"5 канал" и "Машина времени" рассказывают вам, как и почему в Украине начали появляться монументы джурам. Кем они были и действительно ли украинская казацкая армия имела в своем составе детей.
Смотрите полный выпуск программы и узнаете, кем на самом деле были джуры:
Памятники джуру в Украине
Июнь 2024, Тернополь, праздник троицы. В городе открывается новая скульптура. Монумент изображает подростка-воина. И называется он – джура.
Это уже третий памятник в Украине. Два предыдущих появились в Хмельницкой области. Один стал украшением Каменец-Подольского.
"В Украине уже 3 год идет война. В 2022 году, когда города украинские подверглись активным бомбардировкам, была открыта в первую очередь стела городов-героев. Уже в следующем 2023 году была идея совместно с благотворительным фондом имени Михаила Савенко с городским советом продолжить эту композицию в виде джуры, который символизирует нашего парня-казака, защитника всего украинского, в частности, украинских городов украинского государства. Это действительно стало таким украшением нашего города, центральной части Каменец-Подольского», – сказал городской голова Каменец-Подольского Михаил Поситко.
Еще один – самый первый джура – появился в селе Лесоводы Хмельницкой области.
Кто такой джура
"Джура это воспитанник, оруженосец казацкой старшины, казаков. То есть юноши должны были, начиная с 10-летнего возраста и до совершеннолетия, проходили какое-то образование, учились чему-то, поэтому юноши. Почему они такие? Потому что нельзя повторяться и делать какие-то одинаковые вещи. Поэтому этот с краю парень. Иногда меня спрашивают, почему он на цыпочках? Потому что он хочет быть большим. Этот джура у нас умный. Этот – канцелярист. Известно, что в канцелярии были ребята, были образованными. Ну такой охранник истории», – рассказал скульптор Сергей Кляпетура.
Как и зачем в Украине начали появляться монументы джурам? И кто они такие вообще? Действительно ли украинская казацкая армия имела в своем составе детей? Об этом наш сегодняшний выпуск "Машины времени".
Памятники джурам – инициатива основателя благотворительного фонда "Мост" Дмитрия Савенко, который уже более 12 лет занимается многими образовательными, детскими и социальными учреждениями Украины.
"Я планирую вместе с командой наполнить все областные центры. По возможности они также будут и в районных центрах. Сейчас во время войны нужно давать людям толчок про будущее. Потому что это проект, который будет существовать, я так хотел бы думать, навека" , – сказал основатель благотворительного фонда "Мост" Дмитрий Савенко.
История джуры началась в Хмельницкой области. В конце июня 1941 сюда привезли группу детей-сирот. Среди них был и 4-летний Михаил Савенко.
Во время немецкой оккупации его приютила у себя местная семья, а затем он жил и учился в почти разрушенном помещении, где находился детский дом.
"И здесь началась история нашего фонда, история джуры. В этом детском доме в трудные послевоенные годы учился и воспитывался Михаил Савенко. Под этим дубом, этот дуб наблюдал за маленьким Михайликом, которого, к сожалению, уже нет, но есть фонд в память него, организованный его сыном. Сергей Исаенко", – рассказал президент благотворительного фонда "Мост" Сергей Исаенко.
Михаил Савенко со временем переехал в Киев. Получил образование. Всю жизнь строил мосты – в столице, за границей и Каменец-Подольском. Знаменитый мост "Стремительная лань" – его рук дело.
В 2011 году вместе с сыном Дмитрием Михаил Савенко приехал в Лесоводы в надежде больше узнать о своем происхождении.
"И здесь телефонный звонок и в трубке я услышала мужской приятный голос, который говорил: это лесоводская школа? И он называет имя – Михаил Савенко, выпускник 1956 года вашей школы. В мае 2011 была незабываемая встреча с Михаилом Савенко. Он когда пришел сюда, он был очень жизнерадостным, хотя ему уже было за 70 тогда. А в июле приходит плохая весть, что не стало Михаила Савенко», – рассказала бывший директор лесоводской школы Оксана Михайлова.
