Качество дорог, стоимость бензина и даже цены на продукты. Украина зависит от поставки товаров из Беларуси. Годовой товарооборот в среднем достигает трех миллиардов долларов. Например, каждый второй литр солярки, которую продают в Украине, – изготовлен в Беларуси. Прекращать торговлю с Беларусью правительство пока не планирует. Но можно ли и дальше зависеть от авторитарной страны – этот вопрос теперь звучит в Киеве все чаще. Мысли собирал журналист "5 канала".
Каждый второй литр бензина в Украине – из Беларуси. Похожая ситуация и с соляркой. Такие данные в ответ на запрос "5 канала" предоставили в Министерстве энергетики. Топливная зависимость от соседнего государства колоссальная. С мая на ремонт остановился один из белорусских заводов по переработке нефти. Из-за этого в Украине может возникнуть дефицит горючего, как следствие – цены снова пойдут вверх. Будет ли чем ремонтировать дороги? Все это может зависеть от Беларуси. Страна с самопровозглашенным президентом поставляет половину запаса битума, который используют для обновления или строительства дорог в Украине. Да и самим ремонтом тоже занимаются белорусские фирмы. Только за последние четыре года, по данным электронных государственных закупок Prozorro, государственные компании из Беларуси получили заказов минимум на 5 миллиардов гривен.
"Мы будем просить украинское правительство и украинских лидеров, чтобы они расследовали, какая есть связь Лукашенко с украинским бизнесом и экономикой. И чтобы эти группы нейтрализовать. Украина может сыграть ключевую роль в украинском вопросе", – отметил советник белорусской оппозиции Светланы Тихановской Франак Вячорка.
Отказываться от закупки горючего из Беларуси правительство пока не планирует. А вот белорусской электроэнергии в Украине не будет, по крайней мере до октября. Импорт света из соседней страны запретили.
"Укрэнерго" объединяется технически с Европейской энергосистемой. Для того чтобы в дальнейшем мы могли получать большой объем импорта при необходимости из европейской энергосистемы. Мы не принимаем политических решений. Мы принимаем технические решения, для того чтобы у нас почасово в каждом доме была электроэнергия", – говорит заместитель председателя Нацкомиссии, которая регулирует рынок коммунальных услуг, Ольга Бабий.
Цены на еду тоже зависят от поставок из Беларуси, но не самих продуктов. У Лукашенко Украина закупает сельскохозяйственные удобрения. А они – треть себестоимости продукции. Во Всеукраинском аграрном совете убеждают: отказываться от белорусских удобрений нельзя, потому что в других странах они дороже, да и доставка более долгая.
"Мы по-прежнему зависимы. Поставок из России у нас нет, потому что действует эмбарго, то главным поставщиком стала Беларусь. Если речь пойдет о закрытии поставок из Беларуси, то мы столкнемся с дефицитом", – отмечает заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов.
Министр аграрной политики Роман Лещенко заключает: "Украина является премиальным рынком по закупке удобрений. Поскольку площадь земель сельхозназначения является крупнейшей в Европе. Покупательная способность достаточно велика. И сегодня все ключевые производители удобрений в мире заинтересованы в украинском рынке".
Еще одна отрасль, где Беларусь хорошо зарабатывает в Украине, – рынок автомобильного транспорта. Только за первые четыре месяца этого года страна с авторитарным режимом наторговала на 85 миллионов долларов. В целом, автомобилестроение дает в белорусскую казну суммы в разы больше. Украинские города закупают белорусские автобусы, потому что на них выгоднее цены. Полностью прекращать торговлю с Беларусью власти не планируют. Из существенных ограничений - пока лишь запрет полетов. По прогнозам правительства, от этого Украина только выиграет. К слову, на аэронавигации Беларусь зарабатывала около 70 миллионов долларов. На часть этих средств теперь может рассчитывать Украина. При условии если самолеты – пассажирские и грузовые – теперь будут курсировать через наше воздушное пространство.
Сергей Барбу, Марта Шикула, Эдвард Белинский, "5 канал"