В начале июля 2024 года отключения электричества в Украине приобрели угрожающие масштабы. Вышки мобильных операторов "выключались" одна за другой после многих часов без света. Тогда президент Владимир Зеленский созвал заседание Ставки Верховного главнокомандующего, посвященное вопросам сотовых сетей.
15 июля Национальный центр оперативно-технического управления сетями телекоммуникаций (НЦУ) обновил требования к функционированию базовых станций мобильных операторов (БС) в условиях военного положения. Это решение НЦУ отражает позицию Ставки по обеспечению связи украинцев во время отключений электроэнергии.
Мобильных операторов обязали обеспечить автономную работу БС в течение десяти часов: с 1 октября по меньшей мере 60% станций должны работать по этому стандарту, а к концу января 2025 – 100%.
Это решение властей стало неожиданностью для рынка мобильной связи. Операторам при невыполнении требований грозят значительные штрафы от Национальной комиссии, регулирующей сферы электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и предоставления почтовых услуг (НКЭК).
Со временем мобильные операторы стали принимать эту ситуацию. Сначала они высказывали возражения и возмущения, сопровождавшиеся в частных беседах ненормативной лексикой, а публично – сдержанными пресс-релизами.
Пока операторы пытаются найти общий язык с властями, объясняя, почему новые требования не могут быть выполнены вовремя. Компании приводят ряд аргументов и фактов, подтверждающих их позицию. В преддверии первого срока ни одна из компаний даже близко не приблизилась к выполнению новых требований.
Правительство обратило внимание на эту ситуацию и начало диалог с операторами, которые надеются на достижение компромисса в будущем. Возникает вопрос: нельзя ли было на Ставке объяснить Зеленскому, что решение, принятое в распоряжении НЦУ, невозможно для выполнения, пишет "Экономическая правда"?
В течение войны мобильные операторы инвестировали миллиарды гривен в обеспечение автономной работы мобильной связи, но удвоить или утроить эти инвестиции за короткий срок оказалось чрезвычайно сложной задачей.
- Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.
Почему мобильные операторы не могут выполнить распоряжение НЦУ и что украинцам следует ожидать от мобильной связи, когда графики плановых и аварийных отключений электроэнергии снова станут актуальными?
Никто в мире этого сделать не может
Опубликование распоряжения НЦУ в июле 2024 года повлекло за собой шок и возмущение среди представителей рынка. Отмечается, что в частных беседах по ЭП мобильные операторы без колебаний называли его абсурдным.
"Каждый, кто понимает, как работают телекоммуникации, отдает себе отчет, что 10 часов (автономной работы – ред.) – это абсурдное требование", – возмущался собеседник "ЭП" в одной из компаний-операторов.
В конце концов "Киевстар", Vodafone и lifecell в совместном заявлении сообщили, что выполнить новое требование нереалистично.
Как пишут журналисты, процесс обновления сети мобильной связи начался после первых обстрелов украинской энергосистемы российскими войсками в 2022 году. За два года операторы вложили миллиарды гривен в обеспечение автономности работы оборудования, устанавливая дополнительные аккумуляторы и генераторы.
Во время модернизации операторы руководствовались распоряжением НЦУ от 20 февраля 2024 г., согласно которому БС должны иметь резервное питание, способное обеспечить работу в течение минимум четырех часов. До конца ноября это требование должно было быть выполнено для половины БС, а к июню 2025 года – для 75% вышек.
"Никто в мире не смог бы выполнить прописанные требования до 1 октября. Это очень масштабные объемы работы", – рассказал технический директор "Киевстара" Владимир Лутченко.
Нехватка времени является одним из основных препятствий для реализации обновленных требований по автономной работе БС. Во-первых, каждая компания должна пройти внутренние процедуры по утверждению новых инвестиций. Во-вторых, необходимо добиться соглашения с поставщиком и организовать логистику. Большинство операторов покупают батареи в Китае, пишет издание, но сейчас доставка их в Украину по морю невозможна. Подобные процедуры касаются также приобретения генераторов.
"Минимальный срок доставки оборудования в Украину составляет 120 дней. По предварительным заказам мы ориентировались на сроки из прошлого распоряжения НЦУ. Сложно предусматривать молниеносное изменение условий работы поставщиков и подрядчиков и увеличить все в разы за короткий срок", – рассказывают в Vodafone.
"Часто такие работы выполняют подрядчики, но сейчас они боятся выезжать на объекты из-за работников ТЦК. Это еще больше затягивает процесс переоборудования", – делится представитель одного из операторов.
