Два года назад День Независимости стоил Украине более 259 тысяч гривен. В 2020 году на празднование потратили 1 409 832 грн. В 2021 году на все про все уйдет не менее 5,4 млрд гривен. Сумма, откровенно говоря, немалая. Но в пакет празднования 30-й годовщины независимости, как выяснилось, входят масштабные инфраструктурные проекты.
В частности, модернизация шести аэропортов, развитие евроколеи Киев-Львов-Скнилов, завершение строительства нового комплекса в "Охматдете" и еще определенные позиции. И вот этот пакет сразу попал под прицел журналистов.
Логика власти нам, в принципе, понятна. Во-первых, государству 30 лет. А юбилей обычно празднуют с размахом, если экономика не на грани. Во-вторых, инфраструктурные проекты – это не салюты, это то, что останется на память. Если бы не одно "но". Миллиарды на инфраструктуру, очевидно, будут делить без тендеров. И вот именно здесь запахло коррупцией. Потому что во времена Януковича Украина тоже готовилась к "Евро-2012" без тендерных процедур. И тогда были украдены суммы со многими нулями. Журналистка "5 канала" Ирина Саевич для "Итогов недели" посчитала нынешние праздничные миллиарды и вот что получилось.
Зрелище, от которого захватывает дыхание, которое вдохновляет и заставляет гордиться. День Независимости. В этот праздник, мы, зрители, видим красивую картинку, за которой стоят длительная подготовка и немалые деньги.

В 2020 году на Софиевской площади украинцы наблюдали музыкальное попурри. Минкульт тогда отчитался – на торжества в столице привлекли 1 409 832 гривны. За само музыкальное шоу не платили.

В 2019 году праздник стоил 259,6 тысяч гривен.
Но в этом году цифры резко пошли вверх. В Минфине спрогнозировали: на празднование придется потратить 100 миллионов гривен.

В целом же весь план мероприятий и подготовки ко Дню Независимости и Дню Конституции будет стоить 5,4 миллиарда гривен, сообщают в Минфине.

На что потратят 5,4 млрд грн
30 лет – солидная и важная дата, поэтому празднования этого года будут соответствующие: парад на Майдане Независимости с пролетом авиации, артиллерийский салют на Трухановом острове, прохождение катеров и морского вооружения по Днепру, парад на воде в Одессе, саммит "Крымской платформы". Всего 13 мероприятий общегосударственного уровня, более 60 в регионах и 47 проектов, которые должны разработать и реализовать ко Дню Независимости. И именно в этих 47 объектах спряталось самое интересное. Остальная сумма пойдет именно сюда.
Это крупные инфраструктурные проекты. Вот лишь несколько из них:
- модернизация и строительство шести аэропортов: в Виннице, Днепре, Одессе, Ровно, Херсоне и в Закарпатском регионе (17-24 августа 2021 года);
- евроколея Киев – Львов – Скнилов (24 августа 2021 года);
- ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива реакторов типа ВВЭР отечественных атомных электростанций (август 2021 года);
- завершение строительства нового лечебно-диагностического комплекса "Охматдет" (август 2021 года);
- завершение строительства второй очереди Национального музея Голодомора (24 августа 2021 года);
- создание современной клинической базы для хирургического лечения глазной патологии – недостроенного лечебного корпуса в Одессе (август 2021 года);
- реставрация и обустройство смотровой площадки здания "Дом Госпромышленности в Харькове;
- капитальный ремонт парка имени М. М. Коцюбинского в Чернигове (24 августа 2021 года).

Вопросов к этой программе немало.
Что это за даты: сроки – все задуманное должны построить или только найти подрядчиков? Смета каждого из проектов? Какое все это имеет отношение ко Дню Независимости?
Последний вопрос некоторых "слуг народа" удивляет. Мол, все очевидно – развитие инфраструктуры показывает миру, как Украина окрепла и расцвела за 30 лет независимости. Да и до всех этих проектов руки бы все равно рано или поздно дошли.
"Слуга" Алексей Жмеренецкий говорит: "Это все было бы сделано и так в рамках "Большого строительства" или других инфраструктурных проектов. Просто ко Дню Независимости хотели запустить одновременно как можно больше хороших вещей для страны".
Что это за инфраструктурные объекты
Большая часть из запланированного – известные долгострои. Новый аэропорт в Днепре обещали построить со времен Евро-2012. В прошлом году наконец начали строительные работы.
Аэропорт в Ровно, который не первый год просит о финансировании и восстановлении, в этом году получил 75 миллионов. Там уже успели провести несколько тендеров.
"Охматдет" строят с 2011 года. За время строительства в госбюджете на его восстановление закладывали расходов суммарно на 6 миллиардов гривен. В прошлом году новый корпус торжественно открывали.

