Повышение акцизов
Повышение акцизов 5 канал

Цены на топливо вырастут до уровня европейских: как выживать в новых реалиях – сюжет

Читайте українською
Повышение акцизов будет растянуто во времени – в течение 4 лет, вплоть до 2028-го, и будет происходить в 5 этапов

Цены вверх, да еще такие, как в Европе. В частности, на бензин, дизтопливо и сжиженный газ. Верховная Рада приняла во втором чтении закон о повышении акцизного налога на горючее. Главный аргумент властей – Украина идет к членству в ЕС, и нашей стране необходимо менять законодательство к нормам Европейского Союза. Каких цен ожидать уже через несколько месяцев и как бизнес, работающий на генераторах и горючем едва ли не круглосуточно, будет выживать в новых реалиях – в материале журналистки "5 канала" Елены Рыбинской.

С 1 сентября готовьте дополнительные 2 гривны за литр горючего. Народные депутаты приняли закон и акциз на топливо станет больше. "Слуги народа" говорят – это необходимость, и деньги пойдут на войско. Оппозиция подчеркивает – это будет добивать кошельки граждан

Идем к уровню цен на топливо, установленному в Евросоюзе. Пока что минимальному. В четверг парламент принялся за принятие законопроекта о повышении акцизов на горючее. По словам председателя комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, принятие закона ускорит приведение законодательства Украины к нормам ЕС. Просьбу поддержать повышение акцизов просил и министр финансов. Для этого лично прибыл в Раду. Говорит: почти все деньги от увеличения акцизов пойдут на войско.

"Цена вопроса повышения акцизов 10-11 миллиардов гривен. У нас месячные потребности 166 миллиардов, а мы говорим о 10-11. Эти средства почти 100 % пойдут на сектор безопасности и обороны. Да, это цена, которую мы должны заплатить. 1.27 повышения акцизов не стоит дискуссий. Да, это цена, которую мы должны заплатить, но другого выбора у нас нет. Или собственный ресурс ищем, и обеспечить ВСУ или другие проблемы будут, и не сможем решить. Надеюсь на вашу поддержку", – заявил министр финансов Украины Сергей Марченко.

При рассмотрении поправок и обсуждении законопроекта – эмоций народные избранники не сдерживали. Оппозиция категорически против принятия во втором чтении. Говорят – испытания, которые ложатся на плечи украинцев, в том числе и их бизнесов, – сейчас заоблачные.

"Как бизнесу и людям планироваться, когда вы почти еженедельно поднимаете налоги, поднимаете, поднимаете, поднимаете! Штрафы – налоги, штрафы – налоги. Это на армию! А марафон свой почему не прикрываете? Можно сколько денег отдать на войско?" – возмущен нардеп "Европейской Солидарности" Алексей Гончаренко.

"Это удар по каждому украинцу, это удар по украинскому бизнесу, который в условиях без света 16-18 часов работает на генераторах, чтобы не прекратить работу и не уволить людей. Понимаем, в каком состоянии энергетика и должны снижать как раз акцизы на топливо, чтобы люди имели другой источник, чтобы продолжать работу", – заявил нардеп "Батькивщины" Иван Крулько.

Вызвало дискуссию не только увеличение акциза на бензин и дизельное топливо, но и сжиженный газ. Однако председатель финансового комитета говорит – все расчеты пропорциональны.

"Сегодня акциз составляет 52 евро, сейчас вы поднимаете во втором чтении до 250? Понимаете ли, что он используется не только в автомобилях, в отоплении, двухтопливных генераторах и на них работает весь бизнес и живут люди?" – говорит нардеп Дмитрий Разумков.

"Мы устанавливаем правильное в соответствии с энергетической ценностью соотношение ставки бензинов к сжиженному газу как 70%. Поэтому абсолютно обосновано", – объясняет глава комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

Наконец, после бурных дискуссий парламентарии принялись голосовать. Большинством голосов от "Слуг народа", остатков бывшего опзж и несколькими "за" от "Голоса" и "За будущее" – документ проголосовали.

