Пока гром не грянет, человечество об альтернативных источниках энергии не вспоминает. Вот и теперь начали думать, а чем же компенсировать нехватку во время энергетического кризиса в мире. Один из таких источников – водород. Однако к нему всегда относились с предубеждением. Ведь и дорого, и опасно. А еще 100 лет назад на водород возлагали большие надежды. Одна из катастроф, которая перечеркнула будущие разработки – взрыв "короля неба" – мегадирижабля "Гинденбург" в 1937 году. И только теперь к идее использования водорода начали активно возвращаться. Ученые убеждены, благодаря ему можно плавить металл, отапливать дома, ездить и летать. В ЕС в прошлом году даже презентовали водородную стратегию, которая бы позволила за 30 лет полностью изменить энергетическую систему мира. Австралийский миллиардер Эндрю Форрест объявил об амбициозных планах – инвестировать в производство зеленого водорода, и при этом превратить Австралию в энергетическую сверхдержаву. И уже сейчас готов инвестировать 3 миллиарда долларов в водородное производство. А что же Украина? Возможно и нам стоит приобщиться к этому перспективному направлению? Тему исследовала журналистка "5 канала" Мирослава Танская для программы "Время по Гринвичу"("Час за Гринвічем").
Это Эндрю Форрест, австралийский филантроп. Почти всю свою жизнь он положил на то, чтобы спасти планету от изменений климата и загрязнений. Это можно сделать, но не очень легко. Вариант Форреста – полностью отказаться от природного газа и перейти на зеленый водород. Это – один из видов топлива, который получают просто из воды методом электролиза. А электроэнергию берут из возобновляемых источников, то есть ветра, солнца и биомассы.
"Я прошу регуляторов во всем мире дать зеленому водороду шанс. Страны выделяют миллиарды долларов на топливо, на дизель. Но у нас много других методов. Мы должны взять на себя ответственность за нашу энергетическую безопасность", – рассказал руководитель компании Fortescue Эндрю Форрест.
На зеленом водороде могут работать промышленность и транспорт. Вот это, например, первый грузовик, который ездит именно на водороде. Его создала компания Эндрю Форреста – Fortescue. Пока он работает только в тестовом режиме. А запустить его в реальную работу планируют уже со следующего года.
"Этот грузовик работает намного тише – благодаря тому, что ездит на водороде. Мы встали перед большой проблемой с загрязнением климата, но, благодаря развитию новых технологий, мы можем это исправить", – сказал руководитель компании Fortescue Эндрю Форрест.
А это первый автомобиль Форреста, тоже на водороде. Он, как и другие водородные машины, может работать в четыре раза дольше, чем электромобиль. К примеру, заряда Tesla при идеальных условиях хватает лишь на 500 км. А автомобилю на водороде – на 2 тыс. км.
Мечта Форреста – к 2050 году занять водородом четверть мирового рынка энергетики. Чтобы достичь этого, компания в прошлом году потратила более $120 млн долларов и планирует потратить еще полмиллиарда до июня 2022 года. Эти деньги пойдут на разработку экологически чистых поездов и грузовиков. А также технологий в судоходстве и декарбонизации.
"Когда люди спорят со мной, нужен ли нам переход, я говорю – конечно, пусть вся нефть, уголь и газ идут своим путем. Но это не значит, что нам нужно отказаться от водорода. Это гораздо экологичнее и лучше", – отметил руководитель компании Fortescue Эндрю Форрест.
Преимущества водорода на этом не заканчиваются. Его также можно использовать как средство накопления лишней электроэнергии из возобновляемых источников. Когда производство электричества превысит спрос, понадобятся водородные аккумуляторы. И их можно будет хранить годами. А главное, это не повредит окружающей среде. Главным лоббистом зеленого водорода в Европе считают Германию, которая уже отказалась от атомной энергетики, а к 2045 году планирует отказаться и от ископаемого топлива.
"Чтобы достичь всех климатических целей, нужно использовать возобновляемые источники энергии. И вот как раз водородная энергетика – ключ к решению всех проблем. В разнообразных индустриях, в авиации, транспорте – во всем. Для нашей страны это стало одной из важнейших задач", – отметил уполномоченный правительства Германии по вопросам водородной энергетики Штефан Кауфман.
Но почему, несмотря на такие преимущества водорода, его до сих пор массово не используют? Это опасно и дорого. Водород гораздо более взрывоопасный, чем природный газ. И именно это привело к фиаско 100 лет назад. Тогда произошла одна из самых ужасных катастроф в мире. 6 мая 1937 года взорвался "король неба" – дирижабль "Гинденбург".
