Появление FPV-дронов кардинально изменило логику современной войны – эти беспилотники стали одним из главных инструментов на поле боя, определяя темп и точность операций. В то же время российские и другие системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ежедневно пытаются "оглушить" дроны, лишая их связи и навигации.
Одним из ответов украинских инженеров стал режим "круиз-контроль" – функция, позволяющая аппарату автономно держать направление, высоту и скорость полета даже при отсутствии связи с оператором. Как объясняют разработчики, "только сигнал восстанавливается – оператор возвращает себе управление и завершает миссию".
Эффективность круиз-контроля основывается на оптической навигации и алгоритмах, позволяющих аппарату удерживать курс без постоянной радиосвязи. Это позволяет дрону "пересекать" участки с активной работой РЭБ и уменьшает зависимость от GPS-каналов, которые обычно пытаются заглушить.
Одновременно в Украине активно развивается оптическое донаведение и системы на базе искусственного интеллекта, которые способны идентифицировать и следить за мишенями без внешнего навигационного сопровождения. По словам разработчиков, такие решения позволяют дрону корректировать траекторию в реальном времени и действовать автономно даже при отсутствии спутниковой связи.
Еще один подход – управление через оптоволоконный кабель, когда сигнал физически изолирован от радиопомех. Такой метод практически неуязвим к РЭБ, но имеет собственные технические ограничения – в частности, зависимость от длины кабеля и веса аппарата.
Разработки украинских производителей уже интегрируются в серийные платформы. В частности, в материале упоминается система донаведения команды VGI-9, которую демонстрировали публично еще в мае 2024 года, а также об интеграции таких систем в дроны "Генерал Черешня" и "Вырий".
Что дает "круиз-контроль" на практике, по словам специалистов: уменьшает нагрузку на оператора, оптимизирует расход энергии благодаря плавным траекториям, позволяет безопасно пролетать участки с потерями сигнала и повышает надежность выполнения миссии в стрессовых условиях. Режим также упрощает подготовку экипажа – часть полетных задач уходит на автономные алгоритмы аппарата.
Эксперты отмечают: это не конец для "обычных" FPV-дронов, а эволюция – оснащение их интеллектуальными системами управления делает беспилотники более устойчивыми к электронным угрозам и увеличивает их боевой ресурс.
"Украина стремительно приближается к моменту, когда системы донаведения и круиз-контроля станут базовым функционалом каждого боевого дрона", – говорится в заключении авторов разработок.
Они призывают государство и закупочные структуры реагировать быстрее на появление таких решений, чтобы масштабировать их внедрение в Вооруженных силах и Силах обороны.
Читайте также: Уникальные кадры, как запускают "Лютый", дрон, крушащий объекты на рф
Смотрите также:
Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.