Грабеж, алкоголь, ДТП: что не так с такси в Украине и как легко стать таксистом – эксперимент "5 канала"

Такси 5 канал / Час. Підсумки тижня
Рынок такси в Украине является на 99% нелегальным, утверждают эксперты

Поймать нечистых на руку. Антимонопольный комитет начал проверку такси. И повод для этого был серьезный. С введением локдауна в столице стоимость поездки местами достигала тысячи гривен. Фактически такси стоило как бюджетный билет на самолет в Европу.

Такие карантинные тарифы выставили, потому что был бешеный спрос на их услуги. Спецпропусков у большинства киевлян не было, а на работу надо.

"Итоги недели" не стали считать заработки таксистов. Нас заинтересовала безопасность пассажиров. Рынок сейчас просто переполнен, и с помощью обычного мобильного приложения машину можно вызвать в любое время и в любом месте. И как выяснилось, большинство компаний, осуществляющих перевозки в Украине, не имеют лицензий. То есть они заключают соглашения с интернет-площадками, где администратор не несет ответственности за какой-либо ущерб вашей жизни и здоровью, а лишь предоставляет информацию заказчику о перевозчике и соединяет вас контактами. Устроиться на работу на такую интернет-площадку водителем может любой желающий. Конкурса там нет совсем. А это значит, что водитель, в автомобиль которого вы сели, может быть опасным и даже преступником.

Корреспондент "5 канала" Мирослав Солонар провел эксперимент и попытался устроиться на работу таксистом. Вы будете поражены, и после просмотра этого материала точно будете осторожнее с выбором службы такси.

На таксистов каждый житель Киева обратил внимание в начале прошлой недели, когда в столице ехать в общественном транспорте могли только обладатели спецпропусков. Транспортными ограничениями моментально воспользовались водители такси и взвинтили цены до заоблачных отметок. Самые популярные сервисы Uber, Bolt и Uklon предлагали расценки в пределах 500, 800 и даже 1500 гривен за поездку по городу.

Правда, заоблачные цены не продержались и дня. Под вечер упали до привычного уровня, но и без накруток бизнес такси в Украине сверхприбыльный. И развивается, как ему заблагорассудится, рассказал "Итогам недели" глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк.

Мужчина говорит: "На рынке такси есть беспорядок. Он нелегальный на 99%. Для него нет ни прав, ни законов, ничего не существует". 

Эксперт добавляет: если во всем мире такси – это безопасность и комфорт, то в Украине – это лотерея. Сейчас, по приблизительным подсчетам, более 200 тысяч таксистов в Украине вне закона.

Ты, главное, садись, недорого. Возле железнодорожного вокзала Киева можно услышать раз так сто. "Шашечек" здесь больше, чем людей. Есть дорогие и дешевые службы такси. Все, чего душа пожелает. Правда, почти все они работают нелегально. Лицензию на работу имеют на руках единицы.

Такси в Киеве
Такси в Киеве5 канал / Час. Підсумки тижня

В нашем такси могут избить, ограбить или вызвать аварию. Полгода назад в Киеве водитель на Uber протаранил людей на остановке общественного транспорта. Тогда два человека погибли, еще двое были травмированы. Как выяснилось, водитель заснул за рулем.

В Черниговской области в начале марта таксист убил своего пассажира. Тело вывез в лесополосу и спрятал в снегу. Полицейские задержали мужчину, который, кстати, ранее уже был судим.

Отравляли, а потом грабили своих пассажиров. В Киевской области правоохранители поймали трех таксистов также с темным прошлым. Во время поездок они угощали своих клиентов напитками, в которые подмешивали снотворное – клофелин. Следователи предполагают: от их деятельности мог погибнуть киевлянин. Сейчас бандитам грозит до шести лет заключения. И это лишь несколько случаев уголовного поведения таксистов.

Арестован таксист
Арестован таксист5 канал / Час. Підсумки тижня

Представитель Ассоциации ответственных перевозчиков Александр Дьяченко говорит: "Задача перевозчиков, организаторов этого процесса очень проста – максимально быстро выявить плохого водителя и навсегда от него избавиться". 

Но быстро выявить разбойника за рулем в украинских компаниях, предоставляющих услуги такси, не получается. Дело в том, что водителей перед приемом на работу практически не проверяют.

Глава украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк говорит: "На закон все плевали, за это расплачивается, к сожалению, пассажир. У нас получается, извините, принимают на работу по телефону".

"Итоги недели" решили провести эксперимент. Устраиваюсь на работу в компанию Bolt, предоставляющую услуги такси. Паспорт и права имею при себе. Для начала регистрируюсь в онлайн-приложении в категории "стать водителем" и выбираю работу именно на служебной машине. Тут наталкиваюсь на первые требования. Приложение просит водительское удостоверение и фото водителя. И, как выяснилось, это все. Буквально несколько кликов в смартфоне – и уже зовут на собеседование. Звонят из компании лично, через 20 минут после записи.

