Украина планирует не только приступить к практическим переговорам о вступлении в ЕС, но и открыть до конца 2025 года все без исключения кластеры. Так быстро процесс вступления в Евросоюз (в его современных очертаниях) не стартовал ни в одном другом государстве, но Украина планирует сделать это реальностью. Об этом объявила на конференции "Вступление Украины в ЕС: формирование трансформационной повестки дня" профильный вице-премьер Ольга Стефанишина, изложив также план достижения такого рекорда. Об этом передает "Европейская правда" .
От украинских чиновников приходилось слышать и не такие обещания, поэтому само по себе это заявление не сенсация. Гораздо важнее то, что ровно такое намерение подтвердили и в Еврокомиссии. А брюссельские бюрократы не склонны делать подобные допущения без основания. Впрочем, в Брюсселе напомнили, что для этого Украина должна выполнить определенные условия. Среди них – политически чувствительные.
В частности, в ЕС ждут от Киева смягчения ограничений в рамках военного положения, требуют усиления прав оппозиции и советуют не забывать о венгерских требованиях. И, конечно, напоминают о реформах.
И, возможно, лучшей новостью, которую принесла конференция, стали заявления руководства ВР об их готовности к выполнению требований Евросоюза. Хотя с пониманием со стороны рядовых депутатов до сих пор есть серьезные проблемы. А вопрос прав оппозиции наверняка будет одним из самых сложных. Оппозиционные депутаты не верят в готовность власти на какие-либо реальные шаги в этом направлении.
Однако есть и хорошие сигналы о готовности выполнять требования ЕС, которые прозвучали, в частности, от первого вице-спикера Александра Корниенко.
На Польшу и Данию равные надежды
Большую конференцию по вступлению Украины в ЕС планировали провести в Киеве еще в конце прошлого года, но отложили на 2025 год – вероятно, надеясь, что со стороны ЕС будет больше ясности с открытием переговорных глав, а со стороны Украины удастся "подтянуть хвосты" в выполнении наиболее наболевших обязательств. Со вторым сложилось не очень.
Например, парламент в январе снова не нашел голосов ни за один из законопроектов об отмене или изменении так называемых "правок Лозового" – эти нормы, добавленные в законодательство еще в 2017 году, создают коррупционный путь, позволяющий закрывать уголовные дела. За прошедшие годы с тех пор проблема превратилась в одно из ключевых требований западных партнеров и части украинских активистов. Эти требования недавно поддерживают также правительство и руководство большинства – но против выступает бизнес-сообщество. Как следствие, голосов в Раде пока нет ни за один из путей выхода из тупика.
В пятницу от чиновников и парламентариев звучали надежды на то, что на следующей пленарной неделе здесь наконец-то произойдет смещение – но на вопрос "ЕвроПравды" ни спикер Руслан Стефанчук, ни вице-премьер Ольга Стефанишина, которая в последние месяцы продвигает выполнение этого требования ЕС, не решились ни на какие прогнозы. А Стефанишина, не скрывая разочарования в диалоге с парламентом по этому вопросу, также добавила, что с европейскими партнерами диалог наладить бывает проще, чем с украинскими депутатами.
И действительно, анонсированные вице-премьером планы, или предварительные договоренности со странами ЕС, содержат больше конкретики.
Украина уже согласовала предварительный план по вступительным переговорам. Скорость этого процесса является рекордной для Евросоюза. В том числе Киев рассчитывает на польское председательство в ЕС в первой половине 2025 года.
Уже в апреле Украина должна открыть первый кластер – так называемые Fundamentals или главные главы, включающие антикоррупцию, верховенство права, права человека, статистику и т.д. Причем то, что ЕС и Украина планируют открывать только Fundamentals, без пакетного объединения с другими главами – достаточно свежая информация. Еще в начале января в Брюсселе считали, что основным сценарием является именно такое "пакетирование", свидетельствуют источники "ЕП".
А вот в июне, по предварительной договоренности, ЕС должен принять пакетное решение об открытии еще двух переговорных кластеров – шестого (международные отношения и международная торговля; это наименьший по объему кластер, и Украина сможет сразу добиться успеха) и второго (внутренний рынок – наибольший кластер по объему и по количеству обязательств).
