Что ни день, то новшество. Сейчас залихорадило транспорт. Города один за другим уже не только пугают своих жителей подорожанием стоимости проезда, а просто берут и повышают ее. Во Львове уже плюс три гривны. С 27 мая стоимость проезда в автобусах, трамваях и троллейбусах города будет стоить 10 грн, раньше – ездили по семь. Подорожание ждет и полтавчан. Билет в троллейбусе может стоить 6 грн, а в автобусе – 8. Повышение цен в столичной подземке готовят и для киевлян. Стоимость проезда пока не называют, но обещают сделать ее компромиссной и точно не 25 грн.
Поэтому украинцы замерли в ожидании и лишь слушают объяснения местных чиновников о том, что перевозчики работают с убытками, поэтому все время приходится добавлять им из местной казны. А вот Ассоциация городов сетует на государство и убеждает, что оно переложило на плечи украинцев проезд льготников. Мол, не компенсирует местным бюджетам их перевозки, поэтому эти расходы оплатим мы в повышенной стоимости билетов. Вот такой замкнутый круг со многими факторами. Тем временем есть в Украине город, жители которого не ломают голову, чем оплатить проезд. В Кривом Роге проезд в коммунальном общественном транспорте стал бесплатным. Кто же платит там за проезд, если не пассажиры – в сюжете "Итогов недели".
Наша съемочная группа приехала в Кривой Рог из Черкасс посмотреть, что это такое – бесплатный общественный транспорт. Бесплатный проезд только для местных, объясняет кондуктор. Для бесплатного проезда нужна карта криворожца. Работает просто – ее надо приложить к валидатору, прибору, который считывает карту, он сразу выдает бесплатный билет.
Кроме автобусов и троллейбусов, проехаться бесплатно можно на единственном в Украине подземном скоростном трамвае. В метротраме 11 станций, 4 – подземные. За три недели подземкой бесплатно воспользовались почти миллион жителей, еще 1 млн 100 тыс. – проехали троллейбусом, 0,5 млн – автобусом. За всех этих людей должен заплатить город. Примерно 5 млн грн за три недели.
Бесплатные автобусы и троллейбусы, которые ездят крайне редко, – это капля в море 600-тысячного города с площадью 430 кв. м. Потому что на весь город коммунальщики имеют только сотню троллейбусов и 23 автобуса. Весь остальной транспорт, а это более тысячи автобусов, – частный. А значит, за деньги.

В криворожских частных автобусах проезд стоит в среднем 7 грн. После запуска бесплатного городского транспорта частники не слишком страдают. Сейчас все равно ездят. Бесплатный транспорт ходит не во все микрорайоны города, а ждать его долго, говорит криворожец Виктор. Мужчина не понимает, почему за эти средства не докупили коммунальных автобусов, в которых проезд и так был дешевле – около 3 грн.

А теперь будут возмещать каждый билет. Как уже говорилось, за три недели 5 млн грн. В других городах Украины свои проблемы. Пять лет назад государство переложило обязанности финансирования льготного проезда на плечи местных бюджетов. А они это бремя брать отказались, потому что эти деньги надо забрать из других сфер. Поэтому транспортники уже не первый год митингуют из-за недофинансирования. И шантажируют подорожанием стоимости проезда. Последний раз на прошлой неделе выходили на протест транспортники Киева и требовали повысить цены на проезд до 25 грн в автобусе и до 80 – в городской электричке. Иначе, божатся, будут с убытком в 4 млрд грн. После таких митингов цены на проезд обычно повышают. Стоимость проезда уже в этом году выросла в Кропивницком с 5 до 7 грн, с 1 июня почувствуют повышение и в Виннице, там пассажиры будут платить за проезд вдвое больше – 12 гривен, во Львове в этот же период цена поднимется с 7 до 10 грн. Поэтому пока власть государственная и местная перебрасывают друг на друга транспортные проблемы, платить все равно приходится пассажирам.
Яна Лымаренко, "Итоги недели"