Крушение воздушного судна похоронило не только треть из почти сотни людей, которые были на борту. Похороненными оказались и перспективы нового источника энергии. Расследование США и Германии установило, что трагедию вызвала утечка водорода. Поэтому после катастрофы с "Гинденбургом" полеты на таких аппаратах запретили. Так завершился водородный этап в начале прошлого века, когда H2 попытались использовать как доступное и экологичное топливо.
"Водород гораздо более взрывоопасный, чем природный газ. Это не новая технология, она появилась еще в 70-х годах. Но тогда, по законам физики, для того, чтобы ее изготовить, нужно было потратить много энергии, и поэтому она не использовалась", – рассказал директор энергетических и инфраструктурных программ центра Разумкова Владимир Омельченко.
Другая проблема – цена. Самый дешевый водород, произведенный благодаря электролизу – самой дешевой технологии, все равно дороже, чем нынешние предложения на рынке. Даже учитывая пиковые цены на газ в $2 тыс. долларов за тысячу кубов. В то же время, эксперты убеждают: такие заоблачные цифры – явление временное. На сегодня цена зеленого водорода - $3-6 за килограмм. Это значительно больше, чем стоимость топлива. Однако, по исследованиям, к 2030-му году цена упадет до полутора доллара, а к 2050-му – до восьмидесяти центов за килограмм.
"Цена на сегодня определяет, что он не конкурентоспособен. Но при этом всем будут вводиться механизмы, различного рода налогообложение углерода, обложение налогами продукции, имеющей углеродный след. И, соответственно, это будет повышать привлекательность возобновляемых энергоресурсов, енергоресурсов водорода, полученной из них продукции, которая изготовлена с использованием этих ресурсов", – отметил эксперт по вопросам энергетики Украинского института будущего Андриан Прокоп.
В прошлом году в ЕС представили новую водородную стратегию. Там надеются, что водород может заменить углеродные носители энергии. И к 2050 превратить Европу в первый климатически нейтральный континент, где выбросы парниковых газов в атмосферу не будут превышать того объема, который поглощает экосистема. На это в ближайшие 30 лет страны ЕС готовы выложить почти 500 млрд. евро. Украину же рассматривают как потенциального экспортера водорода. Ведь мы имеем газовые хранилища. Доставлять водород в Европу из Украины в разы дешевле, чем из Австралии или Чили. А значит, есть небольшая возможность использовать для водорода газовые трубы, в случае отказа России в транзите после 2024 года. Хотя для этого и нужен ряд условий.
"Это зависит от того, достаточно ли будет вложено денег в модернизацию структуры и создание новой. То есть понятно, что у украинских компаний таких денег нет, у государства тоже этих денег нет. Того, что государство не создает никаких условий, чтобы компании могли аккумулировать средства – нет. Государственной политики – нет. Остается небольшая надежда на иностранных инвесторов, но будут ли они готовы? Но надо заметить, что работа на эту тему ведется, есть проекты. Но если политика государства останется неизменной, то это все так и останется на бумаге", – сказал эксперт по вопросам энергетики Украинского института будущего Андриан Прокоп.
Рано и говорить о переходе Киева на водородную энергию. Эксперты прогнозируют, это может произойти разве что через несколько десятков лет.
"Уже некоторые компании изучают эту тему, делают эксперименты. Но это определенно не произойдет в ближайшие 10 лет. Это надо смотреть за горизонт 2030 года. Изучать, исследовать, искать экономические модели. То есть это еще серьезный, научный процесс изучений, исследований. Не надо питать иллюзий, что мы вот сейчас начнем производить водород и это нам решит все проблемы", – рассказал директор энергетических и инфраструктурных программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
"Украина не готова абсолютно, у нас есть несколько незадействованных мощностей атомной энергетики, есть несколько мощностей возобновляемой энергетики, которые могут быть использованы для пилотных производств водорода. Самих электролизеров водорода для его получения, именно в пределах циркулярной экономики, их нет. Распределительные сети тоже не готовы, чтобы принимать водород", – сказал эксперт по вопросам энергетики Украинского института будущего Андриан Прокоп.
Водородная энергетика – далеко не новая инициатива. И, несмотря на то, что в прошлом веке эту технологию вычеркнули из энергетической повестки дня, сейчас в мире стараются сделать как можно больше для ее возрождения. Ведь именно водород может спасти нас от загрязнения атмосферы и неизбежных изменений климата.
Читайте также: Еврокомиссия презентовала стратегию, согласно которой в энергетике водород должен заменить углеродные источники.
Мирослава Танская, "Время по Гринвичу"("Час за Гринвічем")