"Если Fundamentals – это душа переговоров, то внутренний рынок – это его тело, без которого мы можем душой ринуться в Евросоюз, но ногами не дойти. Поэтому первый и второй кластеры для нас очень важны", – пояснила вице-премьер.
В конце июня польское председательство достигнет завершения и Совет ЕС возглавит правительство Дании. На эту страну в Киеве – также амбициозные надежды. Стефанишина объявила, что за полгода датского председательства Украина планирует "так же открыть три кластера… то есть (до конца 2025 года мы хотим открыть) все".
А Евросоюз согласен?
Следует отметить, что столь быстрое продвижение по дороге к членству должно стать беспрецедентным. До сих пор ни одно другое государство-кандидат не открывало за один год все кластеры на переговорах по вступлению в ЕС. Пример Финляндии (которая в начале 1990-х провела вступительные переговоры всего за два года) здесь нерелевантен. Тогда не только кластеров не существовало, но и сам Евросоюз находился только на начальном этапе своего создания, которое длилось с 1992 по 2009 год.
Единственное сейчас государство-кандидат, открывшее все 33 переговорных главы – это Черногория, и у него процесс открытия длился с 2012 по 2020 годы. Даже в той же Польше открытие длилось два года, с 1998 по 2000, хотя тогда и Евросоюз был несколько иным, и кластеров не существовало, и даже переговорных глав было на четыре меньше, чем сейчас (а объем обязательств и актов совместного законодательства ЕС был меньше в разы).
Учитывая это, возникает вопрос: готов ли сам ЕС на такую скорость или это только украинское желание? В пятницу появились дополнительные поводы для оптимизма.
В конференцию включился по видеосвязи гендиректор профильного директората Герт Ян Копман. Это должностное лицо имеет репутацию скептически настроенного по отношению к украинским "ускорениям", но и он – по собственной инициативе – заявил о реальности открытия всех кластеров до конца года.
"Есть много доверия, мы видим друг в друге партнеров, и я надеюсь, что на этой основе мы через год сможем открыть все кластеры переговоров (о вступлении Украины в ЕС). Мы очень к этому стремимся, но в конце концов это будет зависеть от вас", – заявил Компан.
Столь четкие заявления от евробюрократа свидетельствуют, что на уровне ЕС есть политическое согласие о столь беспрецедентной скорости открытия переговоров. На ремарку о том, что воплощение этого календарного плана будет "зависеть от Украины", стоит обратить особое внимание.
То, что открытие кластеров внутреннего рынка и международной политики запланировали не в пакете с "фундаментальным" кластером, а отдельно от него – имеет политические причины и политические последствия.
На самом деле перенос этого решения на июнь нужен польскому правительству, председательствующему в Совете ЕС. Сейчас в Польше началась активная президентская предвыборная кампания, на которой, к сожалению, антиукраинские игроки очень активны. Поэтому у действующей власти Польши есть стимул передвинуть масштабное проукраинское решение в Брюсселе на период после выборов. Но нет никаких сомнений, что в ЕС будут звучать также голоса за то, чтобы поставить перед Украиной какие-то жесткие условия для этого июньского шага.
Если вы подумали о Венгрии – то не прогадали. Копман в своей речи также довольно прямо предупредил по этому поводу украинские власти, напомнив об "элементе, которому уделяет особое внимание одно из государств-членов".
"Я бы призвал всех, особенно членов Верховной Рады, двигаться вперед в выполнении плана действий по национальным меньшинствам, потому что это повлияет на темпы ваших переговоров о вступлении", – подчеркнул он.
Впрочем, сводить все только к венгерской проблематике будет так же ошибочно.
От оппозиции к выборам
На самом деле выступление европейского гендиректора содержало не только позитив. Более того, большая часть его речи была сформулирована так, чтобы стать определенным "сигналом тревоги" для власти. И дискуссия показала, что этот сигнал в Киеве услышали.
Герт Ян Копман выделил "три вопроса, на которые мы (в ЕС) обращаем внимание" при оценке постоянства демократии в стране кандидата.
