Цены на горючее в Украине будут расти. Должны стать такими, как в Евросоюзе. Парламент принял в первом чтении законопроект о повышении акцизов на горючее. Программа рассчитана почти на 4 года. Должна стартовать 1 июля. О причинах такого решения и его последствиях – в сюжете журналиста "5 канала" Александра Карамушки.
Автомобилистам приготовиться? Акцизный налог на горючее повысят. За это Верховная Рада проголосовала в первом чтении. Значит ли это, что подорожает именно горючее? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к экспертам. Какие прогнозы – выясним вместе.
Сейчас, по данным Министерства финансов, цена популярного бензина марки А-95 составляет в среднем 56 гривен за литр. Для сравнения: в июне прошлого года он стоил 44 гривны.
"Как для потребителя, это не о'кей, а для государства это будет некий дополнительный источник поступления средств", – считает автолюбительница Елена.
Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о повышении налогов для продавцов горючего до минимального уровня, установленного в ЕС. Теперь акцизы будут такими: бензин – 359 евро за 1000 литров. Дизтопливо – 330 евро. Сжиженный газ – 68 евро. Такие цифры вызвали негативную реакцию у украинцев.
Эксперты объясняют, что повышение цен на акцизы необходимо для наполнения государственного бюджета.
"В бюджете, по разным оценкам, дыра от 200 до 400 миллиардов гривен на этот год. Кое-кто там и о 700 миллиардах говорит. Но она очень велика в любом случае. Соответственно, наполнить мы можем ее из внутренних источников", – объясняет директор ООО "Консалтинговая группа А-95" Сергей Куюн.
Увеличение акцизов будет поэтапным до 1 января 2028 года. Первый этап планируется уже в этом году 1 июля.
"Предлагается поднять налог на бензин на полторы гривны за литр. Дизтопливо – две гривны. Сжиженный газ – серьезнее там: на 5 гривен налоговая составляющая там вырастет. Если бы сегодня внедряли эти налоги, то мы вообще, я уверен, на колонках не увидели бы ценовых изменений. Поскольку сейчас мировая цена падает на нефтепродукты – соответственно, произошла бы компенсация: рост налоговой составляющей был бы компенсирован снижением закупочной стоимости.
По расчетам Сергея Куюна, такие изменения наполнят бюджет до конца года на 37 миллиардов гривен. Политолог и социолог Иван Ус уверяет, что повышение акцизов, кроме экономических целей, имеет целью улучшить отношения с западными партнерами.
"Если вы посмотрите цены на топливо в Украине и сравните со странами, которые помогают Украине, предоставляют кредиты, гранты, то поймете, что цены в Украине – они ниже. А теперь модулируем ситуацию, когда налогоплательщики, избиратели в этих странах начинают говорить: "Почему это мы помогаем Украине, а там такие низкие цены?".
В конце мая 60 депутатов Киевсовета призвали власти не повышать акцизы на горючее.
"Мы все знаем, что Счетная палата насчитала 62 миллиарда гривен нарушений, так, может, нужно как-то эффективнее тратить деньги? И большинство найденных нарушений найдены в сфере обороны и безопасности. Поэтому нужно сосредотачиваться на эффективном расходовании существующих средств. А не находить новые механизмы, как бы заставить граждан заплатить за войну. Потому что фактически из-за этого будет страдать пенсионерка, которая будет покупать хлеб, или женщина, которая будет ехать на работу, потому что вырастут цены на транспорт, продукты питания", – подчеркнула депутатка Киевского городского совета от "Европейской Солидарности" Людмила Ковалевская.
Это уже вторая попытка государства повысить акцизы на горючее. Первая была в марте. Кабмин обнародовал расчеты. Но после волны критики законопроект не направили в Верховную Раду.
Александр Карамушка, Игорь Костюк, Валентин Стрельцов, "5 канал"
Читайте также: "Инфляционные процессы обязательно начнутся": Южанина о повышении акцизов на горючее
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.