Может показаться, что о буллинге все сказано-пересказано. Но пока это социальное явление имеет (и большое) место в обществе, соответственно – говорим недостаточно.
Что такое буллинг?
Не секрет, что буллинг "родом из детства". Итак, школа может стать той печальной колыбелью, где он зарождается и вступает в силу. По сути, школа – это коллектив и среда, где объединены люди всех возрастов. Однако буллинг в школе распознать иногда довольно трудно из-за ряда причин и признаков, даже метаморфоз, которые он переживает.
Что же такое буллинг и как его обнаружить? На мой взгляд, это социальная болезнь, где в коллективе есть жажда доминировать над кем-то, выражать пренебрежение и нездоровую агрессию.

Виды буллинга
Самый очевидный вид буллинга – вербальный. В большинстве случаев учителя могут наблюдать именно его: оскорбительные слова и прозвища, угрозы, словесные издевательства и травлю.
Или, например, ситуация, когда весь класс играет в игру и никто не хочет брать в команду одного ученика. Знайте, что это поведенческий буллинг. То есть дети хотят показать другому своему однокласснику, что они его презирают и не хотят с ним контактировать. Подобную "изоляцию", например, можно видеть в столовой, где ребенок садится обедать, а одноклассники демонстративно встают и пересаживаются за другой стол. Бессловесно показывая, "если ты будешь здесь сидеть, мы все уйдем". Это проявление открытого пренебрежения. И это тоже буллинг.
Как правило, физический буллинг в виде расправы или избиения присущ мальчикам, но иногда и девочки прибегают к нему. Физический буллинг – это физические издевательства, он очевиден и наиболее "видим" в коллективе, оставляет не только травмы душевные, но и телесные – кровоподтеки и раны – которые уже не так легко отрицать или не замечать.

И вот мы подходим к буллингу четвертого типа – это кибербуллинг. В современном мире он набирает наибольшие обороты и может коснуться каждого, потому что почти все мы имеем в социальных сетях свои страницы, являемся участниками Вайбер-чатов или групп в Телеграме. А там встречаем угрозы, издевательства и высмеивания через интернет. Например, на своей странице в Инстаграме одна девочка выставляет фотографии одноклассницы и делает голосование "кто считает, что она дура, проголосуйте" и выставляет на публику ответы. Это кибербуллинг. Иногда дети считают (или делают вид, что считают), что подобный пример – это такой своеобразный юмор, неудачная шутка. Но подчеркну еще раз – это кибербуллинг, публичное издевательство и нарушение психологических границ, и прежде всего – нарушение достоинства.

Важно, по моему мнению, иметь эту информацию о буллинге, чтобы распознать его с самого начала, и зарождается он чаще всего в школе. Но не школа ли должна быть безопасной средой, местом, где господствует уважение абсолютно ко всем, несмотря на национальность, вероисповедание, социальный статус или академические успехи? И это будет вполне справедливым замечанием. Более того, здоровая коммуникация в разнообразном коллективе включает в себя конфликты и споры, дискуссии и дебаты. Итак, все это теперь окрестим буллингом? Нет. Поскольку в вышеприведенных вариантах сосуществования и общения обе стороны, являющиеся участниками, имеют власть решить что-то и сделать так, чтобы было влияние на процесс. В буллинге все наоборот. В буллинге власть есть только у инициатора. Жертва на процесс влияния не имеет. Жертва нуждается в поддержке и защите.
Об участниках буллинга: кто может стать жертвой?
Итак, мы переходим к определению участников буллинга. Это агрессор, свидетели – те, которые могут просто наблюдать, а могут посмеиваться или как-то побуждать агрессора к буллингу, и жертва – тот, кто подвергается травле в социальной группе.

Кто может стать жертвой? Нет единого алгоритма определения, однако есть определенные признаки, указывающие на большую вероятность. Например, новичок в зрелом коллективе. Дело в том, что коллектив – это "живой организм". Итак, когда в школу приходит новый человек, коллектив может его "принять", пригласить в отношения и начать с ним дружить, а может настраивать себя и других против этого ребенка.
Также жертвами буллинга становятся дети, обладающие неравным социальным или академическим статусом. Они подвергаются шуткам по этому поводу. И даже публичный комментарий учителя может положить начало массовой травле. Например, скажет: "Ты хуже всех сегодня написал, как вообще с тобой можно иметь дело?". И вот прозвенел звонок, начался перерыв, а из класса никто к этому ребенку не подходит, не хочет общаться, и начинают издеваться, повторяя слова учителя: "О, кто ты после того, когда ты так написал, тебе сколько раз можно повторять?" и все такое – с этого в том числе может начинаться буллинг в группе. Учитель может даже не догадываться, что запустил такой ужасающий процесс.
Какая роль у свидетелей?
На буллинг очень сильно влияет то, что делают свидетели в классе. Ведь они всегда есть. Это наблюдатели, которые могут быть как активными, так и пассивными. А есть те, кто своими действиями является так называемым "адреналином" для агрессора. Они как зрители "спектакля", и чем их больше, чем больше усмешек, чем больше внимания к самому агрессору в классе, тем больше у него, по его мнению, власти, еще больше стимула презирать одноклассников и буллить других. Есть наблюдатели, сидящие на перемене, свидетели, которые едят свой бутерброд, ничего плохого не делают и не смеются вроде бы, держась отдаленно от этого процесса, но они могут на него влиять и могут остановить буллинг.

