образцы реактивной, ствольной артиллерии, многоцелевые и противокорабельные ракетные комплексы и развертывание нескольких современных загоризонтных РЛС берегового базирования для своевременного выявления агрессивных намерений ЧФ РФ и целеуказания для наших средств поражения, пишет он.
И добавляет: "Принимая во внимание имеющиеся и перспективные возможности ВМС ВСУ, в краткосрочном и среднесрочном горизонте планирования, с учетом приведенной статистики потенциальной плотности огневого поражения крылатыми ракетами "Калибр", которые могут применяться как по наземным так и по морским целям, – действенной стратегией в Черном и Азовском морях может быть стратегия закрытия зон доступа (A2/AD) anti–access area denial".
По словам экс-секретаря СНБО, реализация стратегии защиты от агрессии с моря должна основываться на:
- приоритетном применении отечественной противокорабельной крылатой ракеты "Нептун" корабельного, авиационного и берегового базирования;
- перспективных отечественных разработках, которые могут стать средством сдерживания и отпора сухопутных военных угроз и угроз с моря – ССОС "Ольха–М" и самоходные 155-мм пушки-гаубицы, которые демонстрируют на продолжающихся испытаниях высокую точность поражения целей на расстояниях до 100 км и 42 км соответственно.
Реализация стратегии защиты морских границ и побережий потребует значительной коррекции государственного оборонного заказа на 2021-й и последующие годы, уверен он.
"Общий объем программ закупки катеров и других военных кораблей малого класса для ВМС Украины превышает 4 млрд долларов. Объем госзаказа Минобороны в 2021 г. является эквивалентом 0.85 млрд долларов. Поскольку реализация таких проектов государственных оборонных закупок не меняет баланс сил в Азово–Черноморском бассейне, не обеспечивает закрытие зон доступа (A2/AD), финансирование мероприятий в таком объеме в ближайшие два года не представляется рациональным и нуждается в коррекции", – делает вывод политик.
Военно-воздушные силы имеют в разы меньшие возможности по сравнению с ВКС РФ, говорит он, – около 100 самолетов советской разработки, в т. ч. Су–27, Миг–29, Су–24, Су–25.
"Парк Воздушных сил не пополнялся новыми самолетами уже 30 лет. Военная авиация Украины может исчерпать свой ресурс и потерять боеспособность максимум через 10 лет, а моральную устарелость можно констатировать уже сегодня", – отмечает Турчинов.
При этом средний налет украинских пилотов существенно меньше пилотов стран НАТО и РФ. По данным бывшего и. о. президента, 2020-2021 гг. количество тренировочных и других вылетов уменьшилось по сравнению с 2017-2019 гг. Одной из причин, предполагает он, может быть дефицит авиационного керосина, первая закупка которого в 2021 г. состоялась 6 июля – после почти годовой паузы.
Последние два года массово увольняются из рядов ВСУ военные летчики, в частности, те, кто имеет боевой опыт – речь идет о 140 лицах летного состава, еще более 40 офицеров хотят уволиться в этом году, констатирует Турчинов.
"Наиболее опасным для выполнения приоритетных задач защиты страны является состояние готовности противовоздушной обороны государства. Даже при условии проведения неотложных первоочередных мер обеспечения надлежащей координации действий подразделений ПВО, они не способны удержать противника от возможной воздушно-наступательной операции. Уровень эффективности системы зенитно-ракетного прикрытия не превышает 9%. Даже при условии полноценного функционирования система может проявить свою существенную недееспособность в условиях активного электромагнитного подавления, постановки помех, с учетом имеющихся в ПКС РФ способностей", – отмечает Турчинов.
