Восстановить скульптуры, которым почти триста лет. На кафедре архитектуры и реставрации Львовской политехники начали проект реставрации трех скульптур из монастыря доминиканцев. Из-за того, что фигуры были созданы по уникальной технологии, мастера будут прибегать к необычным способам сохранения исторического памятника. Зачем реставраторам соляной раствор и как будут ставить капельницы скульптурам, узнавала Анастасия Ярмоловская.
"У меня в руках голова святого, это как раз фрагмент одной из этих упавших фигур. Видите, все это полностью деформировано и разбито, и узнать будет здесь сложно", – говорит заведующий кафедрой архитектуры и реставрации Львовской политехники Николай Бевз.
Профессор Львовской политехники показывает уцелевшие останки скульптур, когда-то украшавших колокольню Доминиканского монастыря в Подкамене. 250 лет они стояли на солнце, под дождями и ветрами. Но время взяло свое, и теперь эти фигуры нуждаются в восстановлении. Работы будут проводить преподаватели кафедры архитектуры и реставрации Львовской политехники. Реставраторы говорят, что художественную и историческую ценность скульптур трудно переоценить.
"Они важны для истории формирования римско-католического ордена. Этот проект был найден в библиотеке Варшавского университета, он известен. Автором этих скульптур является Марьян Осинский, который в этот период, в шестидесятых годах 18-го века, работал по заказу монастырей Галичины", – отмечает профессор кафедры архитектуры и реставрации Львовской политехники Олег Рыбчинский.
Работать будут реставраторы с тремя фигурами. Рассказывают, что процесс будет интересным. Сначала соляными растворами пропитают древесину, а затем скульптурам поставят... капельницы. Так с помощью медицинских систем спецраствор будет подаваться в материал. Это поможет остановить порчу древесины.
"Пока мы ориентируемся на единственный вариант – на консервацию. Мы должны стабилизировать древесину, сберечь ее от дальнейшего разрушения, потому что древесина является мягким материалом, ее нужно беречь от плесени, от гниения", – рассказывает профессор кафедры архитектуры и реставрации Львовской политехники Олег Рыбчинский.
Такая технология нужна, ведь скульптуры выполнены в уникальной барочной технике. Внутри деревянные фигуры пустые, а сверху покрыты медными листьями.
"Видите середина пустая, а полосы такими ребрами вдоль фигуры пошагово соединены, и делают ее прочной", – отмечает профессор кафедры архитектуры и реставрации Львовской политехники Олег Рыбчинский.
"Эта работа имеет ювелирный характер, потому что когда вы посмотрите на лицо фигуры, то вы видите потери, и вы видите, какая скрупулезная пластика, и это все требует от нас больших усилий", – отмечает заведующий кафедрой архитектуры и реставрации Львовской политехники Николай Бевз.
Сейчас мастера приступили к работе с первой скульптурой. На ней ликвидировали поражение и произвели 3D замеры. В восстановительных работах принимают участие не только профессора кафедры, но и аспиранты. Говорят, причастность к истории – волнующий момент.
"Ты общаешься с реальной историей, с реальным предметом, памятник 18-го века, с которым можно работать. Это машина времени, поэтому это безусловно интересно", – говорит аспирант Максим Черный.
В будущем к реставрации планируют приобщить студентов, чтобы они могли перенимать ценный профессиональный опыт на практике.
Анастасия Ярмоловская, Евгений Радион, Львов, "5 канал".
Читайте также: Вторая жизнь графского дворца: кто и за какие средства реставрирует архитектурный памятник Черкасской области
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
- Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.