Когда в 2014 году Россия начала вооруженную агрессию против Украины, тамошний вождь Путин сопровождал это странной аргументацией – мол, русские и украинцы один народ. Украинцы, конечно, с этим не соглашаются.
Второго президента Украины Леонида Кучму часто называли пророссийским руководителем. Однако в 2003 году он издал книгу с говорящим названием – "Украина не Россия".
И с ним трудно поспорить.
"Машина времени" в свежем выпуске рассказывает об исторических и культурных различиях между украинцами и россиянами.
Год 2014. Россия начинает необъявленную войну против Украины.

Второго президента Украины Леонида Кучму часто называли пророссийским. Однако в 2003 году он издал книгу с говорящим названием – "Украина не Россия".
И с ним трудно поспорить. Потому что, например, такое трудно представить в Украине. Россия, Москва. Задержанные протестующие сами толкают автозак, который заглох.
В Украине же протесты выглядят несколько иначе.
Историк Александр Палий говорит: "Ментальности украинская и российская действительно чрезвычайно отличаются".
Разница – во многих веках совершенно разной истории и культуры.
Историк говорит: "Недавно выступил некий Сурков, который является наполовину чеченцем. Он выступил с тезисами о русской идентичности, русской ментальности. Он говорил о том, что русские не ремонтируют забор, а смотрят из-за забора. Не обустроив свою собственную землю, не доведя ее до ума, пытаются захватить новую, утвердиться на ней. Это фактически тип экстенсивный, тип заимствованный из очень первобытных времен".
Сегодняшняя "Машина времени" о том, как и чем отличается Украина от России.
Разница во времени основания
Начнем с того, что и сама Россия – не Россия. Такое самоназвание стране Московия придумал один из ее правителей – царь Петр Первый в 1721 году.
Присвоив греческий вариант названия древнеславянского государства Русь.
Депутат от "ЕС", бывший руководитель Института национальной памяти Владимир Вятрович говорит: "Само даже название Россия латинизировано от Русь. Собственно это государство, которое в свое время, в период расцвета Руси, было периферией самого Русского государства, решило себе присвоить наследство, более того, показать, что оно является единственным наследником Киевской Руси. Дальше где-то, в течение XVIII века, до конца XVIII века, в XIX веке, когда уже происходило становление историографии, истории как науки в России, именно тогда были установлены определенные концепции, которые должны были обосновать этот тезис, что только Россия является наследником собственно Руси".
Русское государство с центром в Киеве существовало в X-XIII веках на землях нынешней Украины, Беларуси и части России. На территории будущей Московии в так называемом Залесье тогда обитали угро-финские племена Меря, Мещера и Мордва.
"Там происходила ассимиляция многих финно-угорских народностей, их смешивание в кучу вокруг Москвы. Вокруг Суздаля, а потом вокруг Москвы. И в результате утрата многими из них языка своего, финно-угорского. И переход на славянское койне, которое было заимствовано от князей", – рассказывает историк Александр Палий.
Со временем центральная власть ослабла и начался так называемый период раздробления. Залесские князьки идут на Киев войной.
Год 1169-й. Войско Владимирского князя Андрея Боголюбского атакует Киев. Угро-финские воины захватчиков жгут дома и грабят церкви. Современники вспоминали, что северо-восточное войско в уничтожении города было хуже половцев. Среди прочего Боголюбский ворует из Киева Вышгородскую икону Божией Матери – сегодня ее можно видеть в Москве, в Третьяковской галерее, под названием Владимирской.

Кроме иконы жестокий князь захотел иметь в своих Северных владениях и своего митрополита.
Евстратий Зоря, архиепископ, представитель священного синода Православной церкви Украины, рассказывает: "Вот тогда, когда он преподнес свое княжество он впервые обратился к Константинопольскому патриархату с требованием создать отдельную митрополию для Владимиро-Суздальского княжества. Но патриарх тогда категорически отказал, указав, что митрополия Киевская и всея Руси есть одна".
В 1240 году Киев испепелила армия Батыя. Разоренный город потерял всякое влияние. На юго-востоке возникает Орда. Северные князья Владимира и Суздаля признают власть хана и получают ярлык на княжение. Митрополит Киевский тоже едет в орду за разрешением на свою деятельность. А, например, тезка Гундяева митрополит Кирилл вообще остался в столице Орды Сарае. Его преемник Максим, получив в Орде ярлык, переселяется из Киева во Владимир на Клязьме. Хоть и остается митрополитом Киевским.

Владимир Бурега, проректор Киевской духовной академии, говорит: "Для того времени, чтобы новое политическое образование было стабильным и авторитетным, нужно было подкрепить его церковным авторитетом. Отсюда и попытки владимиро-суздальских князей, а позже московских как-то перетянуть церковный авторитет из Киева, то есть перетянуть митрополита".
В Орде государственной религией на ту пору считался шаманизм. Однако ханы достаточно снисходительно относились к православизации исполинских территорий, заселенных угро-финскими племенами.
В 1325 году митрополит Петр при княжении правнука Батыя Ивана Калиты переезжает в Москву. Это событие в Московии мифологизировано до абсурда, которым в XVII веке с миром поделился Павел Алеппский в своих путевых заметках.
Евстратий Зоря рассказывает: "Среди прочего архидиакон Павел вспоминает, как в Москве ему рассказывали, что митрополит Петр похоронен в Успенском соборе Кремля, и это тот самый митрополит, который крестил Русь при князе Владимире, а затем, окрестив Русь, поехал в Москву и освятил Москву и его гроб — это доказательство того, что это действительно он".
Церковные войны в конечном итоге привели к тому, что Киевскую церковь в XVII веке Московская аннексировала. Но, несмотря на 300 лет экспансии, "русский мир" так и не сумел окончательно ее поглотить. Это видно по архитектуре и росписям.
Архитектура храмов
Вот так выглядят древние украинские церкви времен Руси, например, как София Киевская.