По официальным данным, говорит он, зенитное ракетное прикрытие группировок войск и важных объектов инфраструктуры осуществляют 5 зенитных ракетных бригад и 6 зенитных полков. Однако заявленная способность имеет сомнительное практическое применение, объясняет политик:
"На обеспечении ВСУ находятся около 40 отдельных зенитных ракетных дивизионов, имеющих на вооружении комплексы "Бук", С–125, С–300П и С–300В, которые находятся в проблемном техническом состоянии готовности – исправность зенитно-ракетных комплексов не превышает 30%. Основной технической неисправностью систем является отсутствие СВЧ приборов – общеизвестных клистронов. Залегендированные (неофициальные) поставки клистронов из РФ провокационно раскрыты и заблокированы украинскими правоохранительными органами, собственного производства Украина не имеет. Никаких шагов для налаживания отечественного производства этого критического функционального элемента зенитно-ракетных комплексов в последнее время не осуществляется".
Степень износа исправных – установленных или имеющихся СВЧ приборов зенитных ракетных комплексов "С300П" – по состоянию на сегодня составляет 70%-90%, говорит экс-секретарь СНБО.
"Другая системная проблема имеющихся комплексов зенитно-ракетного вооружения – это приближение предельных сроков годности зенитных управляемых ракет. 90% запаса ЗКР – 1985-1990 годов изготовления. При таких условиях все запланированные проекты усиления отечественного ПВО последние два года полностью заблокированы! Полностью остановлены начатые в 2017-2019 гг. работы по созданию собственного производства ЗКР и ЗРК", – отмечает он.
В отношении средств ПВО поля боя Сухопутных войск на вооружении находятся "Игла-1" – советский переносной зенитный ракетный комплекс, разработанный и принятый на вооружение в 1981 г., "Стрела-2" – тоже советский, принятый ВС СССР в 1968 г., говорит политик. И добавляет, что хотя "Игла-1" и может считаться действенным средством против отдельных типов воздушных угроз, и количество этих ПЗРК в ВСУ существенно уменьшилось из-за применения не по назначению.
"В 2018-2019 гг. Украина подписала ряд меморандумов с предприятиями оборонно-промышленного комплекса Турции об участии в разработке и обмене наработками по программе создания семейства ракетных комплексов "земля–воздух" от малого до большого радиуса действия – Centra, которые разрабатываются турецкими компаниями ASELSAN и ROKETSAN и субподрядчиками Tubitak Sage и Meteksan Savunma. Турция была заинтересована в сотрудничестве с Украиной по вопросам твердого ракетного топлива для зенитных управляемых ракет, а Украина должна получить доступ к зенитным технологиям, разработанным Турцией. В 2020-2021 гг. это сотрудничество полностью прекратилось НЕ по инициативе Турции", – пишет Турчинов.
Он отмечает, что для защиты воздушного пространства Украины следует немедленно определиться с базовым самолетом украинских ВВС, который должен заменить парк морально устаревших советских самолетов. Это решение требует немедленного принятия, ведь для его реализации необходимы сложные переговоры с мировыми лидерами производства военной авиатехники и правительствами их стран, зарезервировать значительные средства и предоставить государственные гарантии под долгосрочные кредитные линии и обеспечить подготовку летного состава. На переходный период модернизировать существующие платформы, в частности, МИГ–29с, в рамках военно-технического сотрудничества с ведущими компаниями стратегических партнеров с учетом опыта воздушных сил Азербайджана, разработавших аналогичный проект.
"На базе перспективных разработок украинских оборонных предприятий есть все предпосылки для создания ударного авиационного беспилотного комплекса оперативно-тактического и оперативного уровня. Необходимо начать боевое применение БПЛА "Байрактар" для наработки опыта и тактики использования ударной беспилотной авиации", – добавляет политик.
Следует срочно возобновить работу и финансировать создание отечественного зенитного ракетного комплекса среднего радиуса действия (до 100 км) на базе разработок ККБ "Луч", подчеркивает он.
"Заявления военно-политического руководства Украины по закупке зенитно-ракетных комплексов Patriot (США) не соответствуют нашим финансовым возможностям. Высокоэффективным и значительно более дешевым решением является модифицированный ракетный комплекс производства компании Raytheon (США) – SLAMRAAM (Surface Launched Advanced Medium Range Air–to–Air Missile)", – объясняет политик.