При модернизации БС недостаточно просто установить аккумуляторы. Операторам следует обновить климатические шкафы для размещения большего количества батарей. Эти шкафы обеспечивают поддержание стабильной температуры, необходимой для зарядки литиевых аккумуляторов, обычно покупаемых компанией.
Если БС находится на крыше жилого дома, то дополнительные аккумуляторы могут повлиять на его конструкцию, пишут журналисты. Все это необходимо тщательно проверять и рассчитывать.
"Много нашего оборудования расположено на объектах коммунального имущества или в собственности Фонда госимущества. Быстро изменить договор аренды с этими учреждениями невозможно. Чтобы доставить батареи, нужно пройти стандартную процедуру через Prozorro, которая может длиться полгода", – рассказывает Лутченко из "Киевстара".
Как отмечает издание, для переоборудования и регулярного обслуживания БС необходимы специалисты, которых у компаний не хватает.
"Только в Киевской области у нашей компании более 2,5 тысяч объектов. Если представить, что на каждом из них установлены генераторы, то для их обслуживания нужно нанять 2 тысячи специалистов. Генераторы не могут работать бесконтрольно и без заправки", – подчеркивают в Vodafone.
Договориться заново
С 1 октября НКЭК приступит к проверке готовности мобильных операторов к отключениям электроэнергии в соответствии с новыми требованиями НЦУ, а также будет налагать штрафы в случае их невыполнения. Размер штрафа может варьироваться от 0,1 до 0,3% годового дохода компании.
Штраф может быть не один, так как в решении НЦУ указано несколько промежуточных дедлайнов: до 1 октября – не менее 60% БС в каждой области, до 1 ноября – 70%, до 1 декабря – 80%, к концу января 2025 – 100%. Соответственно, мобильный оператор может получить штраф за нарушение на каждом этапе.
Собеседники "ЭП" среди мобильных операторов отмечают, что ни одна из компаний не успеет выполнить требования хотя бы до одной из указанных дат. Недавно президент "Киевстара" Александр Комаров, пишут журналисты, сообщил, что его компания планирует увеличить время автономной работы 30% сети до шести часов только во втором квартале 2025 года.
За десять дней до первого дедлайна министр цифровой трансформации Михаил Федоров сообщил о проведении одной из регулярных встреч с представителями мобильных операторов. Примечательно, что эти встречи начались при принятии новых требований НЦУ. Компаниям упростили подачу заявок в облэнерго на модернизацию сетей, к которым подключены БС. Это позволит быстрее заряжать аккумуляторы.
В связи с отключениями электроэнергии возникает необходимость одновременно заряжать аккумуляторы и обеспечивать функционирование оборудования, удваивающего нагрузку на электросеть. Пока сеть не готова к такой нагрузке.
Как пишут журналисты, представители операторов подчеркнули, что процесс выполнения таких процедур через облэнерго занимает значительное время, хотя срок обработки заявок удалось сократить до 21 дня.
"Сначала собирается пакет документов, подается запрос на изменение технических условий, после чего через некоторое время приходит согласование. Только тогда начинаются работы по замене автомата или прокладке нового кабеля", – пояснил Лутченко.
Также государство отменило пошлины на импорт аккумуляторов и генераторов, создало список объектов, которые должны иметь бесперебойное питание при плановых отключениях электроэнергии.
Журналисты обратились в Минцифры и госорганы, регулирующие работу рынка мобильной связи, с просьбой прокомментировать подготовку операторов к модернизации сетей и возможность изменения действующего распоряжения.
В Госспецсвязи, при которой в 2019 году был создан НЦУ, ответили, что эту тему коммуницирует департамент развития мобильного интернета Минцифры. Это странно, пишет издание, ведь именно НЦУ издавал распоряжение, которое должны выполнить операторы. Минцифры отказалось давать комментарий, заявив, что позиция ведомства "будет готова позже".
Как отметили в "ЭП", они также не получили ответа от НКЭК относительно того, владеет ли регулятор информацией о готовности мобильных операторов и рассматривает ли возможность продления сроков выполнения распоряжения для тех, кто не успеет выполнить требования до 1 октября.
Несмотря на молчание со стороны властей, представитель одного из операторов сообщил, что сейчас компании и Министерство цифровой трансформации обсуждают методы, сроки и результаты работы по обеспечению автономной функциональности мобильной сети. Фактически отрасль объясняет властям, почему определенные решения не могут быть реализованы в установленные сроки.
