Социологический опрос, проведенный в преддверии полномасштабного российского вторжения в феврале 2022 года, свидетельствовал, что только 12% граждан знали их содержание. 21% украинцев полностью не знакомы с содержанием Минских договоренностей, но при этом 63% считают, что их нужно пересмотреть.
В партии "Европейская Солидарность" напоминают, что Минские договоренности: Минский протокол от 5 сентября 2014 года, Минский меморандум от 19 сентября 2014 года и Минский комплекс мероприятий от 12 февраля 2015 года.
Эти соглашения были достигнуты в крайне сложной ситуации, в которой в то время находилась Украина. Армия нашей страны была практически уничтожена стараниями агентов москвы в окружении януковича.
Но даже в этих условиях летом 2014 года украинские Вооруженные силы Украины были близки к полной очистке своей территории от незаконных вооруженных формирований. И тогда россия применила свои регулярные войска и совершила открытое вторжение в Украину.
В конце августа – начале сентября 2014 года, в частности, после обстрела российской артиллерией украинских подразделений (международные организации имеют доказательства), вторжение российских регулярных подразделений на территорию Украины вблизи Иловайска (по данным иностранных исследователей, Военной прокуратуры Украины, Генштаба и очевидцев), при Савур-Могиле, сложилась критическая ситуация, которая могла перерасти в широкомасштабную агрессию россии и угрожала потерей Украиной своего суверенитета и независимости.
Тогда ВСУ потеряли до 80% всей техники, россия взяла под контроль более 400 километров нашей границы. Фактически дорога для "коридора в Крым" была открыта. Мариуполь и Запорожье оказались перед угрозой захвата, а россия ясно показала, что готова активно действовать не только в Крыму, но и на востоке Украины.
В этой ситуации Украина выиграла главное: время для подготовки.
На тот момент договоренности были выгодны именно Украине, ведь предполагали, в частности:
- немедленное прекращение огня;
- отвод тяжелого вооружения с подтверждением от ОБСЕ;
- обмен пленными;
- возобновление контроля над границей;
- вывод иностранных войск и техники из Донбасса.
До февраля 2022 г. Минские договоренности оставались фактически единственной согласованной основой для санкций, переговоров и работы Нормандского формата. В ЕС подчеркивают, что санкции против россии напрямую связаны именно с полным исполнением Минских соглашений. То есть они могут быть сняты только после полного установления контроля Украиной над своей границей с россией.
Об этом говорится в выводах Европейского Совета (ключевого органа ЕС во внешней политике), принятых в марте 2015 года: "Соблюдение ограничительных мер против российской федерации… должно быть четко привязано к полному выполнению Минских соглашений".
"Минск" упоминается также в последнем решении Совета ЕС о продлении санкций. То же – в решениях США, принятых после "Минска-2".
Россия хотела показать, что она готова остановить вооруженное вмешательство в обмен на отмену санкций за оккупацию Крыма. Но, пытаясь заставить Украину, путин сам попал на крючок.
С западными союзниками Украины было согласовано выгодное для нашего государства толкование Минских договоренностей: прежде всего должны были быть выполнены договоры безопасности – полное прекращение огня, отвод всех формирований, вывод их за пределы границы и полное восстановление Украиной контроля над всей украинско-российской границей.
Именно Минские договоренности продемонстрировали всему миру, что с путиным невозможно договариваться, ведь он не соблюдает соглашения. Невыполнение россией договоренностей и явилось главным основанием для применения и постепенного усиления международных санкций в отношении агрессора.
И главное, что при этом Минские соглашения не предусматривали никаких территориальных потерь для Украины, а наоборот – возвращение их мирным путем.
Сами по себе Минские договоренности рассматривались Петром Порошенко только как инструмент сдерживания россии, введение в отношении нее санкций и способ получить время для укрепления обороноспособности страны.
