Выдающийся украинский поэт, актер, писатель и кинорежиссер Николай Винграновский родился 7 ноября 1936 в городе Первомайск Николаевской области. Несмотря на городскую прописку, его детство было деревенским – дом стоял далеко в степи. Необозримые степные просторы и особенности южноукраинской природы решающим образом сказались на формировании личности будущего творца, проявились в широте характера, склонности к "казацкой вольнице" в жизни и творчестве.
Обучение и влияние Довженко
В 1955 году Винграновский поступил в Киевский институт театрального искусства, на актерский факультет. Однако, кроме занятий по актерскому мастерству, посещал еще и занятия по режиссуре.
К этому времени в Киев прибыл Александр Довженко, он искал в Украине молодые таланты. Мастеру разрешили набрать во Всесоюзном государственном институте кинематографии собственный курс. Юный Винграновский очень понравился ему, и Довженко забрал парня в москву.
Выдающийся кинорежиссер стал для Винграновского не только преподавателем-наставником, обучавшим профессии, но как вторым отцом (по москве даже ходили слухи, что Винграновский его сын) – ввел юношу в свой дом, помогал материально, выбрал на главную роль художественного фильма "Повесть пламенных лет", который начал снимать.
На кинофестивале в Лос-Анджелесе начинающий актер Винграновский получил золотую медаль за лучшее исполнение мужской роли. Только год продолжалось их общение (в 1956-м Довженко умер), но сказалось на всей дальнейшей жизни и творчестве.

Самый национальный поэт
В 1961 году Винграновский вернулся в Киев. Он уже был знаменит, поскольку в этом же году в прокат вышел фильм "Повесть пламенных лет", тогда же заявил о себе как поэт. Хотя поэтический дебют состоялся в 1957 году в журнале "Днепр", однако подлинное признание автор получил после публикации в "Литературной газете" (от 7 апреля 1961 года), а в следующем году вышел в свет его первый сборник "Атомные прелюды" – к нему пришла поэтическая слава , которой могли похвастаться немногие из поэтов старшего поколения. Его слава была не только официальной, как у советских писателей, но и неформальной, живой – он пользовался большой популярностью у молодежи, еще не изданные произведения Винграновского распространялись украинским "самиздатом".
Поэт-академик Максим Рыльский, откликаясь на "литгазетовские" публикации молодых поэтов – Винграновского, Драча и Виталия Коротича, отметил, что самый национальный из них Винграновский.
Поэт категорически не признавал авторского редактирования, его творчество не предполагало лабораторности, то есть экспериментов со словом.
Первые два сборника Николая Винграновского – "Атомные прелюды" и "Сто стихов" – дань времени: космизм того времени, научно-техническая революция и т.д. – все это имеется в этих его сборниках. Он еще естественно чувствует себя в роли поэта-трибуна, глашатая истин, певца прогресса, но не чужда ему и "тихая поэзия".
В нем сочетались, каким-то образом уживаясь, полярные предпочтения: любил все масштабное и необозримое – людей, события, планы, и одновременно восхищался и увлекался "обычными" людьми, "незначительными" вещами, какой-то мелкой живностью, которой кишела природа. Все это сочеталось с невинной детскостью. Критик Владимир Базилевский отмечал способность Винграновского сублимировать детское во взрослое, а обыденное в фантастическое.

Нераздельная поэзия и проза
Несмотря на то, что прозаическое наследие Винграновского в два раза преобладает над поэтическим, в сознании читательского сообщества он зафиксировался как поэт, писавший прозу. Это никак не свидетельствует о слабости этой прозы. Особенность прозы Винграновского заключалась в том, что она не являлась прозой поэта, а продолжением его поэзии. Для него поэзия и проза не были раздельными, как и поэзия и жизнь. Своим звездным временем Винграновский считал написание романа "Северин Наливайко" (1986-1992), признавался, что когда дописал его, то почувствовал, что этим романом он полностью выразил себя, собственное Я. Роман стал той безграничной и родной степью, в которой разыгрался неукротимый казацкий дух Винграновского.
Советские власти вроде бы и не преследовали Винграновского, учитывая его "нейтральность", однако даже отмечая, стремилась унизить, приуменьшить роль и значение его поэзии.
Режиссер, который "горел" казацкими временами
Винграновский был дипломированным кинорежиссером. Снял пять художественных фильмов (дебютный в соавторстве), все в советское время (в духе соцреализма), но ни один из них не стал кинематографическим событием. Снимал также документальные киноленты – три фильма в советский период и пять при независимой Украине. Наследие немалое, учитывая, что при СССР существовали бюрократические и идеологические препятствия, а при Украине кино почти перестало финансироваться.
"Украинский" период характерен тем, что художник обратился к украинским историческим фигурам и связанной с ними топонимике, искал образцы национальных героев и лидеров, чтобы осветить их перед зрителем в новом свете, отвергая предыдущие интерпретации, которые диктовались русско-имперской и советской идеологией. Больше всего его интересовали казацкие времена как наиболее откликающиеся его натуре.
Девяностые года прошлого века, которые во многих аспектах для Украины оказались кризисными, Винграновский провел в творческой активности: "Довженко. Дневник 1941-1945" (1993), "Чигирин – столица гетмана Богдана Хмельницкого" (1993), "Батурин – столица гетмана Ивана Мазепы" (1993), "Галич – столица князя Даниила Галицкого" (1993), "Гетман Сагайдачный" (1999) – этими фильмами Николай Винграновский искал в истории Украины те основополагающие смыслы украинства, которые можно было бы развивать в будущем.
Кроме того, Винграновский как актер снялся в пяти фильмах.

От стюардессы до врача: личная жизнь творца
Николай Винграновский дважды был женат: первая жена Лидия Винграновская работала стюардессой. Лидия Винграновская вспоминала, что познакомилась с Николаем Степановичем на высоте 10 тысяч метров, он схватил ее за руку и уже не отпустил. Их брак длился десять лет. По воспоминаниям первой жены писателя, она тогда была "самой счастливой из всех на земле".
Второй женой Николая Винграновского стала дочь литературоведа Ивана Билинкевича Александра, родом из Коломыи. Она раньше была замужем за Яремой Полтонюком, сыном Ирины Вильде. Как для Винграновского, так и для Билинкевич это был второй брак, в котором родился сын – Андрей. Александра Ивановна работала врачом-кардиологом.
Последние годы творца прошли в труде над детским литературным творчеством. Николай Винграновский болел тяжелым недугом и умер на 68 году жизни, 26 мая 2004 года в своей квартире в Киеве. Похоронили писателя 27 мая на Байковом кладбище.
Читайте также: "Расстрелянное возрождение": годовщина уничтожения интеллектуального фонда нации – перечень жертв
Смотрите также видео по теме:
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.