Тысячи вирусного видео, разрушающего украинскую армию изнутри. По сети массово распространяется песня, которая нахваливает срыв мобилизации и героизирует мужчин, незаконно выезжающих из страны. В Главном управлении разведки говорят – это часть информационно-психологической операции россии. И классическая технология раскола общества, когда с одной стороны есть "защитники", с другой – "уклонисты". Цель таких действий врага – сорвать мобилизацию и усилить напряжение в обществе. Больше об опасном тренде – в сюжете журналистки "5 канала" Анны Рыбалки.
Тихая, спокойная музыка, красивые пейзажи и мужчины-уклонисты за кадром. Сеть TikTok заполонили ролики на один мотив.
Часто анонимные, на некоторых видео – скрывают свое лицо, на других – открыто показывают. Главный тезис – будто те, кто бегут из страны – герои. А воевать должны только представители власти. Вот этот блогер в TikTok рассказывает, как его знакомый якобы успешно переплыл реку, чтобы бежать из страны.
Видео появляются синхронно и анонимно, отследили в разведке. Контент продвигается организованными группами ботов. А это свидетельствует о целенаправленной вражеской пропагандистской кампании, которую запустила россия.
"Это флешмоб своеобразный, который был запущен на прошлой неделе. Он где-то неделю идёт в TikTok. И его запуск совпал как раз с принятием закона о мобилизации. Это была достаточно спланированная информационная операция россиянами", – объясняет основательница инициативы "Как не стать овощем" Оксана Мороз.
Первая часть видео с враждебной ИПСО – якобы украинцы за границей снимают свою спокойную жизнь. Хвастаются этим, иллюстрируя картинку умопомрачительными пейзажами. Второй этап информационной операции – песня "Я уклонист".
Оксана Мороз говорит, что песня романтизирует образ жизни, который хочет навязать враг. Это ему выгодно. Песня стала вирусной, ведь отзывается у тех мужчин, которые не хотят становиться в ряды армии.
Подобный контент – попытка российских пропагандистов дискредитировать и сорвать мобилизационный процесс в рамках Закона Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации". Пик публикации видео с песней "Я уклонист" пришелся на время голосования в парламенте закона о мобилизации. Главная опасность – подобный контент быстро набирает просмотры и комментарии аудитории – одобрительные и критические, но дискуссии под этими видео только продвигают их в тренды. Этому способствуют и известные песни, и мотивы.
Эта российская ИПСО не нова. Еще 1 апреля Центр противодействия дезинформации при СНБО сообщал – враг распространяет видеоролик о «буднях» двух молодых украинцев: один отдыхает, развлекается с девушками, употребляет алкоголь и наркотики, а другой в это время воюет. Как впоследствии стало известно – в видео участвовали профессиональные российские актеры из Тюмени и Ярославля. Ролик снимали, чтобы сорвать процесс мобилизации в Украине. Факт-чекер Алена Романюк вспоминает, как приблизительно месяц назад по сети бродил еще один фейк, похожий на российское ИПСО. Якобы в одной из винницких школ детей заставляли ходить с бейджем "Мой папа уклонист".
"Фотография бейджа: "Мой папа уклонист". И подпись к этой фотографии о том, что вот в винницкой школе детей, чьи родители не на фронте, обязывают носить такие бейджи. "Ой, до чего мы с вами доукраинизировались!" На самом деле ничего в школах не делается, никаких бейджей в винницких школах не было. Это была провокация, на которую повелись украинцы", – отмечает факт-чекер проекта "Нота енота" Алена Романюк.
"Главная задача врага – это демотивировать общество изнутри. Понимая, что сломать волю к сопротивлению, украинские силы обороны они не могут, пытаются тратить колоссальные ресурсы для того, чтобы взорвать украинский тыл. Вопрос срыва мобилизации циркулирует давно в разного вида продуктах", – подчеркнул представитель ГУР МОУ Андрей Юсов.
В ГУР призывают украинцев критично относиться к информации. Коммуникатор и основательница инициативы "Как не стать овощем" Оксана Мороз считает – этого мало. Государство должно наконец-то взяться за информационную политику по мобилизации.
"Сейчас ее не существует. Потому что сейчас очень сложная ситуация. Крайне важно, чтобы была координация. Чтобы разные власти и военные в один голос говорили о важности, о реальной ситуации. Работали с возражениями и перенимали положительный опыт некоторых бригад по рекрутингу", – отмечает основательница инициативы "Как не стать овощем" Оксана Мороз.
24 февраля 2022 года украинцы продемонстрировали – не дадут оккупанту захватить страну. От собственного дома россиян на танках отгоняли не только оружием, но и голыми руками, народными коктейлями Молотова и острым словцом. И эта сила духа и сопротивления стала неожиданностью для врага. Вот поэтому он и хочет ее сломать.
Анна Рыбалка, "5 канал".
Напомним, ГУР отмечает активный рост вражеских ИПСО. Пропаганда реализовывалась годами против Украины, как внутри государства, так и снаружи.
Читайте также: путин хочет превратить Харьков в "санитарную зону". Авиабомбы, которыми россияне атакуют город, обладают дополнительными функциями планирования и силовыми установками.
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.