"Российский след" в "Большой стройке": эксклюзивные кадры грузовиков, забитых битумом из РФ

"Большое строительство" 5 канал / Час. Підсумки тижня
В 2019 году Россия запретила тамошним компаниям продавать свой битум Украине. В прошлом году в октябре разрешила снова. Но избранным, выяснили журналисты "5 канала"

И пока на востоке – от россиян защищаются, на мирной территории – россиянами не гнушаются. Битум – продукт нефтепереработки, который, в частности, идет на строительство дорог, и в прошлом году мы использовали его рекордное количество. Только вот собственных мощностей нам хватает лишь для трети потребностей.

Так нужна ли турборежиму "Большой стройки" подзарядка от России? Разбираться мы начали после того, как увидели в сети видео. На нем тяжеловоз с надписью "Битум" заезжает из России. Мы не смогли получить комментария от Министерства инфраструктуры, но эксперты, с которыми общались наши журналисты, убеждены, что импорт российского битума таки есть. Так что скрывают украинские дороги, и составные из каких стран зарыты в асфальте – журналист "5 канала" Ирина Саевич разбиралась для "Итогов недели".

Это видео недавно отснял пользователь соцсетей. Грузовик с наклейкой "Большая стройка" на границе с Россией везет груз с надписью "Битум".

Битум из РФ
Битум из РФ5 канал / Час. Підсумки тижня

Это один из объектов "Большой стройки" – Черниговская трасса. Как знать, возможно в этих слоях асфальта лежит российский битум, по которому мы будем ездить десятки лет. Чей продукт кладут – работники не знают.

Асфальт на украинских дорогах
Асфальт на украинских дорогах5 канал / Час. Підсумки тижня

Действительно ли используют российский? Мы пытались узнать и в Мининфраструктуры, но ответа не получили. А вот эксперты говорят: "Этот вариант вполне вероятен".

Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы А-95, говорит: "Битум сегодня используется только для строительства дорог. А любое строительство дорог – это и есть "Большая стройка", поэтому он там однозначно используется".

И мы нашли эту тропинку. Международное агентство Argus заявляло: одна из одесских компаний поставила партию битума с "Рязанского завода битумных материалов". Эта же компания, как нам удалось выяснить, благодаря системе "Юконтрол", продавала битум нескольким отечественным облавтодорам. Кроме того, сами же щеголяли – поставляли битум из Греции для "Большой стройки".

Данные о закупке российского битума
Данные о закупке российского битума5 канал / Час. Підсумки тижня

Мы позвонили по номерам, указанным в регистрационных документах компании, чтобы спросить:
сотрудничают ли с Россией? Но после первого же вопроса положили трубку: "- Нет. Не знаю. Вы не по адресу. – Ваш контакт указан на сайте".

В 2019 году Россия запретила тамошним компаниям продавать свой битум Украине. В прошлом году в октябре разрешили снова. Но избранным.

Илья Федоренко, заместитель председателя правления ОО "Конституционно-правовой конгресс", говорит: "Разрешение было не для всех, а для конкретных компаний, которые были заинтересованы в сотрудничестве с их ФСБ".

О том, что битум из России импортируют, свидетельствуют и данные таможенной статистики. Но его доля очень мала, говорят эксперты.

Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы А-95, говорит: "Это, кажется, менее 1%. Я думаю, что лучше говорить о каких-то там разовых партиях с их заводов. Нельзя сказать, что это масштабное явление. Я думаю, что там основная мотивация поставщика – логистическая".

Впрочем, самый крупный экспортер битума в Украину – Беларусь.

Крупнейшим экспортером битума для Украины является Беларусь
Крупнейшим экспортером битума для Украины является Беларусь5 канал / Час. Підсумки тижня

"По сути дела нам продает тот же российский битум, лишь со своей маркировкой", – констатирует Дмитрий Петренко, заместитель председателя "Укртрансбезпеки" (2017), руководитель службы морского и речного транспорта Украины (2018-2019).

В прошлом году Украина побила рекорд использования битума, потому что чем больше масштабы строительства дорог, тем больше в нем потребность. Однако сама страна способна закрыть лишь треть потребности. Собственных мощностей не хватает. Чтобы не сидеть на игле импорта, по мнению экспертов, можно увеличить долю бетонных дорог.

Дмитрий Петренко говорит: "У нас есть природные материалы. Наши природные материалы – это в первую очередь гравий, щебень и песок, которые мы можем спокойно использовать для производства цемента. И использовать цементные дороги.

Украина должна была пойти по совсем другому пути. Когда она стала независимой, она должна была пойти по пути Соединенных Штатов, которые, в принципе, и экономику поднимали тем, что строили бетонные дороги.

В США доля бетонных дорог почти 60%, в Германии – 42%, в Чехии – 22%. В Украине только 1%.

Бетонные дороги в мире
Бетонные дороги в мире5 канал / Час. Підсумки тижня

Не строили, потому что затратнее, чем асфальтированные. Однако служат вдвое дольше, поэтому в конце концов цена получается почти идентичная, даже ниже.

Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины (2016-2019), говорит: "В случае бетонных дорог, если придерживаться всех технологий, то срок их эксплуатации от 30 до 50 и более лет. За то время надо будет поменять полностью три асфальтные дороги".

Укладка бетонной дороги
Укладка бетонной дороги5 канал / Час. Підсумки тижня

Да есть и минусы: если по уложенному асфальту можно ездить уже через несколько часов, то по бетонной дороге минимум через месяц. Кроме того, от нее больше шума и меньше трения. Но в мире давно решили эти проблемы.

Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины (2016-2019), говорит: "Во многих странах Европейского Союза поверх бетонных дорог еще проходятся слоем асфальта".

Так станет ли российский битум методом влияния на Украину? Эксперты из Консалтинговой группы А-95 говорят: с большей предосторожностью надо реагировать на импорт дизельного топлива из России, которого сейчас треть.

Ирина Саевич, Алексей Иванченков, "5 канал"

Предыдущий материал
"Российский след" в "Большой стройке": эксклюзивные кадры грузовиков, забитых битумом из РФ
Следующий материал
Нобелевская премия-2021: самые громкие открытия и нелегкая судьба беженцев