"Благотворительный фонд имени Михаила Савенко был создан в 2012 году. В нем чувствуется мост, который объединяет два берега: тех, кто может оказать помощь и тех, кто в ней нуждается. Тем более в слове мост есть заглавные буквы имени моего отца Михаила Савенко. Он был градостроителем, во время Второй мировой войны вырос в детском доме, он оказался без родителей очень рано, но достиг определенных успехов в своей жизни, материальных и профессиональных. И он для меня является примером мужества, мужественности и человечности», – рассказал основатель благотворительного фонда "Мост" Дмитрий Савенко.
"Почему джура? Идея создания пришла во дворе лесоводской школы, когда была встреча с Дмитрием Савенко. Что должно быть во дворе школы? Должен быть юноша, юноша-воин, украинский юноша", – рассказал скульптор Сергей Кляпетура.
Что интересно – в Лесоводах в Хмельницкой области более десяти человек имеют фамилию – Джура.
"Родился здесь, предки мои здесь. Я считаю, что предки мои были из казаков, потому что Лесоводы это знаменитая, историческая деревня", – рассказал местный житель Джура Михаил.
"Согласно легендам, которые звучат до настоящего времени, село было основано казаками. Это также подтверждается архивными записями в краеведческих музеях. Официальной датой основания Лесоводов является 1559 год. И там действительно село было основано казаками", – отметил староста Лесоводов Игорь Осыка.
Образ в культуре
Но кто, собственно, такой джура? Действительно ли этот парень или юноша – ученик казака? Следует сказать, что этот образ больше распространен в массовой культуре, чем в исторической литературе.
Образ юного ученика казака впервые, по-видимому, появляется у Николая Гоголя в "Тарасе Бульбе". В ХХ веке в художественной литературе джура появляется у Юрия Мушкетика – в романе "Яса" роль оруженосца и верного помощника кошевого атамана Сирко исполняет молодой человек Лаврин. В 1980 году по этому роману был снят художественный фильм "Черная долина".
Юноша, желающий стать казаком, является одним из персонажей культового фильма "Пропала грамота".
Писатель Владимир Рутковский из Одессы создал целое четырехкнижие о джуре казака Швайки. Тетралогию даже собирались экранизировать, но съемки так и не закончились, а юные актеры-джуры повзрослели и стали волонтерами.
Но по крайней мере один фильм со словом Джура в названии сняли – еще до полномасштабной войны – Джура Королевич. Это фэнтези о доказацких временах.
"Джуры – оруженосцы. Преимущественно из молодежи. Более того, джура в скифском, сарматском языке означает юноша. И эти юноши фактически исполняли роль оруженосцев при казаках, но скорее всего они были еще раньше", – рассказал историк Александр Палий.
Наконец образ джуры стал настолько популярным, что в 2009 году стал основой для одноименной патриотической игры "Сокол-Джура".
"Я пользуюсь таким правилом: скажи мне, во что ты играешь и я скажу кем ты вырастешь. Поэтому наши украинские дети играют в украинскую игру "Джура", – рассказала руководитель кружка военно-патриотического воспитания Наталья Галицкая.
"Сама игра – это не просто игра, это комплекс мероприятий по вопросам патриотического воспитания. После нападения россии на Украину мы добавили кое-что из военно-патриотического воспитания. Поэтому сегодня кроме элементов игры мы прорабатываем с детьми военную подготовку: как выжить в чрезвычайных ситуациях, как оказать помощь, медицинскую, себе, своему побратиму", – отметил председатель детской общественной организации "Клуб юных миротворцев" Владимир Барановский.