И таких примеров по каждому из объектов насобирается немало. То есть заверения, что их начнут делать ко Дню Независимости – манипуляция.
Сколько будет стоить каждый из объектов
Эта информация должна быть открытой, впрочем, смету плана мероприятий ко Дню Независимости не опубликовало ни одно из связанных министерств. А все из-за лазеек в законе.
Основательница общественной организации "Лига антитраста" Агия Загребельська рассказывает: "Заказчик должен опубликовать и заключенный договор, и все дополнения к договору, но что делает, к примеру, тот же самый "Укравтодор", он смету не называет дополнением к договору и это вроде бы освобождает его от законодательной обязанности его публиковать".
Для больницы "Охматдет", по словам министра здравоохранения Виктора Ляшко, сумма финансирования известна. Миллиард гривен в этом году потратят на оборудование.
"Там разнообразное оборудование, которое позволит нам перенести отделения старых корпусов в новое", - рассказал министр здравоохранения Украины Виктор Ляшко.
Но и здесь работа идет уже давно. Сейчас на разных стадиях есть 20 тендеров "Укрмедпроектбуда" о медоборудования для "Охматдета" общей ожидаемой стоимостью 654,62 миллиона гривен.
Озвучили цифры и в Мининфраструктуры. Но только в отношении аэропортов. Ожидают в этом году суммарно вложить в них более 3 миллиардов гривен.
- Из специального фонда по бюджетной программе "Финансовое обеспечение мероприятий по развитию аэропортной инфраструктуры":
Аэропорт "Винница" – 604,27 млн грн.
Международный аэропорт "Ровно" – 75,73 млн грн.
Аэропорт "Херсон" - 320,0 млн грн.
- Из общего фонда государственного бюджета:
Международный аэропорт "Днепропетровск" – 1 млрд 400 млн грн.
- Привлечение кредитов под государственные гарантии:
Международный аэропорт"Одесса" – 702,95 млн грн.
Проектирование и строительство аэропорта в Закарпатском регионе – 29,3 млн грн.

А теперь подробнее о каждом из аэропортов. Аэропорт"Винница" в целом будет стоить 1 млрд 577 млн гривен. Завершить восстановление планируют в 2023 году. В этом году работы никак не могут начать, потому что спецфонд фактически не наполняется, денег не хватает.
В строительство аэродрома в Международном аэропорта "Днепропетровск" хотят вложить в общей сложности 6 млрд 225 млн гривен. Завершат работы в 2024 году.
На международный аэропорт "Одесса" нужно в целом 1 млрд 105 млн гривен.
На проектирование и строительство аэропорта в Закарпатском регионе нужно суммарно 3 млрд 29 млн гривен.
Единственные два аэропорта, где запланированные работы планируют закончить в этом году, – это аэропорт "Ровно" и "Херсон".
В Мининфраструктуры дали ответ на запрос "5 канала".

Почему эти объекты внесли в перечень мероприятий ко Дню Независимости
Журналисты–расследователи, юристы и аналитики открытых данных говорят, что это было необходимо, чтобы проводить закупки по этим объектам без тендеров. Сначала правительство утверждает программу празднования Дня Независимости на 5,4 миллиарда, большинство из которых пойдет на инфраструктурные проекты. Впоследствии двое нардепов от партии "Слуга народа" вносят аналогичные правки.
"Установить, что до 24 августа 2021 года заказчики, определенные Кабинетом Министров Украины, могут осуществлять закупку товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения подготовки и проведения мероприятий по празднованию 30-й годовщины независимости Украины, в соответствии с перечнем товаров, работ и услуг, утверждаемым Кабинетом Министров Украины, по переговорной процедуре", – говорится в тексте правок.
Последняя фраза ключевая. Сейчас все государственные заказы на товары и услуги от 200 тысяч гривен и работы от 1,5 млн грн проводятся через систему Prozorro. Если это закупки по упрощенной процедуре, то от 50 тысяч. Заказчик объявляет тендер. На него подаются те поставщики, которые захотят и соответствуют требованиям. Между ними идет борьба. Побеждает тот, кто предлагает подходящее по самой низкой цене.
В случае с переговорной процедурой все по-другому.
Основательница общественной организации "Лига антитраста" Агия Загребельская говорит: "В кабинете фактически садится подрядчик, представитель подрядчика или продавца и руководитель этого органа, и они между собой решают, за сколько они купят тот или иной товар, каковы будут условия договора. И мы все с вами узнаем об этом, когда они опубликуют конечные результаты переговоров в кабинете в системе Prozorro. Здесь никаких предохранителей нет. Они могут устанавливать между собой любую цену. Это может быть маржинальность 120, 130 и 200%. Все зависит от того, насколько у них хватит наглости".
И это при том, что даже объекты, которые включили в программу Дня Независимости, – яркая иллюстрация действенности Prozorro. За этот год провели 5 тендеров по модернизации международного аэропорта "Ровно" и сэкономили на них суммарно более миллиона гривен.