Почему буллинг в группе или классе не останавливается?
Знаете, какая первая причина, почему агрессору в классе не говорят: "Что ты делаешь? Что ты творишь? Зачем ты это делаешь? Это травля! Так нельзя!"? Потому что в большинстве своем фантазируют (со страхом), что если будут защищать эту жертву, то кто же будет следующей? Может, это буду я? Итак, первая причина, почему не останавливают в школе буллинг, – это страх быть на месте жертвы, это страх, что будет дальше, если этого не будут буллить?
Вторая причина – это растерянность: "А что делать? А как это можно остановить? Я не могу ни на что влиять". По правде, повлиять можно. У меня есть примеры, когда наша общественная организация приходила в школы, где мы разговаривали со свидетелями. Мы объясняли, если сказать: "Нет! Ты делаешь плохо, так нельзя, я не буду смеяться, мне не нравится!", тогда другой человек задумывается, включает критическое мышление. Конечно, в одиночку это не работает, это должна быть позиция группы людей. Тогда свидетели могут стать теми, кто открыто осудит агрессора и остановит буллинг благодаря выражению и отстаиванию своего мнения и ценностей.
Кто становится агрессором в классе?
Это может быть человек, который стремится к себе, стремится к власти, стремится, чтобы на него смотрели, на него равнялись. Но именно этот человек не понимает, что не лидер в классе. Что страх – это не о лидерстве. Поскольку лидер – это человек, который берет на себя уважаемую ответственность.
В большинстве своем агрессора не уважают, в классе его боятся. А он в свою очередь не всегда осознает, что действует по-злому. Потому что чаще всего утоляет свою жажду быть в центре внимания, хочет уважения любой ценой, хочет занимать заметное и важное место в коллективе.
Буллинг ради чистой агрессии – это скорее экстремальная ситуация, зачастую это об удовлетворении вышеупомянутых потребностей. Иногда агрессор не осознает, что он также болеет этой социальной болезнью, что он также страдает от того, что всегда творит негатив.

У меня есть опыт работы с детьми, оскорбляющими других и запускающими процесс буллинга. Они рассказывали, что, например, у них есть агрессия на своих родителей, в семье они получают мало внимания, у них есть агрессия, что им хочется быть успешными в классе, что кто-то лучше их.
Булинг – это как способ быть успешным. Однако быть агрессором – это не о своем личном поражении. Я не призываю соболезновать, я разворачиваю полную картину для лучшего и объективного (насколько это в принципе возможно) восприятие и осмысления буллинга.
Как можно защититься от буллинга, бывают ли коллективы, в которых его нет?
Начну с последнего. Они (подобные коллективы) есть. Во-первых, там царят и уважаются коллективные ценности. Где дети говорят: "Нет, буллинг – это плохо; нет, кого-то оскорблять – это плохо; все не похожи друг на друга, и в этом самое прекрасное нашего мира, потому что мы все отличаемся своим мировоззрением, своей внешностью, своим поведением, однако отстаиваем единые идеи". И такие правила в классе, группе или коллективе должны быть общими. Они должны быть едины и незыблемы. В подобных коллективах имеется регулярная профилактика буллинга со стороны взрослых. Она может происходить и на стороне школы, когда учитель сотрудничает с учениками, когда есть внешкольные интересные общие занятия, когда проводится время вместе и стимулируется общение. Тогда подобное пространство уважения, дискуссии и равенства мотивирует проводить вместе время.

Что делать, если вы или ваши знакомые стали жертвой буллинга?
Не молчите. Не думайте, что шутки, оскорбления или загрязненный чужими ногами рюкзак – это нормально. Это ненормально. Вас сейчас оскорбляют, и об этом нужно говорить вслух. В школе есть взрослые, отвечающие за безопасность. Обратитесь за помощью к взрослым. Это могут быть родители – ваши или друзей, преподаватели, которым вы доверяете. К сожалению, просто рассказать друзьям – бывает недостаточно. Как бы они ни хотели помочь, они часто не могут ничего сделать.
Моя рекомендация родителям ребенка, который переживает буллинг: говорите с администрацией школы. Идеально, если вы будете это делать, опираясь на факты, максимально безэмоционально (насколько это возможно). Попытайтесь немного успокоить чувство жажды мести и наказания виновного, они омрачают вашу реальную цель – защитить своего ребенка. Вам важно вести конструктивный диалог, подтвержденный фактами (фото, аудиозаписи, телесные отметины и т.д.). Тогда вы станете мощным, сознательным и подготовленным защитником. Если в школе есть психологическая служба, настаивайте на медиации встречи. Это может стать эффективным способом достижения общих целей – сделать школу безопасным местом для развития и обучения.
Что делать в школе, где происходит буллинг?
Напомню, в школе есть взрослые и понятна и обозначена иерархия. Поддерживайте ее на должном уровне. Не устрашением, а уважением. Так же, как для любой другой "болезни", эффективно работает профилактика. В некоторых школах Киева я лично наблюдала в холле большие информационные доски, где говорят, что "Буллинг – это зло", что "Быть агрессором – это плохо". То есть школа сама вводит политику и не молчит.
Правда в том, что буллинг может случиться даже среди хорошо образованных детей, но это жизнь. Да, может произойти с кем угодно. Более того, если вы – преподаватель или представитель администрации школы, вы можете не заметить, как из свидетеля превратились в агрессора вы или ваши коллеги. Об этом тоже нужно помнить, об этом можно поговорить либо со школьным психологом, либо с другими учителями, либо с родителями учащихся. Не молчите.
Моя рекомендация директорам школ в определенной степени отойти от сухих административных алгоритмов. Поскольку в ответ на ваше бумажное распоряжение ответственному учителю или классному руководителю "разобраться" и "принять меры" будет непонимание и страх, а что именно (и главное – когда) делать с ситуацией. И превратится в очередную отчетность: разобрали, применили, без глубокого разбора.
К сожалению, учителя на сегодня объективно перегружены рабочими часами и бумажными отчетами и процедурами. Все это отнимает много времени и возможности обращать достаточно внимания на отношения в классе. Поэтому если происходит буллинг – это не является и не должно быть задачей исключено учителя одному решить ее. Директорам школ следует подумать в сторону изменений политики школы в отношении буллинга и четко ее сформулировать, выразить и следовать ей.

Кроме того, в ваших силах трансформировать подход к изучению и обучению определенным дисциплинам, внедрить проектное и тренинговое обучение, что не только улучшит групповую динамику, но и сформирует навыки сотрудничества и сотворчества детей в коллективе. Конечно, есть распоряжения министерств, но для этого и существуют круглые столы и профильные конференции, чтобы высказывать свои мысли, делиться неотложными проблемами и, исходя из живого опыта, предлагать решения.
Моя рекомендация министерствам – пересмотреть методологию обучения. К сожалению, несмотря на изменение названий, современная система обучения является потомком советской, которая ни в одном ее воплощении не отвечает требованиям к формированию мягких навыков, управлению кризисными ситуациями и управлению учебным процессом.
Поэтому вместо очередной аттестации учителей или наложения штрафов на директоров, возможно, стоит приступить к ревизии существующей системы, которая все больше проявляет себя низкоэффективной, ставящей интересы получателя услуги – ученика – на последнее место, не оставляющее пространства и времени на живое общение, сотворчество и знания, которые необходимы в современном мире.
Буллинг – исключительно "детская болезнь"?
В высших учебных заведениях среди студентов он тоже есть, но очень мало обсуждается вслух. Потому что студенты – совершеннолетние, и в большинстве своем преподаватели считают, что это просто конфликты, и взрослые люди могут решить их самостоятельно. Но это не так. Ведь университет – это тоже о безопасном пространстве, которое должно обеспечиваться ответственными за процесс людьми.
Поэтому руководству высших учебных заведений я тоже советую проводить регулярную профилактику буллинга. Конечно, в данной среде прямое влияние взрослых отличается от того, что мы имеем в школе, однако оно может выглядеть по-другому.
Например, собрание в неформальный круг, где все высказывают свое мнение по определенной теме, где есть встречи не только на лекциях и парах в ролях "студент – преподаватель". Тогда не портится авторитет и не разрушается иерархия. Напротив. Тогда в беседе со здоровым взрослым подходом обсуждение проблемы действительно возможно. И когда студенты оказываются в такой среде, где безопасно, где можно с преподавателями поговорить не в формате лекции, тогда и формируется доверие, тогда приходит осознание, что руководство работает над безопасностью не только посредством сигнализации, укрытий или вахтера, но и над ментальной.

Буллинга физического в вузе значительно меньше, потому что взрослые и совершеннолетние люди уже понимают, что это уголовная ответственность. А вот кибербуллинга, поведенческого или вербального, к сожалению, не меньше, чем в школах. И здесь тоже советую включать критическое мышление. Если вы студент, спросите себя: зачем я это делаю, какая моя потребность? Почему сейчас я стал наблюдателем, свидетелем, почему я смеюсь, когда агрессор что-то говорит? Мне действительно смешно или я просто боюсь сейчас возразить, или я боюсь стать на место жертвы? И вот здесь очень важно, чтобы вы понимали, как вы оказались именно в этом процессе. Если же вдруг жертва – это вы – не молчите, рассказывайте и разглашайте, просит о защите именно у старших преподавателей, у руководства, потому что если вы разглашаете этот процесс, вы действуете в направлении прекращения буллинга.
Учебные заведения – это единственная среда буллинга?
К сожалению, нет. Буллинг бывает и среди достаточно взрослых людей, на работе профессиональный буллинг, он называется "моббинг". Кстати, это слово – моббинг – впервые как социальное явление определил Конрад Лоренц в 1966 году в своей работе "Об агрессии" (On Agression). Изначально же оно происходит из биологии, что дословно означает "нападать стаей", и касалось животных, когда они должны были защищаться или нападать, чтобы выжить. Однако мы же существенно отличаемся от животных, не правда ли? У нас есть критическое мышление, осознанность, душа и развитая психика. Какой такой моббинг?
Но в рабочей среде иногда все еще действуют первичные правила животного мира. К примеру, есть вертикальный моббинг, когда руководство всячески демонстрирует неуважение к одному из подчиненных. Есть горизонтальный моббинг, когда в офисе все на равных правах и имеют равный статус на своем профессиональном участке, но собираются против одного коллеги: игнорируют или распространяют какие-то неправдивые или неприятные слухи, или что-то недоговаривают по работе, и он не может качественно выполнить свой участок работы, получая замечания от руководства.

Проблема еще в том, что взрослые – жертвы моббинга – об этом молчат. Иногда им кажется, что это нормально в коллективе, что так бывает. И уверяю, на это уходит много сил и жизненного ресурса, могут начаться эмоциональные, психические расстройства или даже депрессивные состояния. Поэтому об этом тоже нужно говорить. Но в отличие от академической среды, сначала советую понять, почему продолжается работа среди взрослых с подобным поведением? Есть ли доступные варианты для смены коллектива? Это может быть невероятно трудно, но без осознания, что оставаться в подобной ситуации уже не хватает сил, положительные сдвиги маловероятны.
Как противостоять моббингу?
К сожалению, разговорам, как со школьниками или студентами, здесь уже нет места. Поскольку этот коллектив выявляет признаки "болезни", в этом коллективе ценности выстроены против развития нормальных отношений. Поэтому радикальный действенный вариант – сменить место работы. Есть и другой – сопротивляться, самостоятельно обеспечить свою защиту, нападать, спорить, однако это требует незаурядного ресурса.
И третий – разговаривать с руководством, прояснять проблему. Тогда есть шанс, что руководство возьмет на себя ответственность. Хорошо известный тимбилдинг – как внешкольное общение – тоже работает на профилактику и выявление моббинга. Можно выезжать на природу, общаться, знакомиться и делать так, чтобы этот коллектив становился "здоровым", пригласить в коллектив коуча, психолога, который имеет опыт и экспертизу работать с этой группой людей.
Желаю тем, кто прочитал этот текст – школьникам, учителям, студентам, преподавателям, администрации школ и вузов, руководителям офисов и коллегам – сил осознавать, в какой позиции вы сейчас живете в коллективе. Если вы являетесь свидетелями или жертвами какого-либо проявления буллинга, не молчите. Знайте, власть – в ваших руках. И вы можете изменить ситуацию.
Автор: Вера Романова – основательница METHOD4U, кандидат психологических наук, 18 лет преподавала психологию в КНУ имени Т. Г. Шевченко и была куратором курса в Стэнфорде.
Напомним, в Белой Церкви подростки избили 12-летнюю девочку. Одному из фигурантов сообщено о подозрении по факту пыток и вымогательства средств.
Смотрите также видео:
Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.