Как деньги Фонда по борьбе с COVID–19, перераспределенные на обслуживание дорог, были использованы не по назначению, рассказала экс-нардеп Татьяна Черновол. Об этом она написала в Facebook.
Она напоминает, что 1 июля Кабмин распределил 35 млрд. из бюджетного Фонда борьбы с COVID на строительство, ремонт и обслуживание дорог.
"Эпидемия прогрессирует, а в Фонде теперь – ноль. А изначально в нем было 64 млрд. грн, и из этих средств непосредственно на медицину было потрачено лишь 4 млрд. грн", – пишет Черновол.
"Медицина – "минус", может, хоть дороги "плюс"? Взяла я соответствующее постановление Кабмина №539 о распределении тех средств и ткнула пальцем в первую попавшуюся строку. Выпала мне Днепропетровская область. Цитирую: "строительство автомобильной дороги государственного значения Н–31 . Днепр-Царичанка-Кобеляки-Решетиловка от с. Лобойковка до границы Днепропетровской области 26+600 – 28+600. Из коронавирусного фонда на два километра дороги было выделено – 100 млн. Ищу я тендеры и нахожу, что в июне ООО "Автомагистраль-Юг" выиграло тендер на ремонт этого участка с ценой 398,9 млн грн, то есть 200 млн грн километр. Так что получается, что четверть из этой суммы будет профинансирована из короновирусного фонда, другая сумма из других источников", – поясняет бывший народный депутат.
Она отметила, что упомянутая трасса – первый бетонный автобан в Украине – строится с конца 2018 г. Подавляющее большинство тендеров на различные участки трассы состоялась весной 2019 г., то есть при предыдущей власти, и несколько – при новой.
Во всех предыдущих тендерах цена за 1 км трассы не превышала 150 млн. (было 138 млн., 140 млн., 145 млн), отметила Черновол.
Она сравнила два договора в пределах одного отрезка пути от с. Лобойковка:"...Почти одной длины, с одним и тем же победителем тендера "Автомагистраль-Юг". Отличаются эти договоры лишь двумя вещами – ценой и организаторами. Один тендер происходил во времена майдановской власти, а второй делали "слуги народа". В первом цена 140 млн за км, в другом – 200 млн".
"То есть на двух километрах подрядчик сейчас поднимает дополнительно 120 млн. грн. Ни курсом, ни ценами на цемент, ни заработными платами это не объясняется, потому что наоборот, надо было бы ожидать удешевления от подрядчиков. Технику давно завезли, бетонные заводы поставили, из-за эпидемии рабочие в Польшу не бегут. Что же произошло? А проиозошло то, что называется "откатами", – отмечает бывшая народная депутат.
"Природа безумной разницы в двух одинаковых тендерах может быть только одна – "откат" властям", – убеждена она
Черновол отмечает, что для моновласти, "контролирующей все и вся", нет проблем "сделать" тендер с любой раздутой ценой.
Из коронавирусного фонда на дорогу Решетиловка – Кобеляки – Царичанка – Днепр выделено более 2 млрд грн, говорит экс-нардеп, и считает, что все эти деньги "очевидно, пойдут на новых служек народа на местных выборах".
"Такой вывод становится очевидным, если проанализировать следующую позицию в распределении средств постановления КМУ №539. Это строительство следующего отрезка пути от вышеупомянутой границы 28+600 до границы Днепропетровской области. Всего 30 км. Из коронавирусного фонда выделен 1 миллиард грн", – добавляет Чорновол.
Со ссылкой на "Прозорро" бывшая нардеп отмечает, что тендер на упомянутый отрезок трассы продолжается. И ориентировочная цена уже заявлена – 12 млрд. Как показывает практика, после раскрытия ценовых предложений она будет лишь немножко дешевле, добавляет автор.
"("Наши деньги – ред.) посчитали, что в тендере, что сейчас в процессе на 1 км дорожного полотна рассчитана цена 270 млн. грн. То есть ровно в половину дороже цены тендеров 2019 года. Не могу не процитировать издание "Наши деньги": "Укравтодор" Зеленского решил закопать более 12 млрд гривен в 30-километровый участок Н–31 в Днепропетровской области. Тогда как предшественники протендерили аналогичные 12 миллиардов гривен на строительство в три раза большего участка – 80 километров этой же трассы с кучей аналогичных искусственных сооружений и мостов в соседней Полтавской области", – напоминает Черновол.
И добавила, что именно при министре инфраструктуры Омеляна дороги в Украине стоили в три раза дешевле, а сейчас против него открыто уголовное производство.
"Нынешний дорожный тендер "Наши деньги" назвали "скотопрогоном для налогоплательщиков". Я только уточню: что это – "Скотопрогон Зеленского". Не только потому, что трасса Н-31 важнейший объект в президентской программе "Большая стройка". А потому, что Зеленский сам взял на себя ответственность за подрядчиков, став бизнес-няней одного из них", – подчеркивает Черновол.
"Это не подрядчики накручивают цены, это власти дают им возможность накрутить. Суть такого поведения властей всегда одна-единственная – получение "откатов".
Кто получает "откаты"? Сытник (глава НАБУ – ред.) должен расследовать срочно. Президент Зеленский публично лоббирует интересы одного из подрядчиков – турецкого "Онуру". В прошлом году он, например, прилюдно требовал от губернатора Днепропетровской области без тендера отдать строительство окружной дороги "Онуру", – говорит Черновол.
Ранее 5.ua рассказывал, как жители села Ивковцы Черкасской области принялись собственноручно латать асфальт.