За период пандемии аудитория самого популярного в мире ресурса сериалов Netflix выросла на рекордные 26 млн пользователей. Это американская развлекательная компания, поставщик фильмов. И такой прирост понятен: мы немало времени проводили дома, и поэтому вопрос: какой фильм посоветуете? – уже стал классикой.
И прошлый год меня интересовала одна вещь. Я, как зритель, могла удовлетворить свою потребность в фильмах или театральном искусстве, просто нажав кнопку телевизора или открыв ноутбук. А что делать самим актерам, певцам, всем, причастным к творческой индустрии? Где им, кроме сцены или съемочной площадки, приходилось творить. Некоторые выходили в онлайн, некоторые играли концерты под открытым небом. Но большинство действительно переживало крайне сложные времена, ждало правительственных компенсаций за простои или накапливало энергию для новых шедевров, которые нас, возможно, удивят уже в этом году. Как жила культура на карантине – наблюдал Петр Троць.
Театральное искусство
Почти двухмесячный перерыв в работе, далее – репетиции при новых реалиях: с антисептиками, с сохранением дистанции, по возможности – на открытом пространстве. И наконец – возобновление деятельности, пусть и не в полном объеме. На протяжении всего карантинного периода украинским театралам пришлось подстраиваться под его различные этапы.
Роман Кривдик говорит: "Через два места. Зал, насколько я понимаю, может быть заполнен на треть, максимум – наполовину. Плюс эти все термометры, все эти вещи. Не знаю, насколько они защищают, но они обращают внимание. То же, что элементарная маска, что везде санитайзеры".
Художественный руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра Стас Жирков объясняет: "Даже государственный театр финансируется частично. Мы не являемся бюджетниками, мы трансфертники. Получаем лишь долю от заработной платы. На все остальное зарабатываем сами. На коммунальные платежи, новые постановки, режиссеров, часть зарплаты".
Из-за постоянной неопределенности с последующими карантинными ограничениями театралам сложно планировать предстоящую работу даже на месяц вперед. Впрочем, даже при условии новых ограничений они будут искать для себя варианты, которые позволят хоть как-то работать.
Андрей Матюнка, заведующий труппы Львовского академического драматического театра имени Леси Украинки, говорит: "Возможно, мы будем транслировать премьеру онлайн, если нам позволят приходить в театр. Если нет, то, видимо, будем снова работать с проверенным вариантом или моноспектаклей, или читок".
Кино
Карантин навредил не только театралам. В кинотеатрах в начале года надеялись на новые зрительские рекорды. Вместо этого получили длительный период простоя и зрителя, который не спешит снова ходить в кино.
Учредитель кинотеатра "Жовтень", представитель Совета по господдержке кинематографии Людмила Горделадзе говорит: "Мы имеем где-то половину по зрителям, по доходам от кино. Думаю, это неплохо, потому что был урожайный первый квартал, а потом вы все знаете. Ежемесячная посещаемость хорошая – это 25 тысяч зрителей в месяц. Мы имели осенью 13 – то есть половину".
Несмотря на все сложные реалии, украинские режиссеры не боялись предлагать на суд зрителей свои новые работы. "Земля голубая, будто апельсин" Ирины Цилык, "Атлантида" Валентина Васяновича ранее успели насобирать немало наград на международных фестивалях. Именно "Атлантиду" выдвинули кандидатом от Украины на премию "Оскар" в 2021 году. Придерживать ленты до лучших времен авторы не собирались.
Режиссер фильма "Атлантида" Валентин Васянович рассказывает: "Если еще его на год придержать, это уже не очень правильно".
А режиссер фильма "Юки" Владимир Мула добавляет: "Фильм бы не скис, а мы бы уже подкисли за это время".
Музыка
Пустые залы, вместо зрителей – видеокамеры. С введением карантина новые формы контакта с аудиторией пришлось находить звездам шоубизнеса. Самый простой вариант – выступление в интернете. Группа "Беz" придумала свой вариант. Безопасные автомобильные концерты проходили в аэропортах. Зрители выступления смотрели из своих автомобилей.
С ослаблением карантина музыканты начали возвращаться к более-менее привычному образу жизни с гастролями и концертами, но с поправками на действующие ограничения. Заполнялась лишь часть зала. Чтобы на концерты попали все желающие, музыкантам приходилось играть больше, но за те же деньги.
Пока культурные учреждения страдали от убытков, чиновники обещали им помощь – компенсацию за правительственные ограничения. От которых не собирались отказываться в будущем.
Министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко говорит: "Мы разработали целые пакеты помощи культурным учреждениям, надеюсь, что они будут реализованы в ближайшее время. В том числе выплаты через УКФ. Мы подготовили предложения по облегчению получения кредитов в режиме 5-7-9, сейчас их обсуждение в правительстве проходит. Думаю, что иных вариантов у нас, кроме ограничений с одной стороны, помощи людям и креативным индустриям, нет.
Впрочем, представители культурной индустрии говорят: дальше обещаний дело не пошло.
Людмила Горделадзе, основатель кинотеатра "Жовтень", говорит: "Нас просто бросили, я считаю. Уже три месяца прошло, как все это началось. Были все обещания. И сейчас пришло письмо, что извините, пожалуй, мы пока не можем. речь шла для кинотеатров о миллионе гривен поддержки компенсации расходов, а для сетевых кинотеатров там четыре миллиона".
Соучредитель киевского клуба "Мезанин" Тарас Химчак мог бы претендовать на 8 тысяч гривен компенсации: именно такую помощь государство определило предпринимателям, которые несут убытки из-за карантина. Впрочем, для него перспектива такой выплаты – слабое утешение. В 2019 году в "Мезанине" проходило от 15 до 20 событий в месяц: концертов, лекций, вечеринок. В карантинном 2020-м – максимум три мероприятия, и в основном закрытого типа, вроде дней рождений. Из привычных концертов состоялся лишь один, который организовали летом на открытом воздухе.
Тарас Химчак, соучредитель клуба "Мезанин", говорит: "У нас потерялось 80-90% оборота. В начале карантина первые два месяца нам сделали скидку 50% на аренду, то потом сказали платить полностью, или уезжать".
"Первые три месяца пользовались тем, что когда-то заработали за предыдущий сезон. Летом эти деньги закончились, и мы начали уходить в определенный минус, балансировать на частных событиях. Сейчас мы в минусе существенном, деньги, которые плачу за аренду, – кредитные деньги. Посмотрим, может еще месяца два-три мы продержимся", – говорит Тарас Химчак.
Удержаться на плаву заведение пытается за счет новых решений. Как вот предложения приобрести записи лекций, которые здесь организовывались в докарантинные времена. Привычные "живые" концерты сюда вернутся еще не скоро.
Купить книгу или заплатить за онлайн-лекцию или спектакль этой зимой – это не только инвестиция в себя, но и помощь культурным заведениям пережить самый тяжелый период в их истории. Если же во время карантина вам не хватает событий – это может быть хорошим стимулом овладеть новыми навыками. Например, игрой на музыкальном инструменте – и тогда ни один карантин вас не остановит.
Петр Троць, Анна Несевра, "5 канал"