Сегодня, перед светлым праздником Пасхи, будем учиться расписывать писанки. Остановимся на покутской писанке. Немножко об истории.
Почему говорим слово "писать", а не "рисовать"? И даже инструмент, который будем использовать, называется "писачок". Таким образом на яйце записываем тайный код, потому что каждый символ, каждый цвет несет в себе какую-то привязку.
Например, разберем эту писанку (покутскую). Желтый цвет – цвет пшеницы, богатства. Если была пшеница, то была жизнь, был достаток. Пшеница даже считалась своего рода разменной монетой. Красный цвет – цвет любви. В дохристианские времена – любви, а когда уже писанка освоилась под христианство – это также начало символизировать кровь Христа. Черный привыкли считать печальным, мрачным цветом, но на самом деле – это цвет нашей плодородной земли, он символизирует благополучие и плодовитость. Сам символ дубовых листочков – очень хороший мужской символ, считается, что дарит силу и здоровье.
– А почему присутствует черный цвет?
Он имеет два значения – плодовитость мужчин и плодовитость земли. Вот в этом смысле. Эти изделия передавались из поколения в поколение, им в большинстве своем более 100 лет. Потому что была традиция, что нельзя ничего менять на писанке, потому что мы не знаем, что можно менять. Поэтому сейчас, зная какие-то основы, мы можем догадаться, о чем говорилось в этот момент. Такой писанкой, например, девушка могла признаться в любви парню.

– Чтобы признаться в любви, какой должен быть узор?
О мужчине. Это могли быть кузнечики – тоже символ мужской силы. Могли быть олени, дубовые листочки, много их. Это могло быть в цветах – красный и черный присутствует, поэтому парень мог догадаться. Другая интересная традиция – женщина садилась писать писанки только вечером, когда знала, что ее точно уже никто не побеспокоит. Зажигала свечу и писала писанки – это было сакральное, лично ее время. И она должна была написать много писанок: когда наступала Пасха, на улице к ней мог подойти любой человек и сказать: "У вас куры неслись?" "Да". "А вы писанки писали?" "Да". И в этот момент она должна была отдать писанку. А если у нее в этот момент нет уже писанки – это было стыдно.

Была такая гуцульская легенда, что дьявол создал змея, который должен был уничтожить весь человеческий род, и Бог, что защитить свое любимое творение, заковал змея в 12 замков. 12 месяцев – 12 замков. И каждый месяц змей прогрызает один замок и вот-вот вылезет. И говорят, что пока женщины будут писать писанки, мир будет вертеться.

Прежде всего подготовим яйцо, оно у нас полное. Яйцо – тоже не обычный символ. Это якобы неодушевленный объект, но из него может появиться новая жизнь – цыпленок. Писанка – символ жизни. Так же это прообраз нашей Земли: скорлупа – земная кора, внутри у нас желтенький – Солнышко, белочек – это воздух или водичка. Во многих культурах яйцо было хорошим символом. Даже вспомним Кощея Бессмертного – у него было в виде иглы, спрятанной в яйце. "Яйцо-Райцо" – прообраз нашей планеты Земли. Курочка Ряба, которая несла золотые яйца – символ богатства.

Раньше писанки делали на полном яйце, но сейчас очень часто делают из выдутых. Сейчас будем его делать. Это надфиль – приобретается в любом строительном магазине. Делаем два отверстия, прокручиваем. Если мы хотим сделать полное яйцо, оно со временем высыхает, но обязательно тогда надо брать домашние яйца, чтобы они были оплодотворены. Магазинные яйца будут взрываться.
Одну зажимаем дырочку, а через другую запускаем давление, воздух. Так и опустошаем яйцо. К тому же, если покрасить полное яйцо, то анилиновая краска все равно проникнет немного в содержимое яйца и оно все равно не будет съедобным. Если надфиля нет – это можно сделать любой острой иглой. "Цыганка" подойдет. Надфиль просто делает дырочку красивую, ровненькую, без трещин. Воздух осторожно запускать, чтобы яйцо не взорвалось. После этого мы его промываем внутри и ставим просыхать. Можно на батарею, можно 5 минут при 50 градусах в духовке.
Сухое яйцо промываем ваткой с уксусом (нет разницы каким). Он обеззараживает и обезжиривает, и краска лучше будет браться. Далее необходимо две дырочки заклеить – с помощью восковой свечи (парафин не будет пропускать краску). Нужно из кусочка воска сделать две маленькие "пробочки" и заклеить ими дырочки. Далее писачком (его можно даже своими руками сделать – из твердой фольги и деревянной основы) проводим вокруг отверстия, герметично его заклеивая.

