операция "Синица"
операция "Синица" 5 канал

Была сложная и многоэтапная спецоперация: в ГУР раскрыли новые подробности переправки российского вертолета на территорию Украины – сюжет

Читайте українською
Спецоперацию под кодовым названием "Синица" украинские спецслужбы разрабатывали полгода

С раненой ногой и агрессивно настроенным экипажем российский лётчик перегнал вертолет на территорию Украины. В ГУР раскрыли новые детали спецоперации под кодовым названием "Синица" и показали журналистам командира экипажа, который перешел на сторону Украины. Операция была сложной и многоэтапной, говорят в ГУР, а результат – молниеносный и беспрецедентный в истории Украины. По закону Украина выплатит пилоту денежную компенсацию в размере полумиллиона гривен. Максим Кузьминов подробно рассказал, как все происходило и как вели себя другие члены экипажа. Подробности знает журналистка "5 канала" Марта Шикула.

К журналистам вертолетчик российской авиации выходит в футболке с украинским гербом, сине-желтым браслетом и паспортом гражданина Украины. Новые документы – одна из договоренностей, которые обещала и выполнила украинская сторона. Максиму Кузьминову 28 лет. российский пилот служил в 319-м отдельном вертолетном полку армейской авиации эрэфии в Приморском крае. Авиацию, говорит, любит с детства и является внуком заслуженного летчика россии, погибшего в авиакатастрофе. Пилот признается, что никогда не поддерживал кремлевского режима и не хотел быть исполнителем военных преступлений.

"Я понял для себя, что это зло, ужас, преступление. Любая война, какой бы она ни была, не нужна – это зло. Я активно продвигал свою позицию, и ко мне было очень плохое отношение", – отмечает российский пилот Максим Кузьминов.

В декабре прошлого года Максим решил перейти на сторону Украины. Изучал телеграм-каналы украинских спецслужб и обратился на проект "Хочу жить". Тогда началось тайное общение обеих сторон. российский пилот признается, украинские агенты его ни к чему не принуждали, это исключительно его решение.

"Первоначальная информация в ГУР поступила от коллег из Нацполиции, затем подключились оперативники Главного управления разведки", – отмечает военнослужащий ВСУ, журналист Артем Шевченко.

Спецоперацию под кодовым названием "Синица" украинские спецслужбы разрабатывали полгода. Дело, говорят в разведке, было сложным и многоэтапным. Особенно на момент перевозки родных вертолетчика в Украину.

"Это рискованная спецоперация, это не прогулка, и со стороны Украины, и со стороны пилота, были риски. Это не просто – готовились полгода, а потом раз и все получилось. Нет, это не так, было много разных периодов, много рисков еще на территории российской федерации. Несколько этапов реализовывались параллельно. Особенно для того чтобы обеспечить безопасность для родных пилота, проработать разные сценарии для перехода в Украину – это отдельная работа и операция, которая шла в нескольких областях и было много сценариев", – отмечает представитель Главного управления военной разведки Украины Андрей Юсов.

"Это не было быстро, это не было легко, это было долго. Были определенные попытки это сделать, но были факты, которые откладывали или было что-то и прекращалось", – рассказывает военнослужащий ВСУ, журналист Артем Шевченко.

Наконец, 9 августа пилот Максим Кузьминов посадил вертолет с бортовым номером 62 армейской авиации эрэфии на территории Украины, на заранее подготовленной площадке в Харьковской области.

"Я не просто угнал вертолет, я официально его перегнал, из точки А в точку Б. Мы заранее согласовали маршрут, место посадки. В 16:30 я взлетел с аэродрома Курск в Харьковскую область. Приблизительно 20 км от границы. Где-то вблизи населенного пункта Шебекино я летел на предельно низкой высоте, 5-10 м, в режиме радиомолчания. Во время пересечения границы по мне открыли огонь, кто именно, я точно сказать не могу, но предполагаю, что российская сторона. Меня ранили в ногу. 20 км я отлетел, выполнил посадку в указанном месте. Со мной были два члена экипажа, оружия мы при себе не имели. Наши летчики летают без оружия. Я ребят успокаивал, говорил, что здесь живут хорошие люди, все у нас будет прекрасно. Но они начали бояться, агрессивно вести и выбежали из вертолета в сторону границы", – рассказывает российский пилот Максим Кузьминов.

Двое членов экипажа были ликвидированы. На борту российского вертолета разведчики нашли детали к боевым самолетам и секретные документы, которые помогут нашим военным изучить вражескую систему связи и безопасности.

"Это действительно сверхважная операция, которая имеет принципиальное значение для сил безопасности Украины и также будет иметь длительные последствия для обороны страны-агрессора, для его морально-психологического состояния. А также для его сектора безопасности и обороны. Потому что в результате этой операции удалось получить важную информацию об авиации противника, о многих других деталях, которые нам помогут", – отмечает представитель Главного управления военной разведки Украины Андрей Юсов.

В ГУР МО эту спецоперацию называют блестящей и уникальной для Украины и даже приравнивают ее к спецоперации "Бриллиант" израильской разведки. Тогда израильские военные нашли подход к иракскому пилоту и убедили его угнать советский Миг-21.

"Сам факт, что мы можем договориться на территории врага, наша разведка с их представителями, чтобы они переходили на сторону Украины, и это как пример для других. В россии начали проверку всех летчиков на предмет того, где их семьи, женаты или нет, дети есть или нет, и не планируют ли семьи пилотов уехать за пределы россии. Шороха навели нормального. И плюс, в кабине были секретные материалы для россии. Ну, но главное – это эмоциональный эффект», – отмечает военный эксперт Алексей Гетьман.

Сегодня Максим Кузьминов вместе с родителями живет в Киеве. Планирует здесь оставаться и служить в Вооруженных Силах Украины, в авиации. По закону Украина выплатит пилоту денежную компенсацию, гарантирует безопасность, а также предоставит право выбора относительно дальнейшего места жительства и работы.

"Хотелось бы конечно, чтобы ребята перелетели и стали настоящими героями. Чтобы они увидели своими глазами, что здесь нет ни нацистов, ни фашистов, ни другой пропаганды", – отмечает российский пилот Максим Кузьминов.

Марта Шикула, Орест Пона, "5 канал".

Напомним, по информации источников "5 канала", железная "птичка" московии более недели назад приземлилась в Харьковской области, в Старом Салтове. Сейчас ее ремонтируют, чтобы передать на нужды Вооруженных сил Украины.

Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.

Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.

Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.

Предыдущий материал
Стали пленниками природной стихии: в США участники фестиваля Burning Man наконец-то могут выехать из затопленной пустыни – сюжет
Следующий материал
Президент уволил главу Донецкой ОВА Павла Кириленко – указ
рф спрятала боевую авиацию не менее чем в 200 км от границы с Украиной – ГУР

рф спрятала боевую авиацию не менее чем в 200 км от границы с Украиной – ГУР

Пилот российского Ми-8 и прорыв ВСУ в Запорожской области –  "Час новостей: итоги"

Пилот российского Ми-8 и прорыв ВСУ в Запорожской области – "Час новостей: итоги"

Эффективно работают в тылу врага: ГУР МОУ получили авиационный разведкомплекс "Мара" – подробности

Эффективно работают в тылу врага: ГУР МОУ получили авиационный разведкомплекс "Мара" – подробности

ВСУ идут вперед, россияне поджигают минные поля и ноют о ситуации на фронте – "Несокрушимая страна"

ВСУ идут вперед, россияне поджигают минные поля и ноют о ситуации на фронте – "Несокрушимая страна"

Успешная операция: под москвой горит завод по производству электроники для ракет

Успешная операция: под москвой горит завод по производству электроники для ракет

Если бы вовремя взорвали мосты через Чонгар, армия рф не смогла бы так быстро наступать на юге Украины – Буданов

Если бы вовремя взорвали мосты через Чонгар, армия рф не смогла бы так быстро наступать на юге Украины – Буданов