Заявления Украины, США и россии, обнародованные после переговоров в Саудовской Аравии, существенно отличаются. Дополнительные требования и неясные формулировки со стороны кремля создают пространство для значительных разногласий между сторонами. Кроме того, подробности соглашений и мониторинга режима прекращения огня относительно энергетической инфраструктуры и в Черном море остаются непонятными, так же, как и дата начала этого моратория.
Об этом говорится в новом отчете Института изучения войны (ISW).
Специалисты ISW проанализировали заявления США, Украины и россии после переговоров в Саудовской Аравии. Они отмечают, что детали соглашений о временном прекращении атак на энергетическую инфраструктуру и в Черном море "остаются непонятными". Оценить специфику режимов прекращения огня без официально опубликованных текстов совместных соглашений между США и Украиной, а также США и россией является сложной задачей.
Аналитики указывают, что обнародованные заявления США, россии и Украины "имеют некоторые общие черты, но существенно отличаются друг от друга" в ряде аспектов. Важнейшей общей чертой является упоминание о том, что, как отмечено в украинском заявлении, "все стороны договорились внедрить соглашения о полном запрете ударов по энергетической инфраструктуре Украины и россии", что ранее обсуждалось во время отдельных контактов между Зеленским и Трампом, а также путиным.
В то же время в ISW отмечают такие отличия в заявлениях Украины, США и россии:
Зеленский сообщил, что Украина передала Соединенным Штатам список "стратегических инфраструктурных объектов", которые она хотела бы оградить в условиях прекращения огня. Однако этот список не упоминается в заявлениях ни США, ни россии. Позже кремль обнародовал перечень типов российских и украинских объектов, по которым, как утверждают, российская и американская делегации договорились о временном прекращении ударов в энергетическом секторе. В кремле заявили, что в этот список входят нефтеперерабатывающие заводы, нефтепроводы, газопроводы, хранилища, насосные станции, а также объекты генерации и распределения энергии: электростанции, подстанции, трансформаторы, распределители, атомные электростанции и дамбы гидроэлектростанций. Однако остается непонятным, является ли российский список объектов тем же списком "стратегических инфраструктурных объектов", о котором упоминал Зеленский.
В кремле объявили, что 30-дневное прекращение огня, которое якобы начало действовать с 18 марта 2025 года (согласно разговору между Трампом и путиным), должно завершиться 17 апреля 2025 года, если россия и Украина не договорятся о его продлении.
Также в кремле отметили, что обе стороны вправе считать себя свободными от обязательств соглашения, если одна из них его нарушит. Однако механизмы мониторинга таких нарушений и рассмотрения соответствующих заявлений остаются неясными, как подчеркивают в ISW. В частности, кремлевский список включает только объекты энергетической инфраструктуры. Поэтому неясно, продолжаются ли обсуждения "списка Зеленского" и других неэнергетических объектов, которые Украина хотела бы защитить в рамках режима прекращения огня, или же кремль отклонил предложение Зеленского.
Умеров сообщил, что Украина готова "организовать отдельную встречу на техническом уровне для начала работы над механизмами реализации" режима прекращения огня в Черном море.
"Мы готовы организовать отдельную встречу на техническом уровне, чтобы начать работу над механизмами внедрения. На данный момент все стороны собираются проинформировать соответствующее руководство, и мы вскоре сообщим дату и время", – заявил украинский министр обороны.
Таким образом, заявления кремля и Умерова свидетельствуют о том, что россия и Украина, возможно, еще не достигли согласия относительно вступления в силу режима прекращения огня, в частности в Черном море, 25 марта.
В заявлении Умерова отмечено, что "все стороны договорились обеспечить безопасную навигацию (судоходство), прекратить использование силы и предотвратить использование коммерческих судов в военных целях в Черном море". Подобное заявление сделали США. Однако в отчете кремля утверждается, что стороны согласились на эти меры в рамках так называемой "Черноморской [зерновой] инициативы", при этом подчеркивается необходимость досмотра кораблей ("организации надлежащих мер контроля путем осмотра таких судов"), чего не содержат заявления Украины и США.
Отдельно Украина подчеркнула, что все российские военные суда "вне восточной части Черного моря" будут нарушать дух соглашений. Украина считает это нарушением обязательств со стороны россии и оставляет за собой право на самозащиту.
Кроме того, по результатам переговоров в ISW отмечают, что путин продолжает фактически отказываться от временного прекращения огня, предложенного Трампом и Зеленским. Это происходит, несмотря на условные договоренности по поводу остановки атак на энергетическую инфраструктуру и в Черном море.
"Постоянное промедление и неуступчивость путина препятствуют усилиям Трампа обеспечить продолжительное и стабильное мирное урегулирование", – отмечают специалисты Института.
Важным разногласием остается уточнение кремля, что россия не начнет соблюдать режим прекращения огня в Черном море, пока США не снимут санкции с российского государственного агробанка "Россельхозбанк" и ряда других финансовых учреждений, участвующих в торговле продовольствием и удобрениями. кремль также требует, вероятно, от США восстановить подключение "Россельхозбанка" и упомянутых финансовых организаций к системе SWIFT, снять ограничения на транзакции, а также ослабить другие санкции и ограничения. В ISW напоминают, что при заключении первоначального "зернового соглашения" (Черноморской инициативы) в июле 2022 года россия не получила от США подобных послаблений санкций. Следовательно, даже гипотетическое "восстановление" этой инициативы не требовало бы снятия санкций. В отчетах Белого дома после переговоров в Саудовской Аравии не упоминается о снятии санкций как условии прекращения огня. Отмечено лишь, что "США помогут восстановить доступ россии к мировому рынку для экспорта сельскохозяйственной продукции и удобрений, снизить расходы на морское страхование и расширить доступ к портам и платежным системам для таких операций".
Отмена указанных санкций для россии, вероятно, потребует от Соединенных Штатов сотрудничества с Европейским Союзом, подчеркивают в ISW.
Итак, аналитики заключают, что официальные заявления кремля после переговоров в Саудовской Аравии являются "расплывчатыми". Они содержат требования к прекращению огня, которые не упоминаются в официальных заявлениях США и Украины, а также оставляют простор для разногласий между сторонами по толкованию соглашений, снятию санкций и мониторингу возможных нарушений. В частности, москва лишь упомянула о ряде санкций и ограничений, снятия которых требует от Запада, не предоставив конкретного перечня финансовых учреждений и компаний. В заявлении кремля также не указано, кто будет отвечать за интерпретацию параметров этих ограничений, контроль за их снятием и проверку соблюдения обязательств всеми сторонами. Президент Украины Владимир Зеленский отметил, что Украина, россия и США сделали отдельные заявления, поскольку на американо-украинских встречах не обсуждались усилия США и россии по "содействию" восстановлению доступа России к сельскохозяйственным и торговым рынкам.
Напомним, США и россия договорились о безопасном судоходстве в Черном море.
Как сообщал 5.ua, президент Украины Владимир Зеленский подтвердил журналистам, что в Эр-Рияде достигли договоренностей по поводу тишины в Черном море и введения запрета на удары по энергетической инфраструктуре.
Смотрите видео:
Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.