День вышиванки отмечают в мире. Этот праздник начали студенты из Черновцов не так давно – в 2006 году. Идея пришлась людям по душе. Праздник находит отклик в сердцах все большего числа людей во всем мире. Тем более в условиях Большой войны россии против Украины. Наш Юрий Пугач решил изучить парадокс этого праздника. А еще выяснить разницу между вышиванкой и вышитой рубашкой, традициями и шароварщиной, ну и, конечно же, он прошелся по магазинам этнической одежды. Далее – его материал.
Вышитая рубашка издавна имела важное значение для украинцев. Это не только красивый элемент гардероба, но проявление нашей национальной идентичности, истории и культуры. Поэтому сейчас украинцы выстраиваются в очереди в магазины с этноодеждой.
"Это уже второй магазин, в котором я побывала. В первом была огромная очередь и я не стала стоять, приехала сюда. У меня была рубашка. Но я ее передарила и обнаружила, что сегодня у меня ее нет. Но настроение было одеть ее" , – рассказала киевлянка Инна.
Поэтому Инна после неудачной попытки купить вышиванку в ТРЦ приехала в магазин дизайнерской этноодежды. Но констатирует, что стоит такая красота немало.
"Рубашки мужские стартуют от стоимости 3200 гривен и заканчиваются в среднем 5200. А женские вышиванки – цена так же, но верхние грани достигают где-то 7-8 тысяч", – отметил администратор магазина украинской этноодежды Андрей Гарницкий.
Такие цены здесь аргументируют и 100-процентным льном, и закрытым циклом производства, и использованием аутентичных орнаментов, а также дизайнерским переосмыслением традиций. На витрине узнаем рубашку, в которую в прошлом году ко Дню вышиванки нарядился президент Зеленский. Но вот Инна, несмотря на то, что уже в новенькой вышиванке, говорит, что на старом добром рынке было бы дешевле. Фольклористы уверяют: где бы вы ни надумали покупать этноодежду – везде можно как натолкнуться на что-то действительно достойное, так и стать жертвой так называемой "шароварщины".
"Шароварщина – это собственно о безвкусице. А тут уже, собственно, предел твоего собственного опыта", – говорит фольклорист Ярина Сизик.
И навязывание такой безвкусицы украинцам, оказывается, сознательный шаг, к которому прибегли "советы". Обесценить, подменить понятие, внушить комплекс неполноценности – все это уже хорошо известные пункты в методиках кремля на протяжении десятилетий.
"Если мы сейчас поедем в деревню и спросим бабушку, как называется этот элемент одежды, она вам, вероятнее всего, скажет, что рубашка, или вышитая рубашка. В традиции не встречаем "вышиванка". В период советского союза во времена Хрущева, когда создавались в промышленных масштабах такие блузы короткие, которые назывались "вышиванка". И конечно эта одежда переосмыслялась и наделялась новой символикой, орнаментикой, порой вообще не причастной к украинской традиционной вышивки", – объясняет фольклористка Ярина Сизик.
А вот орнаментику чуть ли не со всех уголков Украины можно хорошо рассмотреть в офисе "5 канала". Вышитые рубашки сейчас и в журналистских ньюзрумах, и в аппаратной, и в кабинетах руководства. И украинцы сейчас ко всему этническому желающие как никогда. Влюбила зрителей в народные традиции и победила на "Голосе страны" певица и фольклористка Мария Квитка. В мире же моды она давно и хорошо известна как автор, куратор, консультант и стилистка различных проектов. Съемочной группе "5-го" эксклюзивно рассказывает о своей коллекции старинных нарядов.
"У меня есть собственная небольшая коллекция вышитых рубашек из разных регионов Украины. И вообще я коллекционирую традиционную одежду, украшения, традиционные наряды. Не только рубашки. Мне бы хотелось, чтобы люди немного переосмыслили этот термин, потому что он к нам пришел фактически из советского союза и потому все, что современное – да, действительно можно называть вышиванкой. Все, что касается того, что носили наши бабушки и прабабушки, лучше называть вышитой рубашкой", – считает певица, фольклорист и художница по костюмам Мария Квитка.
В Национальном музее голодомора-геноцида проходит выставка именно таких уникальных рубашек. И речь здесь на самом деле не о традициях вышивки, а об исторической памяти народа.
"Эту вышиванку вышивала моя прабабушка. Баба Христя. Это были где-то 30-е годы. Эту вышиванку передавала из поколения в поколение семья моего отца", – рассказывает дарительница экспоната, помощница гендиректора Национального музея голодомора-геноцида Анна Ткач.
Так, эта вышитая рубашка перешла к мужу Анны. И хотя он родился в россии, но с детства рос в украинском Крыму. Рубашку надевал исключительно на праздники. Правда, всего несколько раз.
"Началось полномасштабное вторжение. Ну и все-таки он доказал, что он достойный. Мой муж пошел на войну и не вернулся. Я на себе почувствовала снова эту руку россии: напоминание, что веками и что делает россия сегодня", – отмечает дарительница экспоната, помощница гендиректора Национального музея голодомора-геноцида Анна Ткач.
Отношение ко Дню вышиванки, или скорее вышитой рубашки, ныне меняется и трансформируется. Как и Украина, и украинцы. Ибо с праздника народного наряда, в условиях большой войны он превращается в день, призванный сохранить этнические традиции и память о наших предках.
Юрий Пугач, Ганка Кудрявцева и Николай Чеботарев, "5 канал"
Как сообщал 5.UA, в Украине отмечают День вышиванки.
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
Смотрите также видео по теме:
"Цвет вышиванки", – эстафета создания международного рушника единения.
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.