Повышение акцизов будет растянуто во времени – в течение четырех лет, вплоть до 2028-го, и будет происходить в пять этапов, отмечают нардепы из налогового комитета. За это время 1 литр бензина вырастет в цене в среднем на 8 гривен, дизель – на 10 и половиной гривен, сжиженный газ – на 11 гривен. Такая цена возможна только при неизменном курсе гривны к евро. Так что вероятность еще больших показателей на табло АЗС – реальна.

Одна из главных причин принятия закона – ускорение изменений законодательства Украины к нормам Европейского Союза. Это необходимость на пути Украины в ЕС, согласно их директиве. Но нардепы от оппозиции говорят – требований повышать акцизы прямо сейчас – не было!

"Под красивыми лозунгами, что это требование ЕС, адаптация законодательства к нашим нормам и выполнение директив. Действительно, есть такие директивы ЕС, но самое позорное, учитывая плачевное состояние украинской экономики, тяжелую ситуацию простых украинцев – как раз Европейский Союз не требовал от нас адаптации именно этой директивы сейчас. Как раз Европейский Союз говорил, что директиву об увеличении активов мы можем имплементировать позже, и на этот год перед нами стоят совершенно другие задачи", – заявила народная депутат "Европейской Солидарности" Ирина Геращенко.

Сегодня задача перед украинским бизнесом – не просто функционировать, а часто – выживать. Ведь в условиях отключений электроэнергии приходится работать большинство времени на генераторах.

Владельцы говорят – подорожание акцизов на горючее – ударит по ним ощутимо. Поэтому мечтают просто выстоять в этот период и не обанкротиться.

"Осуществление бизнеса сейчас в Украине – это целый квест. Чтобы как-то фукционировать, давать рабочие места и держаться на плаву, нужно вылезть из кожи, чтобы что-то сделать. Учитывая, что сейчас большинство часов мы работаем на генераторе, увеличение цены на дизтопливо будет влиять на нашу рентабельность. И, скорее всего, дойдем до того, что функционировать успешно не будет возможности", – говорит операционный директор группы ресторанов Александр.

Рядовые украинцы ожидают подорожания не только горючего, но и продуктов и услуг.

Сейчас остается полтора месяца до первого скачка цен на горючее. Украинцы говорят – акциз повышают до норм ЕС, а вот зарплат, как в Европе, нет. Однако, добавляют, вынуждены подстраиваться под реалии.

Елена Рыбинская, Николай Довгий, София Фесик и Алексей Тищенко, "5 канал"

Напомним, Верховная Рада повысила акцизы на горючее.

Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.

Напомним, накануне депутаты поддержали отмену ввозной пошлины и НДС на энергооборудование.

Смотрите также видео:

Предыдущий материал
Цены на топливо вырастут до уровня европейских: как выживать в новых реалиях – сюжет
Следующий материал
Справедливые отключения света: в шести областях провели проверки и выявили многочисленные нарушения
ВР декриминализировала кражи на сумму до 3028 грн

ВР декриминализировала кражи на сумму до 3028 грн

Скандальная нардеп Марьяна Безуглая вышла из фракции "Слуга народа"

Скандальная нардеп Марьяна Безуглая вышла из фракции "Слуга народа"

Депутаты поддержали отмену ввозной пошлины и НДС на энергооборудование

Депутаты поддержали отмену ввозной пошлины и НДС на энергооборудование

Пока депутаты прохлаждаются: Порошенко призвал принять решение по преодолению энергетического кризиса

Пока депутаты прохлаждаются: Порошенко призвал принять решение по преодолению энергетического кризиса

Рада отменила перевод времени с зимнего на летнее

Рада отменила перевод времени с зимнего на летнее

Какого черта уже больше полугода блокируют закон о запрете РПЦ в Украине? – Порошенко в Раде

Какого черта уже больше полугода блокируют закон о запрете РПЦ в Украине? – Порошенко в Раде