Тогда Украина активно использовала этот шанс. Были фактически с нуля возрождены ВСУ, началось их реформирование по стандартам НАТО и перевооружение. К 2019 году украинская армия стала одной из сильнейших в Европе.
Штатная численность ВСУ на 1 января 2014 составила 165 500 человек. Из них 120 900 военных, остальные – гражданские. Штатная численность ВСУ 2018 года насчитывала уже 250 000 человек. Из них 204 000 военных и 46 000 – гражданских.
С 2014 по 2018 год в Сухопутных войсках было дополнительно сформировано и развернуто 6 механизированных и мотопехотных бригад, 1 горно-штурмовую бригаду, 2 артбригады, 2 зенитно-ракетных полка. С 2014 года количество боевых частей Вооруженных сил выросло с 99 до 143 на конец 2018 года.
По состоянию на март 2019 укомплектованность ВС Украины основными образцами вооружения и военной техники составила 85%, а Объединенных сил – 99%.
Только в 2018 году авиаремонтные заводы Укроборонпрома обновили и модернизировали около 50 самолетов и вертолетов, "Укроборонпром" передал в войска около 2500 единиц высокоточного оружия – противотанкового вооружения – "Стугна", "Корсар", "Барьер", а также ракеты производства "Луч". С 2015 года ВСУ получили более 300 разведывательных БПЛА "Аист-100".
В 2019 году общий бюджет безопасности и обороны, куда зачисляют все силовые ведомства, составил 210 миллиардов гривен – более 5% ВВП страны.
В 2014 году во время снятия с хранения вооружения и военной техники оказалось, что фактический уровень исправности вооружения и военной техники оказался на 40-45% ниже документного (88%). До 50% образцов нуждались в дополнительном техническом обслуживании и текущем ремонте из-за физического старения. К тому же, за период АТО с 2014 по первую половину 2016 года боевые повреждения получили 2576 единиц бронетанкового вооружения и техники. Из них 391 единица не подлежала восстановлению и была утрачена.
А уже в 2019 новой власти досталась современная натовская армия, с уникальными украинскими разработками – артиллерийская система "Ольха", ракеты "Нептун", "Богданы", "Стугны", "Корсары" и другое.
"С 2019 года Владимир Зеленский так и не смог вместо Минских соглашений придумали чего-то лучшего. Более того, новое руководство страны взяло курс на примирение с агрессором, в т.ч. за счет национальных интересов Украины. Где факто "команда Зеленского" начала выполнять Минские договоренности в последовательности и способом (в модальности) путина, в то время как первый пункт Минских договоренностей о прекращении огня так и не выполнялся", – отмечают в "Европейской Солидарности".
Уже в начале октября 2019 в ряде украинских городов прошли массовые протесты.
6 октября на столичном Майдане прошло многотысячное вече под лозунгом "Нет капитуляции". Аналогичные, но меньшего масштаба выступления прошли в десятках других населенных пунктов, включая находящиеся у линии разграничения.
Против подписания "формулы Штайнмайера" высказались Львовский, Ивано-Франковский областные советы, городские советы Сум и Кропивницкого. 3 октября 2019 года Зеленский вынужден был даже обратиться к украинцам с очередным видеообращением, в котором заверил, что "Измена отменяется. Никаких "договорняков".
Несмотря на это, Минские соглашения позволили нам дождаться беспрецедентных поставок международной помощи и летального оружия. И именно благодаря этому ВСУ смогли остановить российский "блицкриг" в феврале – марте 2022 года.
В декабре 2022 года бывший президент Франции Франсуа Олланд заявил, что Минские договоренности дали Украине необходимое время для укрепления ВСУ, и это сломало планы путина на победу в 2022 году.
А в январе 2023 года даже глава мзс рф сергей лавров признал, что Минские договоренности готовились, чтобы ослабить россию.
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
Смотрите также видео по теме: "Кластерный" план Минских соглашений: дорога к миру или ловушка для Украины
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.