Относительно самой технологии: воск у нас выступает таким защитником цвета. То есть мы пишем воском, постепенно погружая в различные красители. Сейчас у нас яичко белого цвета, и мы должны на нем закрасить все, что должно быть белого цвета. И когда мы погрузим в следующую самую светлую краску, эти места останутся белыми.

Для удобства, когда мы рисуем сплошные линии, мы прокручиваем яйцо, зафиксировав руку с писачком, не отрываем его, пока не будет нужно вновь подогреть. В начале, если страшно сразу писать писачком, отметить себе карандашом рисунок, но потом все равно нужно его максимально стереть уксусом. Рисунки всегда были довольно схематичны, чтобы каждая женщина, не имея художественного образования, могла создавать свои писанки. Сейчас все, что мы рисуем, немножко черное, потому что воск закоптился, но потом, когда сотрем все, оно у нас будет белым.
Довольно интересно, как писанки меняются в разных регионах. Они зависят от образа жизни. Например, гуцульские писанки очень сильно наполнены рисунком. Там доминируют оранжевые, желтые, красные цвета.

Люди, живущие в горах, видят горы, деревья, еще что-то. Такие и рисунки – мелкие-мелкие, много всего. И стиль жизни у них такой, суетливый, быстрый, как говор их. Ближе к востоку страны рисунки становятся более пространными, спокойными. Может доминировать один цветок, цвета более темные, есть черный. А на гуцульских – его очень мало. Например, тернопольские – там доминируют только три цвета: очень много черного, совсем немного белого и легкое вкрапление красного или желтого. Анилиновые краски появились совсем недавно.
Раньше красили природными красителями – из растений, коры или еще чего. Поэтому по цвету можно определить регион. На Гуцульщине было много разных растений, поэтому и цветов много. Желтую краску можно было достать из разных цветов – бессмертник, тысячелистник. Именно отвар, их собирали и сушили. Из свежих гораздо лучше цвет, но могли и сушить, ведь в весенний сезон, когда писали, некоторых цветов могло и не быть. Например, черника дает красивый синий цвет. Зеленый брали из крапивы, сейчас может быть шпинат, то есть его легко сделать. Хуже всего – красный цвет, он в чистом виде содержится только в одном растении – в марене красильной. Коричневый – из дубовой коры. Черный цвет – его можно просто выдержать. Например, отвар шелухи лука дает от желтого до коричневого цвета. Красивый голубой цвет дает красная капуста.

