Цены вверх, да еще такие, как в Европе. В частности, на бензин, дизтопливо и сжиженный газ. Верховная Рада приняла во втором чтении закон о повышении акцизного налога на горючее. Главный аргумент властей – Украина идет к членству в ЕС, и нашей стране необходимо менять законодательство к нормам Европейского Союза. Каких цен ожидать уже через несколько месяцев и как бизнес, работающий на генераторах и горючем едва ли не круглосуточно, будет выживать в новых реалиях – в материале журналистки "5 канала" Елены Рыбинской.
С 1 сентября готовьте дополнительные 2 гривны за литр горючего. Народные депутаты приняли закон и акциз на топливо станет больше. "Слуги народа" говорят – это необходимость, и деньги пойдут на войско. Оппозиция подчеркивает – это будет добивать кошельки граждан
Идем к уровню цен на топливо, установленному в Евросоюзе. Пока что минимальному. В четверг парламент принялся за принятие законопроекта о повышении акцизов на горючее. По словам председателя комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, принятие закона ускорит приведение законодательства Украины к нормам ЕС. Просьбу поддержать повышение акцизов просил и министр финансов. Для этого лично прибыл в Раду. Говорит: почти все деньги от увеличения акцизов пойдут на войско.
"Цена вопроса повышения акцизов 10-11 миллиардов гривен. У нас месячные потребности 166 миллиардов, а мы говорим о 10-11. Эти средства почти 100 % пойдут на сектор безопасности и обороны. Да, это цена, которую мы должны заплатить. 1.27 повышения акцизов не стоит дискуссий. Да, это цена, которую мы должны заплатить, но другого выбора у нас нет. Или собственный ресурс ищем, и обеспечить ВСУ или другие проблемы будут, и не сможем решить. Надеюсь на вашу поддержку", – заявил министр финансов Украины Сергей Марченко.
При рассмотрении поправок и обсуждении законопроекта – эмоций народные избранники не сдерживали. Оппозиция категорически против принятия во втором чтении. Говорят – испытания, которые ложатся на плечи украинцев, в том числе и их бизнесов, – сейчас заоблачные.
"Как бизнесу и людям планироваться, когда вы почти еженедельно поднимаете налоги, поднимаете, поднимаете, поднимаете! Штрафы – налоги, штрафы – налоги. Это на армию! А марафон свой почему не прикрываете? Можно сколько денег отдать на войско?" – возмущен нардеп "Европейской Солидарности" Алексей Гончаренко.
"Это удар по каждому украинцу, это удар по украинскому бизнесу, который в условиях без света 16-18 часов работает на генераторах, чтобы не прекратить работу и не уволить людей. Понимаем, в каком состоянии энергетика и должны снижать как раз акцизы на топливо, чтобы люди имели другой источник, чтобы продолжать работу", – заявил нардеп "Батькивщины" Иван Крулько.
Вызвало дискуссию не только увеличение акциза на бензин и дизельное топливо, но и сжиженный газ. Однако председатель финансового комитета говорит – все расчеты пропорциональны.
"Сегодня акциз составляет 52 евро, сейчас вы поднимаете во втором чтении до 250? Понимаете ли, что он используется не только в автомобилях, в отоплении, двухтопливных генераторах и на них работает весь бизнес и живут люди?" – говорит нардеп Дмитрий Разумков.
"Мы устанавливаем правильное в соответствии с энергетической ценностью соотношение ставки бензинов к сжиженному газу как 70%. Поэтому абсолютно обосновано", – объясняет глава комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
Наконец, после бурных дискуссий парламентарии принялись голосовать. Большинством голосов от "Слуг народа", остатков бывшего опзж и несколькими "за" от "Голоса" и "За будущее" – документ проголосовали.
Повышение акцизов будет растянуто во времени – в течение четырех лет, вплоть до 2028-го, и будет происходить в пять этапов, отмечают нардепы из налогового комитета. За это время 1 литр бензина вырастет в цене в среднем на 8 гривен, дизель – на 10 и половиной гривен, сжиженный газ – на 11 гривен. Такая цена возможна только при неизменном курсе гривны к евро. Так что вероятность еще больших показателей на табло АЗС – реальна.
Одна из главных причин принятия закона – ускорение изменений законодательства Украины к нормам Европейского Союза. Это необходимость на пути Украины в ЕС, согласно их директиве. Но нардепы от оппозиции говорят – требований повышать акцизы прямо сейчас – не было!
"Под красивыми лозунгами, что это требование ЕС, адаптация законодательства к нашим нормам и выполнение директив. Действительно, есть такие директивы ЕС, но самое позорное, учитывая плачевное состояние украинской экономики, тяжелую ситуацию простых украинцев – как раз Европейский Союз не требовал от нас адаптации именно этой директивы сейчас. Как раз Европейский Союз говорил, что директиву об увеличении активов мы можем имплементировать позже, и на этот год перед нами стоят совершенно другие задачи", – заявила народная депутат "Европейской Солидарности" Ирина Геращенко.
Сегодня задача перед украинским бизнесом – не просто функционировать, а часто – выживать. Ведь в условиях отключений электроэнергии приходится работать большинство времени на генераторах.
Владельцы говорят – подорожание акцизов на горючее – ударит по ним ощутимо. Поэтому мечтают просто выстоять в этот период и не обанкротиться.
"Осуществление бизнеса сейчас в Украине – это целый квест. Чтобы как-то фукционировать, давать рабочие места и держаться на плаву, нужно вылезть из кожи, чтобы что-то сделать. Учитывая, что сейчас большинство часов мы работаем на генераторе, увеличение цены на дизтопливо будет влиять на нашу рентабельность. И, скорее всего, дойдем до того, что функционировать успешно не будет возможности", – говорит операционный директор группы ресторанов Александр.
Рядовые украинцы ожидают подорожания не только горючего, но и продуктов и услуг.
Сейчас остается полтора месяца до первого скачка цен на горючее. Украинцы говорят – акциз повышают до норм ЕС, а вот зарплат, как в Европе, нет. Однако, добавляют, вынуждены подстраиваться под реалии.
Елена Рыбинская, Николай Довгий, София Фесик и Алексей Тищенко, "5 канал"
Напомним, Верховная Рада повысила акцизы на горючее.
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
- Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Напомним, накануне депутаты поддержали отмену ввозной пошлины и НДС на энергооборудование.
Смотрите также видео: