Украину едва не лишили возможности иметь воздушное сообщение с миром. Лизинговые компании, предоставляющие авиакомпаниям самолеты для полетов, выставили требование вернуть часть бортов в Европу. В частности, для МАУ такое требование – это минус 5 самолетов. Также страховые компании отказываются обеспечивать риски полетов над Украиной, и это пришлось сделать нашему Кабмину, выделить дополнительно 16,6 млрд гривен в специальный фонд, который гарантировал бы выплаты в случае причинения вреда самолетам. Утром ряд компаний объявили об отмене рейсов и приостановке продаж билетов. Но уже вечером рынок немного успокоился. Будет ли летать Украина, узнавал журналист "5 канала".
В понедельник в аэропорту "Киев" все рейсы выполняются вовремя. Ни паники, ни ажиотажа. А вот на еще одном аэродроме столицы – в "Борисполе" – отмены есть, но не больше, чем обычно. Главные авиаворота страны работают в штатном режиме. Несмотря на это пассажиров просят быть внимательными.
"Внимательно следите за информацией о расписании движения самолетов авиакомпаний на онлайн-табло нашего сайта. В ближайшее время расписание может меняться. В то же время сообщаем, что по состоянию на сегодня практически все рейсы происходят по расписанию и без изменений в графиках полетов", – сказано в заявлении аэропорта "Борисполь".
Авиацию лихорадит. Не успела она оправиться от коронакризиса, как наступила новая неприятность. Из-за постоянных сообщений о вероятном наступлении России страховые компании не хотят страховать борта, которые летают в Украину. Проблема в авиалайнерах, которые не принадлежат самим перевозчикам. Лизинговые компании, которые являются владельцами бортов, не хотят, чтобы они летали в украинские города. Так, например, произошло с арендуемым самолетом компании "SkyUp", который направлялся из Португалии в Украину. Из-за требования владельца борта ему пришлось приземляться в Молдове – в аэропорту Кишинева. Об изменении правил аренды, говорят в авиакомпании, узнали, уже когда рейс был в небе.
"Был определенный размер страховых платежей предусмотренных, который покрывал тот или иной риск. Так как, по их оценкам, ситуация существенно изменилась, есть два варианта событий. Или страховая компания вообще не хочет предоставлять услуги страхования. Второе – это пересмотреть суммы страховых платежей", – объясняет специалист авиационной отрасли Богдан Долинце.
Пока ни одна авиакомпания не прекратила продажу билетов в Украину. Нет и массовой отмены рейсов. На некоторых направлениях даже наоборот. Например, из-за значительного роста спроса AirBaltic запланировал дополнительные рейсы в Ригу во вторник и среду. А цены на билеты в некоторых компаниях выросли в разы. Летать будем. По крайней мере так считает правительство. Для этого Кабинет Министров выделил почти 17 миллиардов гривен – это финансовые гарантии для страхователей, лизинговых компаний и самих перевозчиков.
"Мы покроем все расходы, и мы уверены, что наше небо является безопасным и этим мы гарантируем владельцам судов именно использование такого механизма", – отметил заместитель министра инфраструктуры Василий Шкураков.
Воздушное пространство Украины открыто, сообщила Государственная авиационная служба. Определенные ограничения есть разве что над акваторией Черного моря. Все из-за военных учений россиян. Авиакомпаниям рекомендуют над водой не летать. Пока из-за этого изменений в расписании нет. Например, в аэропорту Одессы в понедельник только один отмененный рейс. Впрочем, его маршрут не пролегает над Черным морем.
"Этот рейс был отменен по предварительной инициативе авиакомпании – это рейс в Варшаву", – сообщила пресс-секретарь Международного аэропорта "Одесса" Мария Севастьянова.
На аэродроме добавляют, что работают в привычном режиме. В Запорожье тоже без изменений. Рейсы выполняют. Запланировали даже один дополнительный – в Стамбул во вторник.
"Не планируется закрытие воздушного пространства, думаю, что все будет хорошо. Много самолетов в лизинге. И из-за того, что у нас идет такая пропаганда по телевидению, и зарубежные владельцы этих самолетов просто перестраховываются", - подтвердил и. о. заместителя директора по авиационной безопасности аэропорта "Запорожье" Валентин Турок.
Из-за этого Международные авиалинии Украины уже вернули 5 арендованных бортов по требованию владельца. Речь идет о Боингах 737-800. Они полетели в Испанию. Повлияет ли это на расписание полетов, перевозчик пока не сообщил. Отменять рейсы на ближайшие дни перевозчикам не выгодно, отмечают юристы. Потому что тогда пассажиры имеют право требовать компенсацию, а это еще больше дополнительных убытков для авиакомпании.
"Если компания сообщила меньше, чем за две недели, то пассажиры имеют право на получение компенсации за отмененный рейс. На данный момент нет никаких оснований, чтобы авиакомпании избегали этой ответственности. Так как в Украине нет ни военного положения, ни каких-либо других форс-мажорных обстоятельств. Но согласятся ли компании платить эти компенсации, это еще нужно выяснить", - подытожил старший юрист компании AirLaw.Pro Сергей Козырев.
Такая компенсация может составлять 250 евро и более. Все зависит от продолжительности полета.
Сергей Барбу, Ольга Дунская, Сергей Клименко, "5 канал"
Читайте также: Небо над Украиной будет оставаться открытым – Мининфраструктуры