Более того, тендер на строительство аэродрома Международного аэропорта "Днепропетровск" объявили почти на 5,6 миллиарда гривен, а победитель пообещал выполнить работы за 3,9 миллиарда, говорится на сайте ProZorro.
Почему внесли поправки и поддержали их
Мы пытались спросить нардепа от "Слуги народа" Александра Трухина, который подавал поправку, действительно ли теперь все закупки ко Дню Независимости будут происходить без тендеров, ноон не отвечал на телефонные звонки. Как и его коллега Роксолана Пидласа, которая подала аналогичную правку, которая касалась закупок ко Дню Конституции.
Не ответили на вопрос о тендерах и ни в одном из министерств, куда мы обращались. Не знают, как будет реализован законопроект, и те депутаты, которые за него голосовали. Мол, правки вносили по "голосу" в сессионном зале, профильный комитет их не поддерживал.
На вопрос "5 канала" ответил народный депутат от партии "Слуга народа" Александр Мовчан: "Это были поправки, которые на комитете мы не поддержали. Они были поддержаны залом. Поэтому, как оно будет реализовано, я сейчас не готов сказать".
Не дал четкого ответа даже председатель партии "Слуга народа" Александр Корниенко – автор одной из поправок.
"Кабмин формирует план закупок, никто не видел, что финально будет утверждено. А будут ли тендеры, я не Кабмин, я не знаю. Дождемся как Кабмин выпишет постановление", - сказал Александр Корниенко.
Ясности не внес и спикер парламента, подписавший законопроект.
"Если вы посмотрите на этот законопроект, который изначально был в стенах Верховной Рады, он был связан именно с подготовкой к празднованию Дня Независимости. И, действительно, относительно тендерных процедур провести все, что связано с празднованием 30-летия Независимости будет достаточно трудно", – сказал председатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков.
Экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян объясняет: вероятно спикер намекает, что тендерные закупки происходят долго и ко Дню Независимости не успевают их провести, поэтому решили найти обходной путь.
Но даже с ним, говорит экс-министр, построить аэропорт за два месяца невозможно. На это надо минимум 3 года и в разы больше денег.
Омелян сказал: "Этих средств хватит разве что на начало работ, потому что взлетная полоса стоит от 100 миллионов долларов. То есть считайте сами – это где-то 2 миллиарда 700 миллионов – 2 миллиарда 900 миллионов и выше. А вверх они научились идти хорошо, то есть они строят с двойным коэффициентом фактически любой инфраструктурный объект. Соответственно, на 5 аэродромов надо 25 миллиардов, а не 4-5".
Прогнозирует, что запланированного правительством времени хватит разве, чтобы определить подрядчиков и дать первое финансирование.
"И потом по непонятной смете, которая будет криво-косо разъяснена общественности, будут эти компании получать оставшиеся 50-60 миллиардов, чтобы достроить эти объекты", – добавляет Владимир Омелян.
Почему финансирование Дня Независимости – не самая большая проблема, или как потратят 85 миллиардов гривен
В этом же законопроекте о публичных закупках есть еще одна поправка, не менее скандальная. Ее внес тоже "слуга народа" Арсений Пушкаренко – он предложил вывести из-под действия закона строительство киевской кольцевой дороги.