Первый из них – это готовность страны к проведению выборов.
Сразу стоит подчеркнуть: Евросоюз не продвигает идею выборов во время войны. И конституционные ограничения, и невозможность проведения полноценной предвыборной кампании, и дела безопасности, которые делают невозможным голосование во время боевых действий – все эти аргументы в ЕС знают и прислушиваются к ним, но похоже, что все же ждут определенной подготовки Украины к послевоенным выборам. В частности – изменения избирательного законодательства там, где оно нуждается в адаптации к реалиям. Впрочем, в этом блоке конкретики было мало.
Еще один фокус при оценке ЕС – права гражданского общества; здесь к Украине заметных претензий не звучит.
Самый проблемный вопрос из "тройки" – права оппозиции в Украине. Здесь у ЕС есть претензии. А пятничная конференция дополнительно проиллюстрировала напряжение в этой сфере.
"Мы хотим увидеть, что все партии в парламенте принимают участие в дискуссиях и принятии решений. Оппозиция должна иметь простор не только в парламенте, ей должно быть место и на конференциях", – подчеркнул Копман.
Такое внимание к конференциям (не важнейшим для политиков событиям) – не случайно. Дело в том, что как раз на этой конференции о вступлении в ЕС баланс был явно нарушен. Среди панелистов нашлось место четырем депутатам от "Слуги народа", а вот оппозицию представил только один депутат от "Голоса". Это вызвало публичное возмущение главы евроинтеграционного комитета ВР, бывшего вице-премьера Иванны Климпуш-Цинцадзе, которую не пригласили выступить на мепроприятие; заявление Компана свидетельствует, что это не осталось незамеченным.
А еще он добавил: Брюссель следит также за тем, есть ли у украинской оппозиции достаточные возможности для международной работы. Как известно, в прошлом году оппозиция часто жаловалась на ограничение поездок за границу; теперь это явилось объектом особого мониторинга со стороны ЕС.
Такой публичный упрек в адрес властей, прозвучавший в присутствии представителей многих европейских дипмиссий, не мог остаться без реакции; ответить топ-чиновнику взялся первый вице-спикер Александр Корниенко, выступавший на одной панели с Копманом.
Примечательно, что он не отрицал упреки – а наоборот, принялся убеждать, что Украина готова к переменам. В том числе что касается прав оппозиции.
"Могу только присоединиться к господину Копману в его пожелании, чтобы мы не ждали, пока примем дорожную карту, откроем кластер, и тогда где-то осенью начнем улучшать права оппозиции. Нет, это нужно делать сейчас", – заявил он.
Также Корниенко заверил всех присутствующих в том, что власти уже вводят изменения, даже если они не видны.
"Если вспомнить дискурс (в упреках в адрес власти – ред.) год назад, когда никого не выпускали за границу – то сейчас более 40 человек в Штатах (на "молитвенном завтраке" – ред.), и оппозиции там больше, чем власти", – подчеркнул он.
Приведет ли этот прозвучавший публично диалог к новым изменениям – покажет время. Но можно прогнозировать, что на этом пути украинским проевропейским политикам придется преодолевать также глубокую нехватку доверия. Это подтвердило выступление единственного представителя оппозиции, приглашенного на панель – нардепа из "Голоса" Андрея Осадчука. Он обвинил действующую правящую силу чуть ли не в узурпации власти. Хотя и заметил, что это происходит в Украине далеко не в первый раз.
"Ни одна политическая сила за 30 лет, которая получала контроль над большинством и над Кабмином – не смогла сдержаться и действовать в рамках Конституции и законов по политическому влиянию. Все хотели все и по максимуму, не понимая, что есть пределы, что есть базовое распределение ветвей власти", – с сожалением отметил он, признав, впрочем, что первые сдвиги есть. В частности, то, что только при этом созыве парламента отбор судей удалось деполитизировать".