Мирослав Солонар
Мирослав Солонар5 канал / Час. Підсумки тижня

При себе надо иметь права, паспорт, код. СМС прислали нужный адрес.

Приехал в офис компании. Взяли с собой самое важное: документы и скрытую камеру. В зале ожидания вижу двух мужчин, которых уже взяли на работу. Дождался очереди, начинается мое собеседование.

"Вы в такси Мирослав раньше работали? – Нет, не работал вообще. – Вы на механике ездите? –  Да, на механике. – Какой у вас общий стаж вождения? –Три с половиной года. – Так, хорошо", – говорит сотрудница компании.

Собеседование для работы в такси
Собеседование для работы в такси5 канал / Час. Підсумки тижня

Ключевым требованиям – отвечаю. Еще несколько минут женщина, которая вела со мной диалог, заполняла какие-то бумаги и, в принципе, мне уже предлагают работу таксиста. Каким образом так быстро проверили мои паспортные данные – осталось тайной. О свободном знании украинского языка и улиц города меня вообще не спросили. Работодателю я сказал, конечно, что подумаю.

Спросили только паспорт и водительское удостоверение – и вуаля...

Также свои услуги водителя я предложил еще двум популярным сервисам в Киеве.

Разговор с компанией Uklon: "По поводу документов, я ориентировался, которые с собой надо иметь. Это техпаспорт, страховой полис и водительское удостоверение".

При этом ни слова не было о медицинской проверке и справке о несудимости.

В Государственной службе Украины по безопасности на транспорте, в которой выдают лицензии службам такси, говорят: такие сервисы, как Uber, Bolt, Uklon и многие другие работают нелегально.

Председатель Государственной службы Украины по безопасности на транспорте Егор Прокопчук говорит: "Это просто какой-то оператор, который присылает вам какие-то СМС и сообщения, то есть у них нет лицензии. Не оформлены на работу, никто не осуществляет контроль за соблюдение режима труда и отдыха, никто не осуществляет контроль за психическим или физическим состоянием водителей".

А вот легальное и безопасное – автоматически дороже. Они значительно придирчивее относятся к водителям и их документам. Кроме стандартного пакета, нужен еще военный билет и медицинская справка.

Разговор с "Express-такси": "Потому что мы оформляем по трудовой книжке водителей. – А скажите, пожалуйста, справку о несудимости нужно или нет? – Насколько я знаю, нет. Но вы проходите проверку в Службе безопасности, и если будут какие-то вопросы, то, возможно, попросят показать".

В итоге, крупные игроки на рынке такси больше заботятся о количестве, чем о качестве работы сотрудников. В частности, такие сервисы, как Uber, Bolt, Uklon не требуют медицинской справки и справки о несудимости, не отслеживают, были ли водители виновниками ДТП. В отличие от официально зарегистрированной службы "Express-такси", где этому уделяют внимание.

Итак, результаты, полученные нами, красноречиво характеризуют потенциальных водителей, которым сервисы такси доверяют жизнь и здоровье своих клиентов. Сделать такси безопаснее для украинцев можно, если его полностью легализовать и навести порядок в этой сфере. Соответствующий законопроект правительство разработало еще в 2020 году, но понравился он не всем, поэтому пока он пылится. Или, как у нас говорят законотворцы, дорабатывается.

Егор Прокопчук, руководитель Государственной службы Украины по безопасности на транспорте, говорит: "Новый законопроект создан именно для того, чтобы регулировать этот рынок, однако на сегодня проблема в том, что многие в ассоциации или серди тех же таксистов возражают именно против такой редакции".

Сейчас государство не может сойтись с таксистами относительно одинаковых правил игры и единого размера налога. Из-за такой неопределенности и дальше будут страдать те украинцы, которые пользуются услугами такси. Контролировать соблюдение хотя бы скорости движения таксистов-нелегалов взялись в Министерстве внутренних дел. После прошлогодней автотрагедии совместно с компанией Uber разработали специальную программу для таксистов-шумахеров.

Антон Геращенко, заместитель министра внутренних дел, говорит: "Если водители нарушают скоростной режим, то они получат сообщение от компании, что, уважаемый водитель, Вы сейчас нарушили скорость. Пожалуйста, не нарушайте правила дорожного движения".

63-летнему Евгению никакие программы контроля за скоростью не страшны. Мужчина более 20 лет за рулем, четыре из которых – водитель такси. Работой своей доволен и среди коллег пользуется авторитетом.

Свою профессию Евгений называет спасительной, особенно сейчас, в локдаун, когда действуют транспортные ограничения. Радуется, что может и заработать, и помочь людям. И таких таксистов тоже хватает. Но быть хорошими их побуждают не законы или правила рынка, а личная мораль.

Мирослав Солонар, Иван Лемехов, Юрий Усик, "5 канал"

Предыдущий материал
Грабеж, алкоголь, ДТП: что не так с такси в Украине и как легко стать таксистом – эксперимент "5 канала"
Следующий материал
"Такой был крик фазанов, будто дети плачут": почему любителям "похозяйничать" не стоит жечь сухую траву весной