"Игра "Джура" начинается с первых классов и до высших учебных классов. В школе созданы шалаши. Есть, например, такой конкурс "Ведун", где дети изучают историю Украины. Кроме того, дети занимаются "Ватрой". Это художественное такое представление своей школы, своего края, области. Также дети соревнуются в "Спасателе". Это врачебная помощь. Если это средние и младшие рои, то это врачебная помощь в небольшом формате, если брать уже старшие, то там уже есть даже тактическая медицина. Дети занимаются ориентированием, дети проходят полосы препятствий, учатся работать с компасами, изучают оружие», – отметила руководитель кружка военно-патриотического воспитания Наталья Галицкая.
Джуры в реальности
Но все это массовая культура, имеющая немного общего с реальностью. Так кем были джуры на самом деле? Сейчас расскажем.
"Источники основные, которые я читаю, которые люблю за основательный подход – это Яворницкий о казачестве. Вообще его трехтомник бесподобный. Он об этом немного вспоминает, о юношах на сечи", – сказал историк Александр Палий.
Украинский историк Дмитрий Яворницкий – один из самых больших исследователей казачества. Его трехтомник до сих пор остается лучшей книгой об этой эпохе. О джуре он там вспоминает, но только в одном абзаце.
"Как на Украине гетман, так в Запорожье кошевой атаман имел "под боком", особенно во время военных походов, от 30 до 50 слуг, исполнявших обязанности адъютантов; это были так называемые молодые люди, джуры или парни, слуги-товарищи, которые при кошевом исполняли ту же роль, что пажи при важном лице некоего рыцаря".
"Зачем были нужны эти оруженосцы? Потому что казак, вояка носил при себе много разного оружия и применял его в зависимости от ситуации. То есть в одном бою нужны сабля, лук, копье, в другом – ружье, позже уже. И необходим был человек, который выполнял эти функции. Никакой же автоматизации не было. И необходим был ловкий человек на подхвате, молодой, энергичный. И собственно, эту роль выполняли юноши. В казацкие времена джуры не принадлежали к сообществу. Потому что сообщество – это уже полноправные казаки, которые участвуют в казацком совете, участвуют в походах, голосовании, выборах гетмана, кошевого и других должностных лиц на сечи или казацком государстве», – рассказал историк Александр Палий.
Если копнуть поглубже, то, оказывается, украинский джура – явление достаточно характерное для Европы тех времен. Еще со средних веков считалось, что военным делом может заниматься только шляхта, рыцарство. Впоследствии эти титулы передавались по наследству. Однако последующие поколения не всегда спешили идти в армию. И часто в армию приходилось дополнительно нанимать людей из других социальных слоев.
Кроме того, более богатые могли позволить себе слуг – это, собственно, видим в истории о трех мушкетерах и д'Артаньяне Александра Дюма.
Украинские джуры, однако, появились скорее по примеру более близких поляков.
Украинские казаки, несмотря на все обращения, так и не получили статуса шляхты от Польши. Именно поэтому и началась война Хмельницкого. Впрочем, сами очевидно считали себя людьми рыцарскими. Чтобы получить такой статус, недостаточно было просто вооружиться. Еще нужно было пройти определенную школу. Оруженосца или джура. Джур преимущественно позволял себе состоятельный старшина.
Впрочем, считать джур исключительно слугами казаков было бы преувеличением или, точнее, приуменьшением.
Тот же Яворницкий пишет о них такое: "Что это были не просто слуги при кошевом и других старшинах, видно уже из возложенных на них обязанностей: "должны были Богу хорошо молиться, на коне репьяхом сидеть, саблей отбиваться, копьем хорошо колоть и из ружья метко стрелять».
"Есть у нас такая славная песня о полковнике Богуне, в которой есть такие слова, что полковник очень хорошо рубил врага, и так же хорошо рубил его джура. Из этого можем заключить, что джуры были не просто оруженосцами, но и охранниками и воинами", – заметил основатель благотворительного фонда "Мост" Дмитрий Савенко.