"Не смотря на то, что многие депутаты и сам "Укравтодор" говорят, что ничего страшного не произошло и все будет по тендерам, с момента подписания закона президентом, законодательных оснований для проведения тендеров не будет", – объясняет заместитель исполнительного директора по реализации инновационных проектов Transparency International Украина Иван Лахтионов.
О таких рисках заявило и Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции.
"Десятки миллиардов гривен будут потрачены на масштабный проект для строительства Большой кольцевой дороги в обход прозрачных тендерных процедур, которые призваны минимизировать коррупцию и обеспечить добросовестную конкуренцию", – говорится в заключении антикоррупционной экспертизы НАПК.
Даже несмотря на это, спикер парламента законопроект подписал, потому что говорит, что этого требовал закон.
Разумков пояснил: "Правка ставилась в подтверждение. Лично я ее не поддерживал. Я считаю, что это надо было делать другим законопроектом. Я ставлю подпись о том, что законопроект соответствует тому, что было в стенах Верховной Рады. Моя функция достаточно церемониальна. Не подписать я не могу".
А вот Александр Корниенко объясняет: это было необходимо, чтобы найти компромисс с потенциальным подрядчиком.
"Из-под тендерных процедур выведена киевская кольцевая дорога, потому что тот партнер, с которым идут сейчас переговоры по этому поводу, он не только будет строить, но будет еще и искать финансирование под этот проект, а для этого нужна не тендерная процедура", - сказал Корниенко.
Как же будут строить кольцевую? Ранее в Мининфраструктуре в Facebook объясняли, что строительство дороги будут проводить по новому для Украины международному формату контрактов EPC + F. То есть подрядчик должен не только проектировать, строить, но еще и искать дополнительное финансирование для выполнения этих работ. Потому что из госказны денег на это не хватает.
"Финансирование они будут привлекать, а отдавать то все равно будет государственный бюджет", – озвучивает риски Иван Лахтионов.
И самое интересное, по его словам, то, что в случае Дня Независимости о результатах закупок уже по факту опубликуют на Prozorro, а данные по кольцевой – нет.
"В случае переговорки мы можем увидеть, с кем был подписан договор, на какую сумму и все такое. Киевскую кольцевую же исключили из-под действия закона вообще. То есть не говорится даже о публикации какого-то контракта. На минуточку, сейчас стоимость строительства только части кольцевой оценивают в 85 миллиардов гривен. Это более 10% всех годовых расходов сферы публичных закупок", – объясняет заместитель исполнительного директора по реализации инновационных проектов Transparency International Украина.
И на этот лакомый кусок похоже уже появился претендент. "Укравтодор" подписал меморандум о сотрудничестве с американской компанией Bechtel Corporation. Вероятно, именно на нее и намекал Александр Корниенко.
В свою очередь министр инфраструктуры Александр Кубраков сообщил: "Киевская обходная дорога является одним из ключевых объектов президентской программы "Большое строительство". Совместная работа "Укравтодора" и одного из лидеров инфраструктурных проектов в мире даст возможность найти оптимальные технические и финансовые решения для реализации проекта". Об этом говорится в сообщении на сайте "Укравтодора".
Компания уже попадала в скандалы. В 2016 году прокуратура США обвинила ее в мошенничестве. По их данным, Bechtel вместе с другой американской компанией AECOM строили завод по переработке ядерного топлива и в течение 10 лет завышали стоимость работ и даже включали в смету то, что не выполняли. В прошлом году компания, чтобы урегулировать спор, согласилась заплатить компенсацию в почти 58 миллиардов долларов.
А с 2004 года Bechtel Corporation строили 415 километров дороги в Румынии стоимостью 2,2 миллиарда евро. Заказало работы румынское правительство. Еврокомиссия тогда заявляла, что это тоже произошло без тендера. В результате, стоимость постоянно росла и в 2013-м, сделав лишь половину работы, компания прекратила строительство. Контракт заключили с новым подрядчиком.
Но пока Bechtel Corporation не является подрядчиком для киевской кольцевой и неизвестно, станет ли. А если станет, то по какой процедуре.
Потому что уже сейчас, по данным расследователей издания "Наши деньги", есть основания полагать, что кольцевую будут строить по другой схеме. EPC+F, который предлагает Мининфраструктуры, – это аббревиатура четырех этапов: проектирование – закупка – строительство – финансирование. То есть все должна была бы выполнять одна компания, с которой подпишут контракт. Но "Укравтодор" уже сейчас заказал проектирование моста через Днепр.

В открытых торгах на 97 миллионов победила компания "Международный проектный институт", которая предложила 83 миллиона, говорится на сайте ProZorro. Но это было не самое выгодное предложение.
Интересно и другое. По данным платформы Youcontrol, с момента основания компании, то есть с 16 декабря 2018-го и до 14 апреля 2020-го, среди соучредителей значился Евгений Петрощук, ныне первый заместитель Службы автомобильных дорог в Закарпатской области. В прошлом он был советником нынешнего министра инфраструктуры Кубракова, когда тот возглавлял "Укравтодор".

