Более 17 тысяч участников присоединились к бесплатной онлайн-трансляции главного события деловых женщин SHE Congress 24 марта. Темой конгресса в этом году стали стратегии развития женского предпринимательства. 20 бизнесвумен, СЕО, лидеров в своих отраслях поделились опытом масштабирования бизнеса и ведения переговоров, лидерскими навыками и кейсам построения сильной команды.
Открыла SHE Congress руководительница HR-департамента в компании по бизнес-разведке YouControl Анна Клименко. Она поделилась результатами исследования YouControl о женском предпринимательстве, рассказала, почему рисковых женщин мало среди основательниц крупного бизнеса и как снизить восприятие риска.
По результатам исследования YouControl, среди ТОП-330 компаний по выручке в 2019 году лишь в 3% из них единственным бенефициаром является женщина. Обычно владелицы бизнеса в таких сферах как торговля молочными продуктами, яйцами, зерном, кормами, торговля в неспециализированных магазинах, распределение электроэнергии, торговля жидким, твердым и газообразным топливом.
Больше всего женщины рискуют там, где не чувствуют риска, – в социальной сфере. 70% женщин на руководящих должностях в сфере образования.
Генеральный директор AB & D Group, магистр философии Кембриджского университета, парламентер и дипломат Юлия Осмоловская поделилась инструментами успешных бизнес-переговоров, а также рассказала о правилах подготовки к переговорам. Она определила типичные ошибки переговорщицы: отсутствие подготовки к переговорам, пассивность, убеждение эмоциями вместо логики, демонстрация эмоций. Также она рассказала о разнице мужчин и женщин в ведении переговоров:
Иногда женщины могут принимать заведомо невыгодные для себя решения, чтобы не портить отношения.
"Негативный опыт – тоже опыт", – СЕО & co-founder Better Me Виктория Репа рассказала, как создать международный ІТ-продукт и извлекать уроки из негативного опыта. За четыре года у приложения 90 млн пользователей во всем мире. Основной рынок – США.
Среди принципов Better Me, которые помогли стать успешной международной IT-компанией: никаких сомнений и страхов, преобладание скорости над эффективностью, люди – в приоритете, принятие неизбежности перемен и отсутствие страха перед ошибками, ведь негативный опыт – это тоже опыт.
В IT-индустрии лишь 11% руководительниц. Одна из причин – женская неуверенность в своих силах. Мы часто говорим себе "Я еще не готова", "Я должна еще получить навыки", а мужчины разбираются в процессе.
О лидерстве как движущей силе бизнеса, лидерском интеллекте и о том, как построить сильную команду, рассказала глава правления " Империал Тобакко Продакшн Украина" Галина Воробьева.
Исследования показали, что мужчины чаще выбирали на руководящие должности потому, что они были более уверенными в себе и своих силах, и эта черта проявлялась в их манере вести переговоры и принимать решения.
Она поделилась составляющими лидерского интеллекта:
- эмоциональный интеллект – умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими;
- гибкость и стратегическое мышление;
- ответственность и принятие решений;
- постоянное желание учиться новому, чтобы вдохновлять своих лидеров;
- желание развивать свою команду;
- готовность всегда ориентироваться на тренды и на клиента, быть готовым меняться ради этого.
О развитии cashless-экономики рассказала СЕО fintech-компании LeoGaming и руководитель международной платежной системы LEO Алена Дегрик-Шевцова. Она поделилась статистикой, рассказав, что в 2020 году безналичные операции по картами выросли на 5,5%, а количество токенизированных карт в Apple Pay, Google Pay, Garmin Pay – на 77%.

Украина на 10-м месте в мире по количеству пользователей Apple Pay.
Как бизнесу быть готовым к будущему? Внедрять модели оплаты, которые упрощают платежный цепь, быть mobile-first и увеличивать лояльность: подписка – один из самых перспективных форматов продажи дополнительных услуг.
"Женщины успешнее в развитии бизнеса, поскольку большую часть дохода вкладывают в свой бизнес, принимают решения ответственнее, они мультизадачные и коммуникабельные", – уверена директор по коммуникациям, КСО и привлечению UKRSIBBANK BNP Paribas Group Янина Ольховская. Также она поделилась проблемами, с которыми сталкиваются женщины в развитии бизнеса:
- 56% женщин испытывают недостаток знаний по менеджменту, налогообложению, маркетингу и другим специфическим отраслям;
- 52% не уверены в собственных силах и боятся рисковать;
- 42% не хватает инвестиций.
Также Янина представила участницам программу UKRSIBBANK BNP Paribas Group "Женщины в бизнесе", которая в 2020 году вошла в первый отчет Глобального договора ООН в рамках достижения 17 Целей устойчивого развития. Янина уверена:
Женское предпринимательство – невероятная сила в построении экономики.
Старший национальный лидер, бьюти-эксперт Mary Kay Ukraine Елена Кривченкова поделилась с участницами онлайн-трансляции принципами успеха в бизнесе. Она уверена, что успех приходит к тем, кто занимается любимым делом.

Деньги дают вдохновение для дальнейших действий, но со временем вы понимаете, что успех – это не то, что ты сделал для себя, а то, что ты сделал для других.
Среди других принципов:
- Миссия – это гораздо больше, чем заработать определенную сумму.
- Не "зависайте" в обучении. Получили информацию – сразу ее применяйте.
- У вас должна быть цель, куда вы идете. И вокруг вашей цели появится команда единомышленников. Команда – это синергия.
- План, и не один, потому что мир постоянно меняется, и у вас должно быть решение, как действовать иначе.
- Настойчивость.
- Окружение.
- Вдохновение.
- Мотивация.
- Интерес.
О том, как предпринимательницам мыслить масштабно и выходить на глобальный рынок, в формате панельной дискуссии на SHE Congress 2021: Break the rules обсудили:
- основательница украинского бренда Ozerianko Bags Дарья Озерянко;
- CEO Kacho Group, соучредитель бренда Kachorovska Алина Качоровская;
- основатель, СЕО Indposhiv Bespoke House Катерина Возианова;
- основательница Borodina Antonina Антонина Бородина.
Модератором дискуссии стала директор Офиса по продвижению экспорта Украины Татьяна Миськова. Участницы обсудили, чем руководствовались во время выхода на международный рынок, и пришли к выводу: чтобы быть успешным на глобальном рынке, нужно научиться работать внутри своей страны.
Теле- и радиоведущая Надежда Матвеева рассказала о публичности как неотъемлемой части успеха и о том, как правильно пользоваться этим инструментом. Она уверена: бизнес-леди, руководительница компании должна обязательно подумать о том, как она будет создавать собственный бренд и к кому обратиться за помощью.
Заходите в публичность с удовольствием, но важно сравнивать свою реальную жизнь с тем, что транслируемо вами. Создавая образ, ориентируйтесь на то, что выгодно и вам, и миру.
Под конец Конгресса представитель Объединенного штаба Светланы Тихановской Вероника Цепкало поделилась своей историей, участием в белорусской революции и обстоятельствами, которые побуждают женщину проявить себя как лидера и повести за собой людей.
Идти вперед и не сдаваться – на это меня вдохновляют все женщины Беларуси. Когда мы вместе – это сила, а когда женщины солидарны – это суперсила.
Организаторы – бизнес/медиа бюро Ekonomika+ и дайджест деловой женщины WoMo – благодарят партнеров мероприятия:
- генерального партнера fintech-компанию LeoGaming;
- главного партнера UKRSIBBANK BNP Paribas Group;
- главного партнера Mary Kay: топ-бренд в сфере красоты;
- HR-партнера Robota.ua;
- принимающего партнера " Гольф Центр Киев";
- технического партнера "Экспомедиа";
- Эдинбургскую бизнес-школу;
- компанию Moneyveo;
- "Арт Приз";
- строительного партнера "Интергал-Буд";
- партнера AB InBev Efes Украина;
- партнера Latinium.
А также медиапартнеров:
- "5 канал";
- "Апостроф ТВ";
- Marie Claire Ukraine;
- портал "Буквы";
- ADV EXPERT
- 1+1 media;
- портал "Лига 360".