Широкомасштабная война оказала серьезное влияние на медиаландшафт Украины. Во-первых, в телеэфире ввели политику одного голоса и большинство новостных служб объединили в телемарафон "Единые новости". Во-вторых, в условиях динамичного и часто трагического развития ситуации, безумно возрос запрос на информацию. В июле КМИС по заказу ОПОРЫ провел социологическое исследование, которое показывает, какие именно изменения произошли в информационной корзине украинцев.
Опрос проводился среди респондентов в возрасте от 18 лет на территориях, которые Украина контролировала по состоянию на 23 февраля 2022 года, однако в исследовании не приняли участие люди, с тех пор эвакуировавшиеся в другие регионы или уехавшие за границу. Метод: телефонное интервью с использованием компьютера; выборка – 1000 участников, погрешность до 3,4%.
Исследование показало, что телевизор как источник информации уступил лидерские позиции интернету. 59% респондентов в топ-2 источника информации относят социальные сети (а всего за последние 7 дней получали информацию из них 69%). "Единые новости" относят к топ-2 источникам информации 43% (в общей сложности его смотрели 57%).
Соцсети ценят за удобство (36%), разные точки зрения (24%), оперативность (20%), хотя достоверность указывают только 26%. В "Единых новостях" обратные показатели: достоверность (68%), удобство (13%), разные точки зрения (6%), оперативность (10%).
88% респондентов пользуются интернетом, в том числе 79% делают это каждый день или почти каждый день. Среди социальных сетей наиболее популярны Telegram, YouTube, Facebook. 41% суммарного времени потребления новостей украинцы используют на Telegram, 37% – на YouTube, 12% – на Facebook, 6% – на Viber.
62% предпочитают короткие видео; 61% – краткое информационное сообщение. Лонгриды интересуют только четверть украинцев.
Сохраняется возрастная разница, обусловленная разной технической грамотностью и обеспечением смартфонами. В целом у 75% украинцев есть смартфон, но среди молодежи до 30 лет это 96%, а среди лиц в возрасте 60+ лет – 49%. В первой группе 87% относят социальные сети к топ-2 своим источникам информации, а 28% - "Единые новости", а во второй эти показатели, соответственно, 34% и 61%.
Также есть определенная разница в популярности соцсетей среди жителей сел и крупных городов (49% и 67%).
Телемарафон "Единые новости" имеет самый высокий уровень доверия – 57% (не доверяют ему 6%).
Политику одного голоса в телеэфире одобряют 65% респондентов, осуждают – 17%. В то же время, 60% считают, что на телевидении нужна обоснованная критика власти.
российские источники информации все еще привлекают внимание 13% украинцев, но из них 89% объяснили это тем, что хотели проверить, как подают информацию в россии и только 2% сомневаются в украинских источниках.
16% украинцев считают, что российские СМИ дают альтернативный взгляд на баланс, но для 77% информации из украинских СМИ достаточно для полноты картины.
Среди пользователей социальных сетей 39% подписаны на официальные каналы органов власти и должностных лиц. 48% – на президента, 17% – на ВСУ, 9% – на Алексея Арестовича, 6% – на Валерия Залужного, 5% – на Виталия Кима.
Респондентов также попросили назвать 5 лидеров мнений. 56% смогли назвать по крайней мере одну фамилию. Владимира Зеленского назвали 29%, Алексея Арестовича 14%, Олега Жданова 12%, Валерия Залужного и Сергея Притулу – по 9%, Виталия Кима и Михаила Подоляка – по 4%, Алексея Резникова, Дмитрия Гордона и Юрия Бутусова – по 3%.
Читайте по теме