Фуры уничтожают дороги: спасут ли асфальт штрафы

Фура 5 канал / Час. Підсумки тижня
Украинские автодороги не выдерживают нагрузки от тяжеловозов

Почти 125 миллиардов. Именно столько государство выделяет в следующем году на строительство и ремонт дорог. Но долго ли они нам будут служить? Ведь каждая дорога имеет свои правила эксплуатации. Если, например, она рассчитана на нагрузку 20 тонн на ось, а ездят по ней с нагрузкой в 40 тонн, то, соответственно, асфальт такой вес долго не выдержит. Он разрушится, и его снова придется через определенное время латать.

Однако владельцы грузовиков вряд ли заботятся о дорогах, по которым ездят. Важнее загрузиться под завязку и перевезти за один раз как можно больше, чтобы сэкономить на горючем. Конечно, на больших автодорогах фуры взвешивают, но хитрецы знают объездные пути. Как наказать тяжеловозы, которые расточают народные деньги, и помогут ли штрафы уберечь асфальт – в сюжете "Итогов недели".

Дорогие дороги... Строят, ремонтируют, разбивают. В этой цепи постоянно ищут виновных – кто ворует, кто не так кладет асфальт и кто не так по нему ездит.

"30 лет мы пытаемся это сделать на доверии, доверять перевозчику. Не очень получается", – отметил руководитель проекта "Укряма" Дмитрий Повесьма.

"При допустимой массе 40 максимально тонн автомобиля хотя бы везет 48-50 тонн, это сокращает эксплуатацию дороги на треть. Вместо 10-15 лет. Имеем 6 или 10 лет", – пояснил бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Загруженные под завязку фуры – главные разрушительницы украинских дорог. Минуя весовые комплексы, они перевозят сверхнормативный груз и разбивают отечественные автодороги. И поймать хитрых водителей не так просто.

Фура
Фура5 канал / Час. Підсумки тижня

Системы взвешивания – стационарные. Специальные датчики, вмонтированные в дорожное покрытие и камеры, которые над дорогой, фиксируют параметры автомобиля. Общую массу и распределение по осям, габариты, скорость, номерные знаки, а также время и дату, когда проехал автомобиль. Система не только взвешивает транспорт, но и обрабатывает данные. И уже с дорог вся информация попадает сюда.

"В это помещение приходят все средства, чтобы оценить нагрузку на дорогу, поток машин, спланировать, сколько машин куда двигаются", – рассказал начальник отдела интеллектуальных транспортных систем "Укравтодора" Андрей Вознюк.

Штрафы за перегрузку
Штрафы за перегрузку5 канал / Час. Підсумки тижня

Поэтому пока система успокаивает их штрафами. В "письмах счастья" суммы немалые. При максимальном весе грузовика 40 тонн, если загрузите на 5-10% больше, ловите 8,5 тыс. грн штрафа. Перегрузка на 10-20% – штраф вдвое больше (17 тыс. грн). От 20 до 30% избытка – приготовьте уже 34 тыс. А везете в автомобиле аж на треть больше разрешенного – выкладывайте 51 тыс. грн. "Письмо счастья" прилетает на имя владельца груза. Оплатить счет надо в течение 10 дней. Далее дело идет в суд.

"Мы должны приучить перевозчика к тому, что есть неотвратимость наказания. Инспектор – это человек, он может заметить или не заметить перегрузки, у него есть режим работы и 24/7 не можем перекрыть все автодороги", – подчеркнул Никита Лагунин.

Потому что новейших систем пока только полсотни, а надо хотя бы пару сотен. Но не везде есть специальные дорожные условия для их установки.

"В площадках WIM есть определенные технические требования к состоянию покрытия дороги – не на спуске, не на подъеме, подальше от перекрестка, светофорных объектов", – уточнил Вознюк.

Поэтому на промежуточных дорогах сейчас расставлены хорошо знакомые габаритно-весовые комплексы с инспекторами. Впрочем, шлейф коррупционной славы за некоторыми из них давно тянется не самый лучший. И эксперты уверены, что и в новой системе взвешивания найдется лазейка для схематоза.

"Эти инспекторы по каким-то причинам не взвешивают, не штрафуют водителей или делают это в недостаточном объеме, чтобы предотвратить разрушение. И это корень проблемы. Даже если вы назовете эту систему автоматической, ею все равно управляют люди. Эти номера, пожалуйста, не трогаем? Можем так настроить?", – отметил Повесьма.

Ремонт дороги
Ремонт дороги5 канал / Час. Підсумки тижня

А предохранителями могли бы стать и другие дороги – бетонные и более прочные. Впрочем, таких в Украине совсем мало, и только в тех регионах, где усилен трафик большегрузных перевозок, ведь дорого обходятся. Да и узнать реальную стоимость асфальтобетонных и менее выносливых дорог – дело запутанное.

За день автоматическая система взвешивания может выписать штрафов нарушителям, в том числе и на 7 млн грн. И все их оплатят? Это один вопрос. Есть и другое, более важное. Даже если перегруженную фуру сфотографируют, она все равно поедет по дороге с грузом дальше. Поэтому в планах чиновников после фиксации системой сразу останавливать нарушителей на дороге и запрещать им двигаться дальше. Но для этого должны появиться спецплощадки для их разгрузки. Поэтому пока власть готовит наказание для горе-водителей, так сказать, "под ключ", разрушителей дорог наказывают только гривной, а асфальт под ними продолжает трещать. И сейчас каждый пятый километр дорог в Украине, которые строят за наши с вами налоги, убивает перегруженная фура.

Елена Рыбинская, Богдан Танасийчук, "Итоги недели"

Предыдущий материал
Фуры уничтожают дороги: спасут ли асфальт штрафы
Следующий материал
Бум вакцинации в Украине: с чем связаны рекорды прививок