Военно-воздушные силы США спешат избавиться от своих невидимых истребителей Lockheed Martin F-22 Raptor. Главный аргумент: 32 наименее модернизированных, версии Block 20, сверхзвуковых истребителя-невидимки пятого поколения непригодны для боевых действий, а вместе их обслуживание стоит почти полмиллиарда долларов в год. Об этом пишет УНИАН со ссылкой на The Telegraph.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.
Сообщается, что F-22 является самым мощным, совершенным истребителем на вооружении США. Вероятно, это самый большой истребитель, построенный на сегодняшний день. Но содержание старых F-22 в эксплуатации непомерно дорогостоящее, тогда как ВВС пытаются финансировать ряд новых возможностей, включая новые истребители, бомбардировщики, радиолокационные самолеты, беспилотники, спутники и баллистические ракеты с ядерными боеголовками.
Что не так с F-22
Согласно новому отчету Управления отчетности правительства США, запланированное списание почти 30-летних Block 20 F-22 привело бы к ослаблению сил Raptor. ВВС запретили ликвидировать любые F-22 по крайней мере на несколько лет. Это потому, что Block 20 является тренировочными самолетами. Без них ВВС должны были назначить некоторые из своих модернизированных Block 30/35 F-22, которые имеют улучшенные датчики и оружие, для выполнения учебных задач. Конечным результатом будет глубочайшее сокращение количества F-22, доступных для боя.
"Воздушные силы не задокументировали, как они будут проводить тренировки или испытания F-22 – текущие функции Block 20 – без самолетов Block 20. У них также не задокументированы вызовы, с которыми могут столкнуться боевые подразделения, если готовые к выполнению задач самолеты Block 30/35 будут использоваться для обучения или испытаний вместо Block 20", – говорится в документе Управления отчетности правительства США.
Сегодня существует 150 боеспособных Block 30/35. Если и когда ВВС снимут с эксплуатации Block 20, останется только 129 боеспособных Block 30/35. Остальные действующие F-22 будут направлены на обучение или испытание.
На аэродроме с шестью передовыми эскадрильями, летающими на F-22 – пять у действующих ВВС, одна – в ВВС Национальной гвардии – ситуация была бы еще более ужасной. Со сложными датчиками и деликатным покрытием, обманывающим радары, F-22 является требовательным и требует обслуживания. По данным Управления отчетности правительства США, эскадрилье требуется 24 реактивных самолета, чтобы обеспечить 12 реактивных самолетов, доступных для полета в любой день.
Читайте также: Удары россии по "Старокону": помешает ли это развертыванию истребителей F-16 – Reuters.
Поэтому на практике нет 150 боеспособных F-22. Есть 75. Вывод из эксплуатации Block 20 снизит это число до 64 или 65. Это ужасно мало, учитывая огромную ответственность, которую несут эскадрильи Raptor. Военно-воздушные силы, а на самом деле вся армия США и армия ближайших союзников, рассчитывают на эту крошечную силу F-22, чтобы возглавить борьбу за контроль над воздухом в большой войне, скажем, с Китаем.
Учитывая ставки, ВВС должны быть чрезвычайно осторожны относительно списания одного F-22, не говоря уже о более 30 из них. Особенно учитывая, что условная замена F-22, истребитель следующего поколения Air Dominance, находится в бюджетном плену, начиная с 2026 года.
Если ВВС и Конгресс США не найдут способа оплатить программу NGAD, и Конгресс позволит ВВС вывести из эксплуатации 32 старых F-22, ВВС вскоре могут оказаться в опасном положении: с необходимостью потерять контроль над воздухом в пользу растущих и модернизированных китайских военно-воздушных сил при сокращении и старении парка F-22 – и без помощи на горизонте в течение потенциально десятилетий вперед.
Кризис истребителей
Невероятно, но эти 32 старших Block 20 – не единственные истребители, которые BBC хотят досрочно списать. Служба также хочет сократить половину своих истребителей-бомбардировщиков Boeing F-15E Strike Eagle, одновременно сокращая количество новых покупаемых F-15EX.
Эти сокращения вызывали бы меньшее беспокойство, если бы другой серийный истребитель ВВС, Lockheed Martin F-35 Lightning II, не был такой катастрофой. Воздушные силы отстают на десятилетия и превышают бюджет на сотни миллиардов долларов по сравнению с первоначальным планом приобретения более 1700 самолетов F-35. Ни один новый F-35 не был получен в течение года.
"Воздушные силы переживают кризис истребителей. Но этот кризис не разрешит списание тренировочных самолетов и сокращение силы преимущества в воздухе, которое, вероятно, уже слишком мало", – пишет издание.
Смотрите также:
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
- Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.