А вот одна из древнейших русских церквей – из села Бородава. Датируется она ориентировочно XIV веком, сделана из сруба.

Древнейшие каменные церкви Московии – тоже XIV век – время того самого татарского "ига".
Даже после оккупации Украины Россией в XVII веке, сохранились существенные архитектурные и изобразительные различия. Большинство украинских храмов того времени – образцы так называемого украинского или казацкого барокко, которое еще называют мазепинским.

Присутствует казацкое барокко и в России, потому что во времена того же Петра Первого новую империю ему помогали строить именно украинцы.
Художник Денис Белянский говорит: "Русские когда-то с территории Украины, Беларуси забирали лучших мастеров. Резные иконостасы, которые есть в России, наиболее крупные, величественные, в 5-7 ярусов, они появились благодаря этим мастерам. Это была такая флемская резьба. Это факт. Керамика тоже ушла отсюда, потому что здесь технологии были лучше. Книгопечатание – знаете кто".
Однако главный архитектурный стиль того времени в России – так называемое нарышкинское барокко. Совсем другое.

Но главное отличие все же в другом - россиянам свойствен милитаризм и гигантомания. И все это тянется с давних времен до сих пор.
Это Храм Христа Спасителя в Москве. Один из крупнейших в мире – высота 103 метра. Его основали в честь военной победы – в войне с Наполеоном. Строили очень долго – более полувека. Как только закончили, как большевики его взорвали.

Чтобы на его месте построить собственный храм – дворец съездов. Самое большое сооружение в мире. Не сложилось - и в 90-х годах уже новая российская власть восстановила гигантскую церковь.
Однако этого россиянам мало. Российская армия решила построить отдельный милитарный храм – Победы.

Вместо святых на стенах красуются солдаты. Шизофреничность замысла подчеркивают некоторые детали – диаметр главного купола 19 метров 45 сантиметров – в честь 1945 года.
Однако безумие на этом не заканчивается.

Это Россия, наше время, деревня Большая Ельня. Храм Путина. Есть даже икона Путина. Путь иной. Матушка говорит — мироточит.
А это Украина, город Житомир. Михайловский собор Православной церкви Украины. Росписи на стенах церкви осуществляются не за государственный счет, а с помощью меценатов. И они совсем не похожи на московские.
Художник Денис Билянський говорит: "Кто-то называет это украинский модерн. В принципе, в чем-то похоже, но я не соглашаюсь что это украинский модерн, потому что эта стилистика была 100 лет назад. Но по каким-то базовым императивам она похожа. Девизом академии украинской модерновой была украинизация современного искусства и модернизация украинского искусства. Мы придерживаемся этих постулатов и из этого исходит наша стилистика. А что там намешано, много чего – это роспись золотом, это лаврская школа, но она уходит корнями в европейскую готическую школу. Много там таких византийских мотивов, ну много золота".

Национальные костюмы
Архитектура и изобразительное искусство, как видим, у украинцев и россиян очень отличаются. Может, национальные костюмы похожи? Тоже нет! Хотя...
20 мая 2021. В Украине – день вышиванки. Президент Владимир Зеленский решил похвастаться своей…

Косоворотка как элемент национальной одежды появились в Московии ориентировочно в XV веке.
А в XIX веке косоворотка стала еще и элементом военной одежды в российской империи.

Монгольское господство
Откуда же такие существенные культурные и ментальные различия у двух соседних народов? Ответы, очевидно, в истории. Один из них – монгольское господство. Украинские земли пережили его практически незаметно – особенно в Галиции и на Волыни, где продолжало существовать королевство Русь. А вот нынешняя Россия стала частью татарского мира. Не зря на европейских картах ее еще долго будут называть Тартарией.
Историк Александр Палий говорит: "Фактически на территории России монголо-татарское иго длилось втрое дольше, чем на территории Украины. У нас, мы знаем, с 1240 по 1320. Ну там окончательное завершение это 1362. У нас. А на территории России с 1237 по 1480. То есть втрое дольше. 240 с лишним лет вместо 80 у нас. А если говорить о периодической зависимости от государств чингизгидов, которая продолжалась в России до начала XVIII века".
О монгольском завоевательном наследии России писал один из коммунистической святой троицы – Карл Маркс. Один из советских идолов ненавидел Россию, считал, что это варварская страна и угроза цивилизованному миру.
"Московия была воспитана и выросла в ужасной и гадкой школе монгольского рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить план завоевания мира", – писал Карл Маркс.
Кстати, Карл Маркс первым в истории предложил ввести против России экономические санкции. Считал, что это будет действенным и "Россия не так страшна, как кажется".
Татарское влияние на историю России было большим. Как минимум двое московских царей – Симеон Бекбулатович и Федор Годунов были татарами по национальности. Впрочем, нынешняя Россия уничтожает татарскую самобытность, опасаясь сепаратизма из Казани.

Украина, в отличие от России, на протяжении многих веков была частью европейского культурного пространства. И даже будучи завоеванной Московией, тащила туда русских.
Общего у нас с русскими, как видим, не так много – однако оно есть.

И это не те черты, которыми стоит гордиться: патернализм, склонность к коррупции, отсутствие критического мышления. Украинцы это понемногу, но преодолевают, а Россия продолжает повторять исторические ошибки. Ибо не признает собственную историю, заменяя ее мифологической. А незнание истории, как известно, не освобождает от ответственности.