Комплекс SLAMRAAM в составе 4-х радиолокационных управляемых ракет AMRAAM устанавливается на движущуюся наземную платформу, в частности, на HUMVEE (известная как "Хаммер"). Ракета AIM–120 AMRAAM (Advanced Medium–Range Air–to–Air Missile) – это всепогодная управляемая ракета средней дальности, предназначенная для поражения воздушных целей за пределами прямой видимости цели.
"Эти комплексы могли бы стать эффективной заменой устаревших ЗРК "Бук", "Куб", быть применены для защиты критической инфраструктуры государства. Колесная база будет обеспечивать высокую мобильность и возможность оперативной передислокации собственным ходом по автодорогам общего пользования", – убежден политик.
Он добавляет, что Украина может производить подвижные платформы, поэтому для создания комплекса потребуются зарубежные поставки только боевых частей.
Александр Турчинов предлагает обратиться к правительству США для передачи Украине в рамках программы военной помощи комплексов противовоздушной обороны типа SLAMRAAM и переносных зенитных комплексов ПЗРК "Стингер" (Stinger) производства General Dynamics США, предназначенных для поражения низколетящих воздушных целей (самолетов, вертолетов, БПЛА).
Также он подчеркнул, что необходимо срочно возобновить сотрудничество с Турцией по программе совместного создания ракетных комплексов "земля–воздух" LYRIC.
"Сейчас Украина лишена оружия стратегического уровня, которое бы могло сдержать агрессора. Единственное, что в современных условиях может сдержать РФ от полномасштабных военных действий против нашей страны, – это понимание врагом неотвратимости беспрецедентных потерь, которые полностью нивелируют достижения наступления", – пишет экс-секретарь СНБО.
Одним из главных инструментов нанесения врагу таких потерь должна стать разветвленная и эффективная система теробороны, убежден он. Каждый регион, каждый населенный пункт должен стать "крепостью, способной безжалостно перемалывать живую силу противника, быстро обезвреживать его десантные и диверсионные подразделения, надежно защищать стратегические военные и инфраструктурные объекты".
В условиях военной агрессии РФ в 2014 году в каждом регионе были созданы батальоны теробороны, на базе которых со временем сформировались бригады теробороны, напоминает политик.
"В июле 2021 г. был принят Закон "Об основе национального сопротивления". Такое амбициозное название требовалось Офису президента, чтобы выбить из рассмотрения внесенные значительно ранее достаточно сбалансированные законопроекты о ТРО. Но в последнее время кроме пиара и громких патриотических лозунгов в этом важном направлении практические меры не реализуются. Чтобы не превращать это важнейший для обороноспособности страны вопрос в очередной пиар власти, необходимо во время разработки и принятия доктринальных документов и положений вместо лозунгов и пожеланий предусмотреть детальный план подготовки и развертывания сил ТРО в особый период, определить и обеспечить реальную потребность в вооружении, боеприпасах, военной, специальной и другой технике, в материально-технических ресурсах и тому подобное. Обеспечить комплектацию, профессиональную подготовку и обучение подразделений и служб ТРО. Определить боевые задачи, стратегию и тактику действий сил ТРО с учетом специфики и особенностей каждого региона", – отмечает он.
"Сложные задачи, в частности, ведение боя в полном окружении или во вражеском тылу требуют формировать подразделения ТРО исключительно на добровольческой основе. Отбор, морально-психологическое состояние и подготовка бойцов сил ТРО должны обеспечить не только высокий уровень владения ими оружием, но и доверие для надежного его хранения", – отмечает политик.
"Это далеко не полный перечень приоритетов т. н. "Плана-Б". Отдельной детализации требует вопрос стратегического планирования, современных подходов к управлению войсками, приобретения оперативных возможностей, вопросы связи, логистического обеспечения и тому подобное. Но главное, что в условиях тяжелых и опасных вызовов и угроз страна сможет себя защитить, когда это станет основой государственной политики и ежедневной профессиональной работы", – заключает он.
Читайте также: Как начиналась АТО: самые тяжелые операции и первые победы ВСУ в первый год вооруженной российской агрессии