Как отвары делаются. Растение мелко перемалывается, затем пересыпается в кипящую воду и кипятится 15 минут. Лучше это делать в хорошо проветриваемом помещении, ведь краска дает неприятный запах. У нас роспись – это холодная техника, потому что все, что мы написали воском, сойдет с горячей краской. Чтобы краска не ложилась кусочками, не было "мраморного" эффекта, нужно добавлять протравщик. Например, в анилиновую краску добавляем уксус. В природные красители добавляем квасцы, их можно найти в аптеке. В советское время это был популярный способ, а сейчас надо будет побегать и поискать. Но природные красители намного лучше. Когда работаешь природными – до конца не знаешь, какой цвет получишь. Это своего рода такая алхимия. Да, анилиновые яркие, но вредные – я вот работаю в перчатках. Попадая на кожу, она дальше идет в кровь, снижается гемоглобин, уничтожаются белые кровяные тельца. Окрашенное яичко уже безопасное.
(Погружает в желтый)
Протираем уксусом и погружаем в желтый. Двигаемся от самых светлых к самым темным краскам, постепенно накладывая их. Анилиновые красители можно купить в любом текстильном магазине – это краски для тканей и шерсти. Красят они быстро, гораздо меньше времени нужно, чем природными красителями там надо ждать от 5 минут и больше, для насыщенного цвета надо ждать час. Как готовится: порошок анилиновой краски заливается 0,5 л воды или меньше, чем меньше воды – тем насыщеннее цвет будет. Добавляется столовая ложка уксуса, и ждем, пока краска полностью остынет. И все – способ для ленивых. Погруженное в краску яйцо проверяем – чем дольше держать, тем насыщеннее цвет будет.
(Рисует желтые точки)
Говорят, что у мастеров должно быть несколько писачков – потолще и потоньше. Их можно подготовить – просто наждачной бумагой спилить носик. Чем ближе он к основанию, тем он толще. Он и сам со временем стирается об яичко. А чтобы сделать его тоньше, стираем его с боков, чтобы он уже был. Если есть один писачок, то более тонкой или толстой линии можно добиться степенью подогрева. Больше подогреваем – толстая линия. После каждого слоя не забываем протирать уксусом. Теперь окунаем в красную краску.
(Погружает в красную краску)
Немного о символах: похожий на отпечаток гусиных лапок символ называется "Божьи ручки". Когда птица становиться на землю, то оставляет отпечаток трех пальчиков. А поскольку считали птицу посланником Бога, предвестником, потому что летает возле него – считали, что это символ божьего благословения. Часто встречаем пересечение яйца на несколько частей, образуется такой крестик. Писанки – это с дохристианских времен еще пошло. Тогда горизонтальная линия – это было женское начало, стихия воды. Вертикальная – мужское начало и стихия огня. А вот точка пересечения – это их сочетание, зарождение новой жизни. Интересный символ "Берегиня", или это еще "Дерево жизни". Схематично можем их разделить на три части: вазон, средние цветы и верхний цветок. Нижняя – все живет под землей, наши корни, наши предки. Средняя линия – мы, что живет на земле, цветы и деревья. Верхняя линия – это божество, предвестники птицы. И вот "Берегиня", или "Дерево жизни", оно собой объединяет эти три мира и гармонизирует их. А вот цветок роза чисто женский символ – это первая звезда, которая восходит на небе. Но мы знаем, что это никакая не звезда, а планета Венера – так же женский символ. Она дарит женщине счастливую женскую судьбу. "Хвост павлина" – красивый женский символ. Птички, цветочки, рыбки – это все к детишкам символы.
(Рисует красные пятнышки)
Я спокойно отношусь к отклонению от узора. Главное – это делать в светлом, хорошем настроении. Себя настроить, что все хорошо. Можно думать о каком-то конкретном человеке, думать, кому ты пишешь ее. Ты вкладываешь туда свою энергию, мысли. Многие люди меняются после писанки. Даже когда ты уставший, ты отдыхаешь душой. Необязательно искать старые орнаменты, можно создать полностью свой рисунок.

Есть на самом деле очень много вариаций писанок. Это традиционная писанка, потом есть травленые, когда используется только естественный цвет яичка. То есть у нас коричневое яичко, и мы с помощью уксуса вытравливаем постепенно цвет, это называется "травленки". Если здесь мы двигаемся от светлого к темному, то там наоборот – у нас темный цвет уже есть на яйце, и мы двигаемся в обратном направлении. Есть традиционные с древности "дряпанки", когда погружается в одну краску, а потом иголочкой постепенно выцарапывается орнамент. Здесь уже есть смысл в различных художественных способностях – можно создавать объем, перспективу. Есть "крапанки" – без рисунка, чисто такие точечки. Есть "малеванки", яйца деревянные, на них кисточкой рисовали. Есть писанки, а есть "малеванки".

