8 января 2019 года в небе Ирана сразу после взлета был сбит пассажирский Боинг-737 рейса Тегеран-Киев. Погибли 176 человек. Лайнер сбила ракета советского производства, и это не случайность. Большинство пассажирских самолетов в истории были сбиты именно советским или российским оружием.
В 2001-м ракета украинского зенитного комплекса С-200 сбила российский Ту-154 над Черным морем. Президент Кучма признал вину ВСУ и отдал приказ выплатить компенсации семьям погибших. Однако на государственном уровне к официальному Киеву Москва не выдвинула никаких претензий, так что юридически вина Украины установлена не была.
СМИ удивлялись тогдашней лояльности и уступчивости путина. Секрет же разгадывается просто: учения и стрельбы были общими, и проводились на подконтрольном России полигоне Черноморского флота. Поражение цели произошло в зоне ответственности российской службы авиадвижения, не закрывшей там воздушное пространство во время учений. Чей оператор выбрал гражданскую цель и даже чья это была ракета – до сих пор под вопросом.
"Украина будто сбила. То, что Украина согласилась выплатить компенсации, она согласилась выплатить компенсации экс-грациа, без юридического признания своей вины. Это первый момент. Второй момент, это воспоминания тогдашнего министра обороны Кузьмука, который прямым текстом говорил, что ракета была российская и украинскую сторону заставили взять на себя вину", – отмечает журналист-международник, историк Алексей Кафтан.
Катастрофы гражданских авиалайнеров при участии военных в основном происходили далеко над морями или пустынями или в прифронтовых зонах. И только Советский Союз начал настоящую воздушную войну прямо на собственной территории и одержал в ней убедительную победу.
Первый гражданский самолет советские войска сбили в 1959 году. Это был пассажирский Ил-14, попавший под огонь пушек и пулеметов с полигона под Сталинградом. Тогда погибли 25 человек. В ходе расследования оказалось, что самолеты постоянно попадали под обстрелы в этой зоне, однако отделывались незначительными повреждениями. которые сразу же засекречивались.
В 1961 году противовоздушная ракета сбила Ил-18 в Ростовской области. Погибли 59 человек. В следующем году советские зенитчики уничтожили два самолета Ту-104 — под Красноярском и Хабаровском. Счет жертв становился все больше: 84 в первом случае и 86 во втором.
В 1963 – снова Ил-18, на этот раз под Казанью, 67 погибших.
"Во всех этих случаях реальная причина авиакатастроф никогда не озвучивалась — родственникам жертв врали о технических неполадках, ни о какой поддержке или компенсации тоже речь не шла. Настоящей причиной было то, что большевистский режим строго оберегал свои тайны от американской разведки", – объясняет историк.
Ради этого кремль готов был сбивать все подозрительные объекты, даже если под удар могли попасть свои. Техника была несовершенной, и отличить гражданский лайнер от вражеского шпиона было часто невозможно.
"Идентификация целей нужна прежде всего военным. Чем точнее идентификация, тем точнее поражение. Но и это, я подозреваю, не обезопасит нас от таких досадных инцидентов, которые случались и раньше, и которые будут случаться в будущем", – отмечает Алексей Кафтан.
Оружие усовершенствовалось, но безопасность советских граждан оставалась на втором месте. Поэтому учебные стрельбы часто проводились неподалеку от городов и аэродромов, потому что удобно. И ракеты находили себе новые жертвы.
В 1968-м через 28 минут после взлета был сбит Ан-24 в Якутии. В 73-м – Ан-24 возле Перми и Ил-18 близ Семипалатинска. Все эти лайнеры имели несчастье пролетать вблизи секретных военных баз. Число погибших советских граждан в этой "воздушной войне" достигло полутысячи человек. Как можно судить, все это были случайные жертвы. Их уничтожали или ради борьбы с воздушными шпионами, или во время учений. Но сбивали и сознательно.
В 1967-м над нейтральными водами Черного моря советские истребители расстреляли "кукурузник" Ан-2. Его похитил в Туапсе бывший военный пилот Павел Скрылев и попытался сбежать из "коммунистического рая" в "капиталистический ад". По официальным данным, на борту находился только сам похититель. Однако действительное число жертв останется неизвестным. Обломки на дне моря не исследовали, а сколько людей поднялось на борт – никто не видел.
В 1978-м советские истребители также сознательно сбили уже иностранный гражданский самолет. Им стал корейский Боинг 707 с сотней пассажиров на борту. Лайнер из-за ошибки оборудования залетел в воздушное пространство СССР и был перехвачен истребителем Су-15 над Карелией.
"Самолет шел как раз из Соединенных Штатов в Южную Корею. В этих обстоятельствах нужно было проявлять сдержанность, большую сдержанность, чем проявил СУ-15 советской противовоздушной обороны", – считает историк.
Экипаж понял свою ошибку и попытался вернуться в Финляндию. Советский пилот получил приказ сбить нарушителя. Он несколько минут доказывал руководству, что речь идет о гражданском борту, а не о шпионе, но в конце концов подчинился. Ракета сильно повредила Боинг, однако пилотам удалось совершить аварийную посадку на лед ближайшего озера. Погибли два пассажира, остальных после допросов отпустили. Никаких компенсаций СССР не выплатил. Даже наоборот:
"За то, что пассажиров этого борта пришлось удерживать на время, СССР выставили счет Южной Кореи на 100 тыс. долларов", – рассказывает специалист.
В 1981 году аргентинский грузовой самолет на свою беду нарушил границу СССР над Арменией. Истребитель почему-то не расстрелял его, а таранил. Аргентинский экипаж погиб, а советский пилот выжил и получил награду.
Но по одной из версий таран был случайным, и даже случился уже над Турцией. Советский самолет опасно маневрировал у транспортника. Он пытался вернуть его в СССР и заставить сесть, но повлек за собой аварию.
Эта версия выглядит вероятной, в том числе и потому, что буквально через месяц, в августе того же 1981 года, над СССР столкнулись еще два самолета. В этот раз бомбардировщик Ту-16 протаранил не подозрительного нарушителя, а обычный пассажирский Ан-24. Причиной гибели 37 человек признали халатность армейских пилотов и их командования, которые не привыкли считаться с какими-то гражданскими.
Одна из пассажирок лайнера, 20-летняя студентка Лариса Савицкая, чудом выжила. Она упала вместе с хвостом самолета с 5-километровой высоты и приземлилась на смягчившие удар молодые березы. Муж Савицкой, летевший тем же рейсом, погиб.
Впоследствии девушка стала рекордсменкой книги Гиннесса. Но не за головокружительное падение, а за малейшую компенсацию среди жертв авиакатастроф в мире. Советские власти выделили ей 75 рублей и отказали в получении инвалидности.
Самый громкий акт большевистского воздушного пиратства произошел в 1983-м. Еще один корейский Боинг попал в воздушное пространство СССР. Он пролетел над Камчаткой и Сахалином, а когда приблизился к советской морской границе, был безжалостно сбит. Погибли 269 человек, среди них американский конгрессмен и 22 ребенка.
"Здесь можно о многом догадываться, но факт тот, что сбили снова не тот самолет", – добавляет Алексей Кафтан.
Разразился скандал. кремль сначала все возражал, потом заявил, что сбил шпиона, а когда выплыли подробности — назвал все провокацией. Черные ящики лайнера выловили советские водолазы и исчезли на 10 долгих лет. Лишь после распада СССР произошло расследование, установившее причины инцидента.
"В этой истории был целый ряд неприятных совпадений. С одной стороны, из-за отказа устройств самолет отклонился от курса, 570 км вглубь советской территории", – рассказывает журналист-международник.
Советские главари понимали, что это может быть гражданский борт. Но все равно приказали убивать.
Катастрофу сбитого корейского Боинга президент США Рональд Рейган назвал "преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто". А еще назвал СССР "Империей зла". Однако империя продолжала совершать незабываемые преступления – только уже не своими руками. В мире наступила эра гибридных войн.
"С самого начала существования советской власти коммунисты пытались разжечь или имитировать гражданские войны в соседних странах и расширить красную империю. Украинский Институт истории даже предлагал гибридную войну называть просто большевистской. Ведь именно так, под видом восстания местных коммунистов москва уничтожила УНР", – объясняет историк Иван Дерейко.
