Трагедии гражданской авиации: большинство пассажирских самолетов в истории сбило российское оружие – "Машина времени"

Авиакатастрофы 5 канал / Машина часу
В целом во время войны гражданские воздушные суда враждующих сторон попадают под удар очень часто

25 декабря 2024 года в Казахстане потерпел крушение самолет Азербайджанских авиалиний. 38 человек погибли. Несмотря на заявления российской стороны, похожие на бред, сразу стало понятно – лайнер повредила российская ракета ПВО возле столицы Чечни Грозного. А затем российские диспетчеры запретили азербайджанским пилотам посадку в каком-либо из ближайших аэропортов и отправили в Казахстан. Очевидно, в надежде, что самолет упадет в море – то есть, чтобы скрыть следы преступления. Эта история показательна – большинство пассажирских самолетов в истории были сбиты именно советским или российским оружием.

Трагедия Боинга-737 рейса Тегеран – Киев

8 января 2019 года в небе Ирана сразу после взлета был сбит пассажирский Боинг-737 рейса Тегеран – Киев. Погибли 176 человек.
Лайнер сбила ракета советского производства – и это не случайность.

В лайнер попали две ракеты из советского зенитного комплекса "Тор". 29 единиц такого оружия Иран получил от россии еще в 2007-м. На тот момент исламская республика уже находилась под западными санкциями за попытку разработать собственное ядерное оружие.
Характерно, что эти мощные ракеты получила не армия Ирана, а так называемый "Корпус стражей Исламской революции".

"Внутри иранских властей есть внутренняя борьба очень сильная. Условно говоря, как в россии, между либералами и силовиками. Силовики – это как раз "Корпус стражей исламской революции", – объясняет журналист-международник, историк Алексей Кафтан.

Корпус не подчиняется президенту страны, а только верховному вождю – Великому аятолле.

"Стражи ислама" связаны с культом личности Аятоллы. Они фактически представляют собой государство в государстве. И, соответственно, имеют очень мощные ресурсы", – говорит историк.

Задача "Стражей" – подавлять антиправительственные выступления внутри Ирана и распространять исламскую революцию на соседние страны – и весь мир. Для этого у них есть собственные сухопутные войска, авиация, флот и спецподразделения.
Экспорт революции означает, что "Стражи" поддерживают открытые или гибридные войны в соседних странах для распространения на них своей власти. Еще в 2016-м командующий корпусом генерал Али Джафери открыто заявил, что 200 тысяч его людей действуют в Сирии, Ираке, Афганистане, Пакистане и Йемене.

Речь идет не только о самих "Стражах", но и об их гибридных формированиях. Самым известным из них является ливанская террористическая организация "Хезболла". Из-за этого четыре страны мира, среди которых Израиль и США, уже признали террористической организацией и сам корпус.

Поставка российских "Торов" в Иран не была секретом. Напротив, это был громкий скандал в западных СМИ. Не стало тайной и получение этих ЗРК именно одиозными столпами режима – "Корпусом стражей". Этим открыто хвастались уже иранские медиа. Поэтому как только у места крушения украинского самолета были обнаружены остатки ракет "Тора", все стало очевидным.

Аятолла и "Стражи" решили не ждать Гаагского трибунала, и уже на третий день признали свою вину. Все списали на ошибку оператора ракетного комплекса. Однако такое объяснение оставляет множество вопросов.

"Вопрос в том, было ли это ошибкой. Если да, то при каких обстоятельствах она произошла, что ей предшествовало. Если нет, то по каким причинам эта ошибка тоже имела место быть. Я не исключаю, что любой лайнер мог быть их мишенью. Не обязательно украинский. Он просто подвернулся под руку. С тем, чтобы пойти на дальнейшую эскалацию конфликта", – отмечает Алексей Кафтан.

Пассажирские самолеты в человеческой истории сбивали неоднократно, и виновник всегда становился известным. Это, кажется, понял уже весь мир, кроме разве что путина. Но обо всем по порядку.

Пассажирские самолеты стали частой жертвой военных чуть ли не с момента создания гражданской авиации. Этим печальным достижением отличились армии самых разных стран. Разница заключалась лишь в том, было ли это сознательное преступление, или роковая ошибка.

Первая атака на пассажирский самолет

Первой атакой на пассажирский самолет была отмечена Японская империя во время своей агрессии в Китае. Летом 1938-го сразу восемь имперских истребителей атаковали гражданский лайнер Douglas DC-2 с 15 людьми на борту. До войны это был один из самых распространенных в мире самолетов типа нынешних "Боингов", и не узнать его было невозможно.