"Достаточно часто на должности этих джур назначали родственников казаков. Как правило, дальних. С одной стороны, чтобы был присмотр за этим молодым человеком, чтобы он был не чужим совсем, а с другой – чтобы его учили и держали в не очень таких тепличных условиях. Это мог быть какой-то дядя, какой-то двоюродный дядя. И отправляли родители этих джур, понимая, что парень под присмотром пока еще молодой и не оперился. Потом через несколько лет человек вырастал из этого джуры, становился полноправным казаком, особенно после походов», – сказал историк Александр Палий.
Джуры исполняли и церемониальную роль в казацком войске. К примеру, джура гетмана ехал за ним следом на коне и держал клейноды.
К сожалению, есть мало известных фигур в истории, о которых точно известно, что они начинали как джура. Наверное, можем сказать только об Иване Брюховецком, который начинал оруженосцем и слугой Богдана Хмельницкого.
Понятие молодого человека или джуры просуществовало пока существовала казацкая республика и Запорожская Сечь. Об этом читаем у того же Яворницкого.
"Во время войны 1760 года в строчках этих казацких реестрах вписано определенное количество молодых людей "при пане кошевом"; в конце концов, эти молодые люди служили не только кошевому, но и другим лицам военной старшины, по два-три при каждом".
"Джуры в XVIII веке еще точно существовали. Более того, в XVIII веке, когда была новая сечь, это с 1734 по 1775 год, джурами просто называли молодых людей, которые на хутор казака селились", – рассказал историк Александр Палий.
Впрочем, самое интересное в настоящих джурах то, что они, несмотря на титул молодого человека, вполне могли быть взрослыми дядьками.
"И достаточно интересная история, когда человек в 50 лет или старше, мог приходить на сечь, называться молодым человеком. А тот, кому 18-20, но он был в походе, он был для него отцом. И вот этот старший, которому 50, называл молодого отцом. То есть этим подчеркивалось, что на сечи нет никаких ограничений, возрастных, сословных. Все иерархии обесценивались. Иерархия была важна та, которая существовала непосредственно на сечи. А кто он был до того, это мало кого волновало. Вот этим сечь и привлекала людей», – рассказал историк Александр Палий.
Преимущественно именно такими – взрослыми слугами-оруженосцами и были реальные джуры, несмотря на второе свое название: молодые люди.
Впрочем, в массовом сознании этот образ конечно уже не изменить. Молодой человек или даже парень, который станет на смену взрослому казаку.
"Джуры наши, они начинают свой путь с маленького мальчика, играющего игрушечной лошадкой, саблей, символизирующей дух воина. Другой джура, находящийся в Каменец-Подольске, это уже уверенный в себе защитник, не дающий врагу оккупировать нашу землю. Джура, открывшийся в Тернополе, уже более опытный, более серьезный, более взрослый, который является и защитником и ученым одновременно. Другие джуры у нас тоже будут выражать какие-то образы. Джура-сокол, джура - просто казачок. Будем искать образы, это уже знаете, творческая работа скульптора. Сейчас во время войны надо давать людям толчок про будущее. Потому что это проект, который будет существовать, я так бы хотел думать, навека», – сказал основатель благотворительного фонда "Мост" Дмитрий Савенко.
Образ джуры как вечного восстановления Украины сегодня во время очередной российско-украинской войны очень актуален. Средневековая Украина-Русь была уничтожена Монгольской империей, но затем возродилась как казацкое государство. Оно была уничтожено последжователями монголов – московией-россией, но в ХХ веке снова воскресла – уже как Украинская республика. В очередной раз была захвачена очередным воплощением империи – советским союзом, но вновь возродилась. Выстоит и сейчас. Незнание истории не освобождает от ответственности.
Автор проекта Олег Криштопа.
Читайте также: российско-украинская война – действительно ли она началась с Боголюбского – "Машина времени".
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.