В рамках такой стратегии Кремль всегда очень активно поставлял оружие своим союзникам и гибридным формированиям за границей. Даже если союзники были неумелыми и ненадежными – Москва была в выигрыше: вызванный оружием в случайных руках хаос тоже играл ей на руку.
"Однако эта тактика была опасна и вызвала огромные случайные жертвы. Так во время шестидневной войны арабы сами сбили 70% собственных самолетов из предоставленных москвой зенитно-ракетных комплексов", – добавляет историк.
Досталось от кремлевских прокси и гражданской авиации. Еще в 1952-м китайские коммунисты на советском истребителе Ла-7 сбили "Дуглас" гонконгской авиакомпании. Погибли 10 подданных британской короны. А в следующем году два МиГа болгарских коммунистов сбили пассажирский "Локхид" компании "Эль-Аль". Погибли 58 израильтян.
Сначала все кончалось достаточно цивилизованно. Оба виновника признали свои ошибки, а Болгария даже выплатила компенсации родственникам жертв.
"Интересный момент именно в этой ситуации. Когда София дала оценку пилотов. Я больше подобных инцидентов не знаю. Она заявила, что пилоты приняли слишком поспешное решение. Оба были осуждены. Один из них сошел с ума", – рассказывает Алексей Кафтан.
Однако затем наступила роковая эпоха ракет. Теперь зенитные комплексы, особенно переносные, можно было поставлять не только союзным державам. Им не нужны аэродромы или дорогостоящее обслуживание. Их можно раздавать любым гибридным формированиям, даже партизанским – и сеять хаос.
"Первым предвестником нового вида воздушного террора стало сбивание двух пассажирских лайнеров в Африке в 1978-м и 1979 годах. Они принадлежали уже исчезнувшей сейчас стране – Родезии. В сумме погибли 107 гражданских. Орудиями преступлений были советские переносные ЗРК "Стрела-Стрела", – заметил Иван Дерейко.
Исполнителями теракта были боевики Зимбабвийской коммунистической народно-революционной армии. Или же московские "ихтамнеты". По заниженным официальным данным, зимбабвийцам помогали по меньшей мере полторы тысячи советских военных советников. И помогли: Зимбабве из африканской житницы превратилась в беднейшую страну континента.
После такого успешного старта с 70-х годов и по сегодняшний день советские ПЗРК сбили по меньшей мере 16 гражданских самолетов. Это были лайнеры авиакомпаний Анголы, Малави, Конго, Шри-Ланки, Афганистана, Германии, США, Швейцарии и даже Беларуси и Молдовы.
Исполнителями атак становились ангольские и мозамбикские коммунисты, иракские и сомалийские боевики, повстанческие движения тамилей, тутси и берберов. Чрезмерно распространенное оружие попадало и противникам москвы – и тогда гражданские борта уже с советскими экипажами падали в Анголе и Афганистане.
Нынешняя россия продолжает вести большевистские войны – с их тамнетами и ракетными комплексами неизвестного происхождения у дежурных боевиков. И снова с роковой неизбежностью падают гражданские самолеты.
Прологом к катастрофе МН17 на Донбассе стал целенаправленный расстрел авиалайнеров Грузии во время Абхазской войны. В сентябре 1993 года на подлете к окруженному Сухуми были сбиты два гражданских борта с пассажирами, еще три самолета были расстреляны системами залпового огня и артиллерией на земле. Погибли 136 человек. Официально – стреляли абхазские боевики, откуда-то получившие мощное оружие и боеприпасы, и оперативно ими овладели.
А в 2014-м очередные российские гибридные формирования сбили очередной авиалайнер - малайзийский Боинг над Донбассом. На данный момент это самая большая по количеству жертв катастрофа гражданского самолета, сбитого военными.
Большинство гражданских самолетов, сбитых в истории человечества, стали жертвами русских военных и русского оружия. Самые свежие и кровавые иллюстрации этого тезиса – малайзийский Боинг на Донбассе и украинский в Иране. И такие катастрофы будут оставаться неизбежными – пока кремль может вести войны и поставлять оружие своим союзникам.
Незнание истории не освобождает от ответственности!
Читайте также: 25 декабря самолет "Азербайджанских авиалиний" потерпел катастрофу во время аварийной посадки в Казахстане. По информации СМИ, воздушное судно было сбито российской ПВО.
Смотрите также видео по теме:
Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.