Напиток
Напиток 5 канал

Скандал из-за названия напитка "Героическая Бучая Комбуча": пиар на теме войны – как реагируют военные

Читайте українською
Осудили историю с комбучей и в Институте национальной памяти

330 миллилитров стыда. После того, как в сети появилось изображение бутылки комбучи – напитка из чайного гриба – и этикетки "Героическая Бучая комбуча" – такой каламбур вызвал волну возмущения.

В феврале-марте 2022-го россияне замучили и расстреляли в Буче сотни людей. В городе до сих пор можно увидеть фасады и оконные стекла, разрушенные вражеской артиллерией. Производитель, который, кстати, зарегистрировал предприятие в Гостомеле Киевской области, ничего плохого в брендинге напитка не увидел. Мол, считает свою комбучу героической, потому что этот напиток улучшает процессы обмена веществ и нормализует работу кишечника. А с тем, что город героический, потому что пережил нашествие рашистов, никто не поспорит.

"Буча же героическая? Героическая. А то, что гонят будто маркетинг, зарабатывают на крови... Мы же героическая Буча! Чтобы прикопаться", – считает Тимур.

"Он вдохновляет, освежает. После того, что мы пережили. Этот напиток. – Вдохновляет на что? – На победу!" – говорит Вячеслав.

Впрочем, такого мнения далеко не все горожане. Некоторые считают: производитель решил разрекламировать свой товар за счет трагедии, которая весной 2022-го поразила весь мир.

"Не очень хорошо! Что-то не складывается – с трагедией и с напитком", – отмечает Виктория.

"Этот пиар на войне неуместен вообще. Тем более для тех, кто реально пережил это. Нет никакого желания вообще покупать такой товар", – убеждает Ярослав.

В сети провели параллели между трагедией в Буче и Холокостом. Такую же тему сложно представить на этикетках товаров, скажем, в Израиле.

"В Израиле наверняка другая ментальность, здесь этого не затрагивают не то что смело, а громче шепота. Это огромная трагедия, как и Буча это огромная трагедия. Поэтому я не представляю, до какого пепла в Израиле было бы стерто упоминание о чем-то подобном в рекламной кампании", – объясняет маркетолог Дмитрий Розенфельд.

Осудили историю с комбучей и в Институте национальной памяти.

"Очень многие сейчас, во время войны, не только военные, но и гражданские, – это люди травмированные. Чувствительность ко всем вещам, связанным с населенными пунктами, с местами, где произошли трагические события, где российское вторжение привело к гибели людей, повышена. Маркетинг-стратегии, позиционирование товаров, нейминг – они обязательно должны учитывать этот элемент чувствительности, потому что иначе это приведет к ретравматизации людей. Это абсолютно безответственно", – подчеркнул руководитель Института нацпамяти Антон Дробович.

Ранее пивоварня "Варвар" выпустила пиво с надписью "Герои не умирают". Использование фразы о героях Небесной Сотни и защитниках, отдавших свою жизнь в войне, на бутылке с пивом тоже возмутило украинцев. Впрочем, совладелец пивоварни говорит: это делали с целью благотворительности. А название посвятили, в частности, и коллеге, погибшему на фронте.

"Это не был маркетинговый ход. Это было одно из средств, с помощью которого мы собираем деньги. Собираем, собирали и будем собирать для наших ребят. Мы на протяжении всей войны собрали и передали более шести миллионов гривен и мне жаль, что у кого-то получились негативные или неприятные восприятия нашей этой идеи, однако мы все делаем все, чтобы приблизить нашу победу", – уверяет соучредитель компании-производителя пива Алексей Гавриш.

После полномасштабного вторжения производители и их пиарщики не в первый раз прибегают к теме войны, пытаясь популяризировать свой товар. Так, одна из кондитерских фабрик выпускает шоколадные конфеты "ПВО" с изображением птички, певица Тина Кароль рекламирует чулки собственного бренда с надписью "ВСУ", на полках супермаркетов выставляют и водку "Соборная", и колбасу "ВСУ". Маркетолог считает, что такие названия свидетельствуют о популярности наших защитников. Табу в маркетинге – использование названий, которые могут рассматриваться как хайп на трагедиях.

"ВСУ сейчас стали брендом не хуже Coca-Cola или Mercedes Benz или Hewlett-Packard. Я считаю, что товары, которые прославляют нашу армию, товары, которые имеют юморную нотку – я думаю, что они должны быть. Не вопрос – подушка "В объятиях ВСУ", там или колготки, или что-то теплое, не знаю, мороженое. Но оно не должно касаться каких-то трагедий", – убеждает маркетолог.

А вот морпех Иван Костенко, раскритиковавший "Бучу-комбучу" в соцсетях, иного мнения. Он считает – упоминание о Вооруженных силах на товарах обесценивает ежедневный подвиг наших военных.

"Это мерзко, потому что пытаясь впарить свой какой-то товар, люди обесценивают вообще все понятия. У нас есть четкое определение, что такое герой, что такое геройский поступок, и это не пирожное, и не какой-нибудь напиток, и не какой-то женский пеньюар. Обесценивать все это, пытаясь заработать деньги, это просто днище", – возмущается военнослужащий ВСУ Иван Костенко.

"5 канал" пытался получить комментарии у производителей скандального напитка с упоминанием Бучи. Однако по адресу в Киевской области, где зарегистрировано предприятие, мы увидели разрушенный снарядами дом. А сайт компании "лег" в первые дни сокрушительной критики в сети. На уведомления представители компании тоже, к сожалению, не ответили. Сам напиток ни в Буче, ни в другом украинском городе на полках не видели.

Анна Рыбалко, Ганка Кудрявцева. "5 канал"

Как сообщалось ранее, Министерство обороны Украины заказало у фирмы-"прокладки" поставки продовольствия в тыловые воинские части по завышенным кое-где в 2-3 раза ценам. Об этом свидетельствуют обнародованные журналистами документы.

Смотрите также видео по теме: Скандальные закупки Минобороны: умышленный подрыв доверия к госучреждению или все же хищение денег?

Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.

Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.

Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.

Предыдущий материал
Скандал из-за названия напитка "Героическая Бучая Комбуча": пиар на теме войны – как реагируют военные
Следующий материал
Трамваи и троллейбусы возобновляют работу в Киеве – реакция пассажиров
Орбан заявил, что Венгрия граничит с россиянами, а не с Украиной

Орбан заявил, что Венгрия граничит с россиянами, а не с Украиной

Общественный контроль над закупками Минобороны будет возвращен – Резников описал план действий

Общественный контроль над закупками Минобороны будет возвращен – Резников описал план действий

Президент Хорватии заявил, что Крым "больше никогда не будет Украиной" – в МИД напомнили о 90-х

Президент Хорватии заявил, что Крым "больше никогда не будет Украиной" – в МИД напомнили о 90-х

В легких до сих пор остались пули – СМИ нашли фермера, в которого стрелял аграрий Поворознюк

В легких до сих пор остались пули – СМИ нашли фермера, в которого стрелял аграрий Поворознюк

Как "коррупционные яйца" влияют на поставки оружия и что не так с заявлениями "зеленой" власти – Чекалкин

Как "коррупционные яйца" влияют на поставки оружия и что не так с заявлениями "зеленой" власти – Чекалкин

Секс-скандал в университете Карпенко-Карого: Нацполиция не нашла доказательств домогательств актера Талашко к студенткам – подробности

Секс-скандал в университете Карпенко-Карого: Нацполиция не нашла доказательств домогательств актера Талашко к студенткам – подробности