Изготовление писанок сейчас приобретает популярность. Появляется много молодых мастеров. Искусство писанки было не только в Украине, во многих других странах, но в Украине оно больше сохранилось, больше всего упоминаний и техник.

– Это холодная техника, а есть и горячая, как я понимаю?
Горячая – это то, что мы привыкли называть крашенками. Мы яичко варим, там могут приклеиваться лепестки разные, листочки. Это уже горячая техника, когда погружаем в горячую краску или варим. Я не очень интересовалась техниками в других странах. Знаю, что в Китае, например, они не рисуют, а делают резьбу. Что-то похожее на травление, но они получаются такие кружевные, сложная техника. Я пробовала на яйце страуса, это трудно. Надо сидеть в респираторе, потому что вдыхаешь мелкие частицы яйца, запах как у стоматолога. Действительно трудно, это более такая мужская, наверное, техника.

Очень много с писанками легенд и поверий. Например, выбирали четыре лучшие писанки и закапывали их по четыре стороны участка, там где дом и огород. И считалось, что они будут целый год оберегать плодородие почвы, дом. Или, например, мы писали писанку с петушком – это такой огненный знак. Такую писанку перебрасывали через крышу дома, чтобы в него не попала молния, пожар не уничтожил. До христианства делали писанки не только на Пасху. Могли их делать во время болезни, например. А потом закапывали или пускали по течению. Вообще говорят, что скорлупу писанки желательно не выбрасывать просто в мусор. Когда разбилась – закапываем в землю или пускаем по воде. Кстати, когда она разобьется – не стоит унывать, потому что она значит выполнила свое задание, собрала в полость весь негатив, связанный с вами, и поэтому разбилась.
(Погружает в последний, коричневый цвет)
С природными красителями они недолго стоят. Но есть техники, когда консервируют краски, как обычный компотик. Чтобы не выцветали краски, это касается и природных, и анилиновых, яички надо покрывать лаком. Я не люблю, когда они очень глянцевые, поэтому я беру матовый лак – его почти не видно на яичке, просто защищает цвета. Природные, конечно, быстрее выцветают.

– Писанку могла дарить девушка парню, могли родственники. А вот мог ли парень девушке?
В древности это было чисто девичье ремесло, и поэтому только женщины могли дарить. Мужчины писанок не делали. Позже уже и мужчины начали делать писанки. Есть такой известный мастер Городецкий, уже покойный, но у него есть чрезвычайные труды. У мужчин вообще чаще с первого раза лучше получается, чем у девушек, по моему опыту. С первого раза. А дальше – там уже опыт.
– Белый цвет достигается благодаря чему?
Это яйцо. Можно воском все прокрашивать. Но обычно такие моменты не очень чисто получаются, потому что где-то маленькая щелочка – и цвета таки просачиваются. А есть обратная техника, когда ты закрасил последним черным цветом. И тогда уксусом или белизной вытираешь краску добела.

Это Западная Украина. Такие волнистые линии – это бесконечник, они разные бывают. Может быть просто волнистая линия, может быть еще что-то. Это, например, неограниченное количество здоровья, безграничное количество счастья желают. Можем уже очищать. Сначала надо обязательно снять наши хвостики, дырочки, которые мы заклеивали. Потому что при нагревании воздух расширяется – чтобы яичко не треснуло. Подносим к огню. Не сверху, а сбоку, чтобы черное пятно не осталось. Смотрим, когда воск начинает плавиться, и вытираем. Открываются все наши цвета. Похоже на огранку камня. Надо весь воск убрать. Говорят, что писанка проживает все стихии. И вода – краска, и огонь, и воздух, и земля. Поэтому я против электронных писачков, обязательно должна быть свеча. В древности делали быстрее, чем с одной свечой. Сейчас можно использовать духовку. Разогревается до 50 градусов, противень застелить чем-то надо, чтобы воском не испачкать. Потом просто вынули яйцо и протерли его – так намного быстрее.
– Посвящаем нашим защитникам эту красоту.