К каким последствиям приводили закупки без тендеров ранее
Строительство стадионов во Львове и Донецке, реконструкция "Олимпийского" в Киеве и "Металлиста" в Харькове, строительство терминала D аэропорта "Борисполь", реконструкции аэропортов, строительство дорог, ремонт десятков гостиниц, общежитий, учебных заведений – эти и еще сотни объектов к Евро-2012 тоже проводили без тендеров.
"Тогда отдельным законом было решено, что все строительство, которое имеет отношение к Евро-2012, выводится из открытых торгов по вот этой переговорной процедуре. Она тогда чуточку по-другому называлась – закупка у одного участника, но смысл был тот же. Дороги кому хотели - тому отдавали", - вспоминает редактор издания "Наши деньги" Юрий Николов.
В результате десятки уголовных дел с обвинениями в масштабных хищениях и объекты, которые до сих пор окончательно не ввели в эксплуатацию, как например, харьковский и Львовский аэропорты, НСК "Олимпийский", "Арена Львов" и стадион "Скиф".
Их не просто не ввели в эксплуатацию, мы до сих пор должны заплатить долги за их строительство. По данным министра Кабинета министров Олега Немчинова, которые он опубликовал в Facebook – их накопилось 972 миллиона.
"Но сейчас объем всех денег, которые выводятся из ProZorro, уже превзошел все януковичевские истории. Янукович – уже совершенно не звезда, он – лох", – говорит Юрий Николов.
Еще один пример выхода из-под тендеров – недавний. В начале пандемии медицинская система была на грани коллапса: не хватало не то что аппаратов для искусственной вентиляции легких, а даже масок или бахил. Медики забили тревогу, мол, бюрократия с тендерами замедляла жизненно необходимые закупки. Поэтому правительство разрешило заказчикам самостоятельно заключать договоры с выбранными поставщиками. То есть ковидные больницы сами выбирали, кто будет поставлять им необходимое. Кто-то воспользовался этим честно – быстро закупили все, что требовалось для спасения людей. И это действительно спасло не одну жизнь. А кто-то покупал втридорога. Например, бахилы по 70 гривен за пару.


Казалось бы ситуация сейчас должна измениться: и коронавирус пошел на спад, и производители не так накручивают цены, как в начале пандемии, но свежие тендеры похожи. Бахилы закупают по 35 гривен за пару, хотя их можно купить менее чем за гривну, если это обычные и, в среднем, 15-25 гривен за высокие бахилы на завязках. Кажется – разница не слишком ощутима, но не тогда, когда покупаешь несколько тысяч пар.
Могут ли и дальше выводить закупки из-под ProZorro
Новые, уже не медицинские, но тоже многомиллионные проекты, которые хотят вывести из-под действия системы ProZorro, касаются науки. Нардепы предлагают внести изменения в тот же законопроект "О публичных закупках" и вывести из-под его действия товары, работы и услуги для обеспечения потребностей организации и проведения украинских антарктических экспедиций, а еще сделать так, чтобы он не распространялся на научные приборы, оборудование, научно-исследовательские судна, запасные части и расходные материалы к ним, реактивы, образцы, закупаемые государственными научными организациями и государственными учреждениями высшего образования для обеспечения собственной научной и научно-технической деятельности.
На этот раз говорится про отдельный законопроект, который находится на рассмотрении у профильного комитета.
"Фактически в пояснительной записке к законопроекту написано, что наука не развивается, потому что сфера публичных закупок всем мешает. Ну это же даже звучит абсурдно", – говорит заместитель исполнительного директора по реализации инновационных проектов Transparency International Украина Иван Лахтионов.
Для информации: те закупки, которые уже проводил Национальный антарктический научный центр, - многомиллионные.

Эксперты опасаются, что изменения в законопроект "О публичных закупках" станут прецедентом и крупные проекты начнут активно под разными предлогами сливать с ProZorro.
"Это не просто начало конца, это и есть разрушение. Это уже похороны. Мы видим, что с ProZorro уходит более 100 миллиардов гривен. У нас оборонный заказ 20 миллиардов гривен, воюющей страны. Это 10% государственного бюджета за год. Это как расходы на всю медицину страны", – говорит редактор издания "Наши деньги" Юрий Николов.
Эксперты до последнего надеялись, что президент ветирует законопроект, но после почти трех недель интриги, гарант его таки подписал.
Ирина Саевич, Юрий Усик, "Итоги недели"("Підсумки тижня")
Смотрите также фотогалерею по теме: