330 миллилитров стыда. После того, как в сети появилось изображение бутылки комбучи – напитка из чайного гриба – и этикетки "Героическая Бучая комбуча" – такой каламбур вызвал волну возмущения.
В феврале-марте 2022-го россияне замучили и расстреляли в Буче сотни людей. В городе до сих пор можно увидеть фасады и оконные стекла, разрушенные вражеской артиллерией. Производитель, который, кстати, зарегистрировал предприятие в Гостомеле Киевской области, ничего плохого в брендинге напитка не увидел. Мол, считает свою комбучу героической, потому что этот напиток улучшает процессы обмена веществ и нормализует работу кишечника. А с тем, что город героический, потому что пережил нашествие рашистов, никто не поспорит.
"Буча же героическая? Героическая. А то, что гонят будто маркетинг, зарабатывают на крови... Мы же героическая Буча! Чтобы прикопаться", – считает Тимур.
"Он вдохновляет, освежает. После того, что мы пережили. Этот напиток. – Вдохновляет на что? – На победу!" – говорит Вячеслав.
Впрочем, такого мнения далеко не все горожане. Некоторые считают: производитель решил разрекламировать свой товар за счет трагедии, которая весной 2022-го поразила весь мир.
"Не очень хорошо! Что-то не складывается – с трагедией и с напитком", – отмечает Виктория.
"Этот пиар на войне неуместен вообще. Тем более для тех, кто реально пережил это. Нет никакого желания вообще покупать такой товар", – убеждает Ярослав.
В сети провели параллели между трагедией в Буче и Холокостом. Такую же тему сложно представить на этикетках товаров, скажем, в Израиле.
"В Израиле наверняка другая ментальность, здесь этого не затрагивают не то что смело, а громче шепота. Это огромная трагедия, как и Буча это огромная трагедия. Поэтому я не представляю, до какого пепла в Израиле было бы стерто упоминание о чем-то подобном в рекламной кампании", – объясняет маркетолог Дмитрий Розенфельд.
Осудили историю с комбучей и в Институте национальной памяти.
"Очень многие сейчас, во время войны, не только военные, но и гражданские, – это люди травмированные. Чувствительность ко всем вещам, связанным с населенными пунктами, с местами, где произошли трагические события, где российское вторжение привело к гибели людей, повышена. Маркетинг-стратегии, позиционирование товаров, нейминг – они обязательно должны учитывать этот элемент чувствительности, потому что иначе это приведет к ретравматизации людей. Это абсолютно безответственно", – подчеркнул руководитель Института нацпамяти Антон Дробович.
Ранее пивоварня "Варвар" выпустила пиво с надписью "Герои не умирают". Использование фразы о героях Небесной Сотни и защитниках, отдавших свою жизнь в войне, на бутылке с пивом тоже возмутило украинцев. Впрочем, совладелец пивоварни говорит: это делали с целью благотворительности. А название посвятили, в частности, и коллеге, погибшему на фронте.
"Это не был маркетинговый ход. Это было одно из средств, с помощью которого мы собираем деньги. Собираем, собирали и будем собирать для наших ребят. Мы на протяжении всей войны собрали и передали более шести миллионов гривен и мне жаль, что у кого-то получились негативные или неприятные восприятия нашей этой идеи, однако мы все делаем все, чтобы приблизить нашу победу", – уверяет соучредитель компании-производителя пива Алексей Гавриш.
После полномасштабного вторжения производители и их пиарщики не в первый раз прибегают к теме войны, пытаясь популяризировать свой товар. Так, одна из кондитерских фабрик выпускает шоколадные конфеты "ПВО" с изображением птички, певица Тина Кароль рекламирует чулки собственного бренда с надписью "ВСУ", на полках супермаркетов выставляют и водку "Соборная", и колбасу "ВСУ". Маркетолог считает, что такие названия свидетельствуют о популярности наших защитников. Табу в маркетинге – использование названий, которые могут рассматриваться как хайп на трагедиях.
"ВСУ сейчас стали брендом не хуже Coca-Cola или Mercedes Benz или Hewlett-Packard. Я считаю, что товары, которые прославляют нашу армию, товары, которые имеют юморную нотку – я думаю, что они должны быть. Не вопрос – подушка "В объятиях ВСУ", там или колготки, или что-то теплое, не знаю, мороженое. Но оно не должно касаться каких-то трагедий", – убеждает маркетолог.
А вот морпех Иван Костенко, раскритиковавший "Бучу-комбучу" в соцсетях, иного мнения. Он считает – упоминание о Вооруженных силах на товарах обесценивает ежедневный подвиг наших военных.
"Это мерзко, потому что пытаясь впарить свой какой-то товар, люди обесценивают вообще все понятия. У нас есть четкое определение, что такое герой, что такое геройский поступок, и это не пирожное, и не какой-нибудь напиток, и не какой-то женский пеньюар. Обесценивать все это, пытаясь заработать деньги, это просто днище", – возмущается военнослужащий ВСУ Иван Костенко.
"5 канал" пытался получить комментарии у производителей скандального напитка с упоминанием Бучи. Однако по адресу в Киевской области, где зарегистрировано предприятие, мы увидели разрушенный снарядами дом. А сайт компании "лег" в первые дни сокрушительной критики в сети. На уведомления представители компании тоже, к сожалению, не ответили. Сам напиток ни в Буче, ни в другом украинском городе на полках не видели.
Анна Рыбалко, Ганка Кудрявцева. "5 канал"
Как сообщалось ранее, Министерство обороны Украины заказало у фирмы-"прокладки" поставки продовольствия в тыловые воинские части по завышенным кое-где в 2-3 раза ценам. Об этом свидетельствуют обнародованные журналистами документы.
Смотрите также видео по теме: Скандальные закупки Минобороны: умышленный подрыв доверия к госучреждению или все же хищение денег?
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.