Смягчение военного положения
Но если отложить в сторону противостояния и взаимные упреки политиков, то главной проблемой, о которой упоминали больше всего чиновников – и европейских, и украинских; и политиков, и экспертов – стал вопрос институциональной готовности государственных органов Украины к ведению переговоров. В том числе – из-за вопросов к профессионализму тех госслужащих, которые занимаются отдельными вопросами, а также из-за нехватки людей на госслужбе.
Несколько выступающих, в том числе уже упомянутый Андрей Осадчук, отметили серьезную проблему, которую создала приостановка конкурсного отбора – сначала из-за пандемии, затем из-за полномасштабной войны.
"Что бы ни принимала ВР или Кабмин, но это должны выполнять максимально профессиональные люди (в правительстве). А в Украине всегда происходит соревнование между профессионализмом и лояльностью, в котором часто побеждает лояльность", – считает он.
Конечно, одним лишь возобновлением конкурсов большинство проблем не решить, есть вопросы к привлекательности госслужбы, к зарплате и тому подобное. Но представители власти говорят, что готовят перемены. В том числе – под давлением ЕС.
"Действительно, у нас приостановились конкурсы на госслужбу. Соответственно, нам нужно разработать изменения в закон о военном положении и о государственной службе и возобновить конкурсную процедуру. Вопрос непростой, но с ним абсолютно реально справиться. Впрочем, европейские партнеры также настаивают, что надо это деполитизировать, и есть определенный перечень предложений", - есть определенный перечень предложений.
Возвращаясь назад, следует отметить, что от ЕС действительно звучат настойчивые рекомендации об изменении регулирования военного времени. Об этом – в неоднократно упомянутом выступлении – объявил Герт Ян Копман.
"Мы понимаем, что введение военного положения изменило определенные демократические процедуры, учитывая вызовы безопасности. Очевидно, Украина вернется к конституционной нормальности после того, как война завершится и военное положение отменят. Но я действительно советую вам уже сейчас изучить необходимость и пропорциональность тех ограничений военного положения. Подробно изучить!", – обратился он к присутствующим депутатам, не став, впрочем, детализировать, в каких именно вопросах ЕК ожидает перемен.
Впрочем, из выступлений чиновников следует, что правительство об этих ожиданиях знает.
Но кроме того, не стоит забывать и о других, более "рутинных" задачах, которые Украина должна выполнить на пути к вступлению. Как уже неоднократно говорилось, определяющим здесь будет прогресс по "основным" главам, в том числе судебная реформа, противодействие коррупции, права человека и тому подобное.
Сейчас между Киевом и Брюсселем продолжается согласование так называемой "дорожной карты" по основным переговорным главам №23-24.
Прогресс в ее выполнении Украиной будет определяющим для продвижения по дороге переговоров с ЕС в будущем. Тексты "дорожной карты" планируют предварительно утвердить в ближайшие недели. Сейчас этот документ – размытый, в пятницу чиновники на сцене спорили даже о том, сколько там будет пунктов или мер; ответственная за ДК заместитель министра юстиции Людмила Сугак насчитала 474 мероприятия, которые должна реализовать Украина.
"Мы поставили себе задачу реализовать эти мероприятия до 2027 года. Амбициозно, но мы точно справимся с этой задачей", – заявила она.
Львиную долю этой работы должна выполнить Верховная Рада, где в последнее время регулярно возникали проблемы, о чем говорилось в начале материала – в частности, относительно "правок Лозового". Александр Корниенко, однако, заверил, что понимание растет. По крайней мере, на уровне руководства ВР.
Сам Корниенко, по его словам, изменил понимание процессов после недавнего визита в Брюссель, где он присоединился к технической работе Еврокомиссии по подготовке к переговорам. Вот только в широком кругу депутатов с пониманием этого есть проблемы, говорит первый вице-спикер.
"Я просидел в Брюсселе три дня на скринингах, чтобы понять, что вообще от нас хотят – и я понял, что нам еще нужно провести информационную кампанию, начиная с нас самих в Верховной Раде ... Один из мифов заключается в том, что надо действовать так, как раньше у нас много раз получалось во многих международных взаимодействиях, программ вместо выполнения начальных требований). Но в вопросе расширения это не получится", – признал он.
Также смотрите видео:
Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.