Выборочные действия, политические манипуляции и триггерные темы для детей. В школах появился новый учебник истории Украины для 11-классников. Волна возмущения по поводу непрофессионального материала в учебнике несется в соцсетях уже несколько дней. Учащиеся за несколько месяцев до выпуска из школы будут изучать происходящие в прошлом году события. Учителя ставят под вопрос компетентность авторов и уместность затрагивать темы полномасштабного вторжения. В то же время авторы называют критику спланированной информационной атакой. В громком скандале разбиралась Карина Шевченко.
За два месяца до национального мультипредметного теста выпускникам школ представили новые учебники по истории Украины. Пособие издательства "Ранок" привлекло внимание учителей и наделало шума в соцсетях. Одной из первых о новом учебнике заговорила учительница по истории Мария Воротило. Уверяет, что среди историков существует профессиональная договоренность не обсуждать и не анализировать события, которым меньше 5-ти лет. Новый учебник заканчивается событиями, которые произошли в прошлом году. Кроме того, тема полномасштабного вторжения может стать триггерной для учащихся.
"Они прекрасно помнят, что такое российско-украинская война. Это дети, которым 18 лет. Полномасштабная война началась когда им было 14-15, это уже довольно-таки сформированные люди, у которых неплохо сформирована память об этих годах. Поэтому, соответственно, если мы начинаем говорить с ними об этих годах, то мы должны это делать только после консультаций психолога, потому что мы можем спровоцировать триггеры, очень много беды. Обсуждая очень сухо, что и когда происходило 2-3 года назад", – считает учительница истории Мария Воротило.
По словам учительницы, не хватает и некоторых важных событий российско-украинской войны, в частности, ничего не сказано о ликвидированном оккупантами самолете "Мрия". Кроме этого, мало информации о выдающихся военных, волонтерах. Более того, в учебнике нет карт боевых действий с начала большой войны.
"Если мы с вами говорим о современной полномасштабной войне – совсем нет карт. Мы с вами сидим постоянно на разных сайтах, в частности "ДипСтейт", проверяя, как изменилась карта, для нас с вами названия Кременная, Бахмут очень известные локации. Дети живут в другой реальности. Они могут показать, где Харьков, Мариуполь, Днепр, но разные маленькие городки дети не знают. Им тяжело визуализировать и им нужна помощь. Атласы нужно докупать, это отдельные расходы", – отмечает учительница.
Шквал возмущения вспыхнул в соцсетях, тему нового учебника по истории издательства "Ранок", авторами которого стали Аким Галимов, Александр Мартынюк и Александр Гисем, прокомментировали журналисты и общественные деятели. Самой скандальной частью школьной книги стали события последних 12 лет, это российско-украинская война и внутренняя политика Украины. В соцсетях выражают свои претензии к профессионализму авторов.
"Нет знаменитой фотки — людей, ожидающих эвакуации под Ирпенским мостом. Или той, где в марте люди идут через реку голыми ногами и несут на спинах детей. Это слишком грустно? Каких-то кумиров для молодежи, как Роман Ратушный, "Да Винчи", "Джус", "Мунфиш" или еще кого-то вообще нет", – возмущается журналистка, политический обозреватель Марина Данилюк-Ермолаева.
"Я не понимаю, как "украинский журналист, сценарист, продюсер, пропагандист, автор документально-исторических проектов" (это цитата – регалии из Википедии, то есть не "историк") может быть автором учебника по истории Украины. При всем уважении к сделанному в медийном и информационном поле", – рассуждает генеральный директор Музея Голодомора Леся Гасиджак.
Ответил на критику один из авторов учебника – Аким Галимов, он является автором ютуб-программы "Реальная история". Отметил, что ситуация, которая получила масштабную огласку, является спланированной и заказной информационной атакой. А его часть в этом учебнике – это только видео, которые по QR-коду учащиеся могут посмотреть на Ютубе.
"Для этого учебника проект "Реальная История" предоставил более 20 видео, касающихся XX и XXI века. Их мы разрабатывали с профессиональными историками. Как и все наши выпуски. Эти видео служат дополнением к другим учебным материалам учебника, именно поэтому издательство "Ранок" отметило меня как соавтора. О том, должны ли события 2022-2024 года отражаться в учебнике. По моему субъективному мнению, должны. Мы говорим об 11 классе, по факту о взрослых людях, с которыми нужно это обсуждать. Я считаю, что урок вместе с учителем — это как раз и есть та безопасная среда, где нужно говорить", – заявил соавтор учебника по истории Украины для 11 класса.
Более 80 тысяч тиражей этого учебника заказало государство у издательства "Ранок", заплатило за это 11 миллионов гривен – по 135 гривен за книгу. Данные с сайта "Прозорро" обнародовал главный редактор программы "Наши Деньги" Юрий Николов. В настоящее время издательство продает школьное пособие за 600 гривен. Объяснений таких цен за учебник издательство "Ранок" не предоставило, однако официально ответили на упреки в соцсетях. Отмечают, что учебник прошел тщательную проверку независимыми методистами и учеными, которые добавили свои замечания. Книгу протестировали и учителя на уроках:
"Во-первых, в ней отсутствуют какие-либо нарративы или проявления российской пропаганды. Мы четко отмечаем, что эту войну начала россия, а цель ее агрессии — уничтожение украинской государственности и украинской нации. Во-вторых, добавить раздел о полномасштабном вторжении в учебник для одиннадцатиклассников – это наше сознательное решение. Эта тема остается актуальной для нас, и как бы нам всем ни было от этого больно, об этом нужно говорить, в том числе и на уроках в школе, в том числе и на уроках истории. В-третьих, мы тщательно отбирали иллюстративный материал для нашего издания. Каждая иллюстрация учебника должна дополнять его текстовый материал, помогать наиболее полно раскрывать тему".
Избегать событий, произошедших год или пять лет назад в школьных учебниках по истории – это манипуляции, говорят историки. Наоборот, убеждают, говорить с 11-классниками о полномасштабном вторжении, которое продолжается, крайне необходимо.
"Историк должен ставить точку на настоящем, потому что тогда это избавляет его от манипуляций в будущем. Только люди, которые хотят манипулировать, пишут историю или воспоминания через 100 лет. Учебники истории должны быть актуальными, учебники по истории должны освещать то, как оно есть на данный момент", – настаивает историк Александр Алферов.
"Сегодня очень важно нам говорить о нашей истории, истории, которая происходила вот вчера. Тем более, что мы говорим, что это учебник для 11 класса. На то существует возможность общаться учителю вместе со своими учениками и обычно в таких моментах используется учебник не только как опорный источник, но и привлекаются еще другие перекрестные источники", – объясняет историк Алина Понипаляк.
Планирует ли Министерство образования пересматривать содержание учебника, учитывая критику, как осуществлялась экспертиза перед внедрением его в учебный процесс – "5 канал" направил соответствующий запрос в Министерство образования и науки Украины.
Там ответили, что МОН не планирует проводить дополнительную экспертизу для изъятия скандального учебника по истории Украины для 11-го класса из учебной программы. В частности, отметили, что книга прошла экспертизу независимыми экспертными комиссиями за государственные средства, а педагогические коллективы могут самостоятельно выбирать учебник для учебной программы.
Карина Шевченко, "5 канал"
Читайте также: МОН Украины расширит тесты по истории Украины на ВНО в 2025 году
Смотрите также:
Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.