"С Минцифры и другими госорганами мы всегда находили решения, удовлетворяющие обе стороны", – отмечает менеджер одного из операторов, убеждая в возможности изменения действующего решения.
Опрошенные "ЭП" участники рынка считают, что выполнить требование об автономной работе 100% БС в течение как минимум 10 часов можно "не ранее середины 2025 года".
Кто за все заплатит
В течение полномасштабной войны компании "Киевстар", lifecell и Vodafone вместе инвестировали примерно 3 млрд грн в обеспечение автономности своих сетей. Они оценивали, что выполнение новых требований обойдется каждому из них в 2-3 млрд грн.
"Речь идет об обеспечении оборудованием, тысячами генераторов и десятками тысяч мощных аккумуляторов. Необходимые инвестиции могут достигать девятизначных цифр – миллиардов гривен", – отмечают в Vodafon.
В "Киевстаре" оценили расходы на закупку оборудования в $150 млн, что составляет примерно 6,3 млрд гривен.
Возникает вопрос, кто покроет столь значительные затраты, пишут журналисты. В первом полугодии прибыль "Киевстара" снизилась на 20,1% до 4,6 млрд грн, Vodafone – на 14,8% до 1,9 млрд грн. Только у lifecell прибыль выросла на 7% до 1,2 млрд грн.
"Значительные инвестиции в сеть пока не коснулись наших абонентов с точки зрения оплаты услуг. Мы стараемся удержать баланс, чтобы постоянно усиливать устойчивость сети и при этом финансово не влиять на конечного потребителя, но делать это очень тяжело", – объясняет руководитель департамента эксплуатации мобильной сети lifecell Константин Сотников.
В "Киевстаре" не смогли ответить на вопрос, каким образом новое постановление НЦУ повлияет на тарифы для пользователей.
"Любое изменение тарифов – это вынужденный шаг компании в ответ на текущую экономическую ситуацию. Конечно, стоящие перед компанией вызовы влияют на стоимость ее продуктов. Речь идет не только о миллиардных инвестициях в энергостойкость сети, но и об общем уровне инфляции, стоимости электроэнергии, топливных материалов, валютных колебаниях и многих других факторах", – добавили в "Киевстаре".
Мобильные операторы будут и дальше вкладывать средства в мобильную сеть и в 2025 году, что станет дополнительным, а возможно, и основным фактором повышения тарифов.
Что будет зимой
Мобильные операторы отмечают, что, несмотря на активную подготовку, стабильность связи будет зависеть от ситуации в энергетической системе страны, в частности, от предсказуемости отключений.
"Меры, которые мы внедряем для энергонезависимости сети, будут эффективными только при стабильных плановых отключениях. Мы можем установить батареи для обеспечения и 20 часов работы БС, но без достаточного времени для их подзарядки это не будет иметь смысла", – отметил Лутченко.
Часть БС операторов подключена к генераторам (у lifecell и "Киевстар" – 17–19% станций), что обеспечит функционирование сети в разных ситуациях. Однако качество предоставляемых услуг существенно снизится. Отключение даже 20% БС оказывает существенное влияние на качество связи и мобильного интернета, пишет издание.
Обесточивания в июле стали для операторов настоящим испытанием перед зимним сезоном.
"Анализируя ситуацию с электроснабжением в июле, мы рассчитали, что потребители в среднем оставались без света от четырех до шести часов в сутки", – отмечает Сотников.
Сейчас большинство БС операторов сможет работать без электроэнергии 4–6 часов. По словам бывшего главы НЭК "Укрэнерго" Владимира Кудрицкого, отключений света может не быть только при условии, что зимой температура воздуха составит плюс 5-15 градусов и не будет новых обстрелов. Однако в случае холодной погоды отключения света будут, даже если реализуют все планы по ремонту объектов генерации.
В случае, если электроснабжение будет отсутствовать более шести часов, операторы смогут предоставить только основные услуги: возможность совершить звонок будет доступна не всем и не с первой попытки. В таких условиях аккумуляторы на БС не будут успевать полностью заряжаться.
Уменьшить нагрузку на БС и способствовать более длительной работе сетей могут и пользователи. Идеальный сценарий состоит в том, чтобы абоненты позаботились о работе домашнего интернета и использовали мобильную связь только для текстовых сообщений.
Напомним, ООН прогнозирует, что зимой в Украине не будет света до 18 часов в сутки.
Читайте также: в Запорожье на крыше дома установили солнечные панели: как энергия солнца помогает при отключениях света.
Смотрите также: