Замглавы Офиса президента выступает вопреки позиции министра обороны и главкома ВСУ. Такое мнение высказал журналист и воин ВСУ Юрий Бутусов.
"Сегодня комитет по обороне Верховной Рады рассматривает законопроект о военной полиции, заключительные положения, и документ либо окончательно его похоронят, выхолостив суть, либо произойдет чудо", – пишет Бутусов.
По его словам, во всех без исключения странах НАТО правопорядок в войсках обеспечивает специальный правоохранительный орган – военная полиция, подчиняющаяся главнокомандующему армией с целью обеспечения выполнения военных решений и борьбы с преступлениями среди военных. Но этого нет в Украине, потому что наша военная служба правопорядка выполняет исключительно административные функции, а для уголовных расследований полномочий не получила.
"Разговоры о создании военной полиции безрезультатно шли при президенте Порошенко – закончилось ничем. Но в 2021 году президент Зеленский подписал указ № 473 "О стратегическом оборонном бюллетене Украины", который предусматривал создание военной полиции", – пишет журналист.
По словам Бутусова, во исполнение указа 15 февраля 2022 года 34 народных депутата "Слуги народа" подали законопроект 6569-1 "О военной полиции". Сначала там было предусмотрено предоставление всех необходимых полномочий.
"Этот законопроект полностью поддержали министр обороны Алексей Резников и главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. Но вдруг "слуги народа" начали этот законопроект тормозить. Вместо голосования создали в сентябре 2022-го рабочую группу, пригласили туда военных, юристов, которые воюют на фронте, и все военные заявили – нужно немедленно принимать и создать на базе ВСП полноценную военную полицию на основе доктрины НАТО AJP –3.21 2019 года", – рассказал журналист.
Бутусов сообщил, что в рабочей группе пытались честно убедить Офис президента, вот какие аргументы приводились в дискуссии:
"Предотвращение и расследование уголовных преступлений в армии осуществляют три структуры – ГБР, МВД и ВСП. Нет одной ответственной структуры, у ВСП полномочий по уголовным делам нет, все полномочия у гражданских структур. ГБР не создавалось для выполнения функций оперативно-розыскной деятельности в войсках в условиях боевых действий. Специализированные прокуроры якобы функционируют, но в 2020 году ликвидировали военных прокуроров, а гражданские лица не могут в условиях боевых действий выполнять свои обязанности по назначению. Военные суды также отсутствуют. Из-за полного отсутствия военной юстиции на фронте происходят неуправляемые процессы – на гауптвахте одного из прифронтовых подразделений ВСП находится под стражей примерно до батальона личного состава, согласно официальным сведениям, в 2022 году зарегистрировано 13 583 военных уголовных правонарушений, по которым в 2587 (19%) сообщено о подозрении и 2167 (16%) направлено в суд. Показатель реальной криминальной репрессии почти вдвое меньше, чем в целом по государству, это показывает низкую эффективность системы. Это только статистика военных преступлений, а есть еще большой массив других общеуголовных преступлений, совершенных военнослужащими, по которым отдельная статистика по субъектам не ведется. Военная полиция не должна подменить ГБР, а разгрузить ГБР от несвойственных функций. Досудебное расследование и оперативно-розыскная деятельность по военным должна быть в руках военных на базе ВСП. Создание вместо военной структуры дежурного гражданского органа власти приведет к излишним расходам бюджета и приостановке работы ВСП, что в условиях военного положения является диверсией".
По его мнению, решение саботировать законопроект вводит непосредственно заместитель главы Офиса президента Олег Татаров. Министр обороны Резников пытался защитить законопроект. Но так тихо, чтобы никто не услышал, потому что у Татарова большие ГБР, БЭБ, МВД, а у Резникова – маленькие яйца по 17 гривен.
"Татаров сильнее. На словах он вдувает в уши Зеленского, что нельзя перед выборами усиливать самую популярную фигуру в Украине – Залужного. А на самом деле Татаров хочет сохранить под своим контролем всю правоохранительную деятельность, потому что у него такие полномочия, каких ни один силовик ни при Януковиче, нет при Порошенко не имел вообще. Конечно, поскольку Залужный далеко, а Татаров на докладах ежедневно, то его мнение относительно военной полиции побеждает. Ну, и на каждого депутата у него собирается компромат", – считает Бутусов.
Журналист убежден, что поэтому никакие ссылки на стандарты НАТО не работают. Так как Татаров – адвокат и партнер Андрея Портнова, теневого куратора судебной власти Украины, который сейчас находится в Москве, и уступать полномочия они не собираются никому.
"У меня вопрос к депутатам один – вы для армии работаете, или для Татарова? Вы же не Залужному должны дать военную полицию, вы армии должны дать военную полицию, армии, которая вас защищает, и благодаря которой вы годами сидите и тратите время и деньги налогоплательщиков. И не думайте, что о тех, кто саботирует закон общество забудет", – резюмирует Бутусов.
Напомним, Татарова подозревали в даче взятки эксперту по делу о хищении имущества Нацгвардии на 81 млн грн. В декабре 2020 года НАБУ отчиталось, что сообщило чиновнику о подозрении. Хотя этот процесс и затянулся из-за внезапной смены прокуроров по делу. В то же время Офис генпрокурора во главе с Ириной Венедиктовой забрал в бюро дело и отдал его в СБУ, которое тогда возглавлял Иван Баканов.
Президент Владимир Зеленский назначил Татарова замглавы Офиса президента 5 августа 2020 года. Против назначения выступила инициативная группа пострадавших во время Революции Достоинства. Дело в том, что Татаров во время событий Евромайдана работал в Министерстве внутренних дел и отбеливал жестокие действия правоохранителей.
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
- Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.