Несмотря на это, истребители выстроились в формацию для атаки и открыли огонь. Пилот пассажирского лайнера попытался выйти из-под удара. Когда его стали преследовать, совершил аварийную посадку на воду. Это предполагала инструкция и сама конструкция самолета. Но и на воде его продолжили расстреливать. В результате выжил только один из пассажиров, радист и пилот-американец.

"Специфика ситуации заключалась в том, что самолет не был чисто китайским. Местный перевозчик взял его в аренду у компании "Пан-Американ" – вместе с пилотом. Катастрофа вызвала бурное возмущение в США. Вашингтон направил в китайскую армию своих советников, а впоследствии – целый добровольческий авиаполк, получивший название "Летучие тигры". Герои-добровольцы стали звездами глянцевых журналов, а Япония потеряла последние надежды на победу в Китае", – объясняет историк Иван Дерейко.

Интересна также и дальнейшая история злосчастного самолета. Его подняли со дна реки, отремонтировали и снова поставили на рейс. Но через два года его снова атаковали японские истребители. Пилот успел посадить лайнер, но его наголову расстреляли уже на земле. Погибли девять человек.

Катастрофы гражданской авиации во Второй мировой

С разгаром Второй мировой количество сбитых гражданских самолетов возросло. Но очень характерно, что все эти преступления исключительно на счету агрессоров.

В 1942 году японские истребители сбили над Тихим океаном еще два гражданских аэроплана – нидерландский и австралийский. В обоих случаях пилоты сумели дотянуть до суши, но все же погибли 17 пассажиров, в основном беженцев.

В 1943 году список сбитых авиалайнеров пополнили нацисты. Над Бискайским заливом немецкие истребители без видимой причины сбили британский рейсовый Douglas DC-3. Среди 17 погибших был популярный английский актер Лесли Говард.

Третьим в дружном коллективе воздушных пиратов предсказуемо стал Сталин.

В июне 1940 года советские патрульные самолеты ДБ-3 уничтожили Junkers 52, гражданский юнкерс, пассажирский "Калева" финских авиалиний, вылетавший из Таллина в Хельсинки. Это был его один из регулярных рейсов.

Погибли девять человек – финны, немцы, французы, американец, швед и эстонец. Впоследствии в мемуарах один из участников преступления оправдывался: лайнер не реагировал на требования сменить курс, а пассажиры якобы через иллюминаторы угрожали "сталинским соколам" кулаками и пистолетами.

"Я не уверен, что его можно трактовать как акт мести. Хотя надо принимать во внимание, что как раз несколько месяцев назад закончилась Зимняя война. Закончилась мирным договором, ближе к капитуляции Финляндии, но это была очень почетная капитуляция. Можно это трактовать как акт мести, но я бы этого делать не стал", – заметил Алексей Кафтан.

На тот момент финский самолет даже теоретически не мог иметь статус "врага". А требовать сменить курс гражданского воздушного судна в чужом воздушном пространстве у коммунистов не было ни малейшего.
права. То есть это был чистейший акт воздушного террора, инициированный напрямую из кремля.

"Они закрывали небо накануне аннексии Эстонской Республики, что является, бесспорно, актом агрессии", – отмечает специалист.

Атаки на гражданские самолеты в послевоенное время

Сразу после окончания войны атаки на гражданские самолеты вроде бы прекратились. Исключения были, но единичные и быстро разъяснялись.

Так, в 1947-м нидерландские истребители сбили индийский Douglas C-47 "Скайтрейн". Погибли восемь человек. Транспортник вез медикаменты от Красного Креста в охваченную национальным восстанием Индонезию. Официальная Гаага поначалу отвергала обвинения со стороны повстанцев.

Но когда событие получило международную огласку и претензии предъявила Индия, Нидерланды впервые выплатили компенсации родственникам жертв авиакатастрофы и купили Красному Кресту новый самолет. Так была изобретена цивилизованная форма преодоления кризисов из-за непреднамеренного сбития гражданских бортов. И уже скоро она очень пригодилась.

В течение 60-70-х годов передовые страны совершили настоящий прорыв в развитии ракетного оружия – наступательного и оборонительного. Теперь для уничтожения целей – вражеских подразделений, городов или самолетов – к ним не нужно было приближаться. Их не обязательно было даже видеть! Просто укажите координаты или выделите маркер на радаре и нажмите кнопку.

"Система сразу начала сбоить! На радаре ведь не видно, гражданский это самолет или военный, несет он оружие или нет, угрожающе маневрирует или просто облетает облако. Ракетам все равно", – отмечает историк.

В 1968 году лайнер Air France после пролета мимо французской ракетной базы на острове Левант запросил аварийную посадку в Ницце, но до берега не дотянул. Погибли 95 человек. Родственники погибших получили компенсации, но подробностей крушения военные не раскрывают до сих пор.

В 1980-м Париж ошибся во второй раз. Над Тиренским морем взорвался итальянский McDonnell Douglas с 81 человеком на борту. Многоэтапное расследование выявило: неподалеку от французских истребителей вели бой с ливийскими МиГами, и одна из ракет выбрала постороннюю цель. Компенсации жертвам выплатила Италия.

Случаи целенаправленного сбивания

Бывали и случаи целенаправленного сбивания, когда гражданские самолеты принимали за что-то другое. Так было в 1973-м, во время очередного обострения на Ближнем Востоке.

"Одна война, арабо-израильская 67-го года, уже завершилась, другая, 73-го, еще не началась. В это время самолет Ливийских авиалиний, аэробус, летевший курсом из Каира в Триполи, заблудился и отклонился от курса на несколько сот километров. Зайдя в воздушное пространство Израиля", – рассказывает Алексей Кафтан.

Лайнер был перехвачен парой израильских "фантомов", пилоты увидели друг друга, но не нашли общий язык. Вместо выполнения команд военных, ливийцы выполнили резкий поворот, словно хотели оторваться. Израильтяне решили, что лайнер захватили террористы – таких случаев в те годы было много.

"Самолет был подбит, пошел на вынужденную посадку, разбился. Выжили второй пилот и четверо пассажиров", – заметил Кафтан.

Погибли 108 пассажиров. После международного расследования глава Генштаба Сил обороны Израиля Давид Элазар взял вину на себя, а страна выплатила семьям погибших ливийцев более 3 миллионов долларов.

"Ситуация, аналогичная этой, имела место в 1988 году. И фигурантом одной из сторон как раз был Иран, иранские авиалинии А300Б, ракетный крейсер "Винсон" уничтожил над Персидским заливом. Так же не сумев правильно идентифицировать цель", – добавляет журналист-международник.

Крейсер прикрывал кувейтские танкеры от нападений со стороны Ирана и уже отразил атаку катеров. Поэтому, когда в 20 километрах обнаружил приближение воздушной цели, сразу атаковал двумя ракетами.

"Его приняли за самолет-истребитель, американского производства, который как раз накануне Исламской революции Иран получил из США", – отметил историк.

Однако это оказался Airbus Иранских авиалиний. На борту находились 290 человек. По результатам внутреннего расследования, США не стали дождаться международного суда и добровольно выплатили семьям жертв 62 млн долларов.

"Предпочтительно, если происходит подобный инцидент, а он происходит в результате ошибки или действий, которые можно толковать как активную оборону, то государства отказываются от юридического признания вины и выплачивают компенсацию по доброй воле, экс-грация. США именно так, экс-грация, выплатили компенсацию. Иран еще, привет нашему правительству, поторговался, увеличив сумму выплат в два раза", – заметил историк.

При этом Вашингтон и Тегеран продолжали находиться в необъявленной войне.

В целом во время войны гражданские воздушные суда враждующих сторон попадают под удар очень часто. Так, в разгар боев за Нагорный Карабах обе стороны сбивали борта с беженцами. Армяне умышленно или случайно сбили вертолет Ми-8, а азербайджанцы - близкомагистральный Як-40. В первом случае погибли 44 человека, во втором пилоты сумели посадить подбитую машину и все выжили.

Попала в этот список и Украина, но при довольно странных обстоятельствах. В 2001 году ракета украинского зенитного комплекса С-200 сбила российский Ту-154 над Черным морем. Президент Кучма признал вину ВСУ и приказал выплатить компенсации семьям погибших. Однако на государственном уровне официальному Киеву москва не выдвинула никаких претензий, поэтому юридически вина Украины установлена не была. Почему? – узнаете уже в следующем выпуске "Машины времени".

Незнание истории не освобождает от ответственности!

Читайте также: Погибли все: 5 лет назад недалеко от Тегерана иранские военные сбили пассажирский самолет Боинг-737 – наказали ли виновных

Смотрите также видео:

Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.

Предыдущий материал
Трагедии гражданской авиации: большинство пассажирских самолетов в истории сбило российское оружие – "Машина времени"
Следующий материал
Байден уходит из Белого дома: нужно ли Европе записываться на курсы русского языка – итоги и прогнозы для мира