DeepState со ссылкой на British Armed Forces рассказали об опыте использования Sea King вооруженными силами Великобритании.
Западные и Восточные Фолкленды, Южная Джорджия и другие многочисленные острова меньшего размера образуют архипелаг под общим названием Фолклендские острова, находящиеся в Южной Атлантике к северо-востоку от мыса Горн. Ближайшей сушей к островам является Тьерра-дель-Фуэго (Огненная Земля), расположенная примерно в 700 км.
Аргентинцы всегда считали Фолклендские острова своей колонией и даже имели для них название – Мальвины. Группа островов была колонизирована британцами в 1830-х годах, но с тех пор аргентинцы постоянно пытались оспорить такое положение дел. Впрочем, дипломатические попытки вернуть их всегда терпели неудачу. Военная хунта, правившая Аргентиной в начале 1982 года, решила закрыть давнюю проблему с помощью силы, и 2 апреля того же года аргентинские силы специального назначения вторглись на Фолклендские острова, а уже на следующий день – в Южную Джорджию. Небольшой британский гарнизон из сотни королевских морских пехотинцев не смог противостоять превосходящим силам аргентинцев и был вынужден сдаться.
Сначала военное руководство Соединенного Королевства почти не отреагировало, поскольку идея вести войну в 12 000 км от основных баз флота, переживавшего времена упадка, казалась безумием. Следует заметить, что Королевский флот остался без своего последнего полноценного авианосца в 1978 году, когда HMS Ark Royal был снят с эксплуатации. Более серьезным фактором было отсутствие какой-либо платформы для системы воздушного раннего предупреждения о враждебных угрозах, которую мог обеспечить Gannet AEW.3.
И все же британцы подошли к этой необъявленной аргентинской войне с изобретательностью, и экспедиционные силы в рамках операции Corporate были спешно подготовлены и сформированы вокруг двух авианосцев HMS Hermes и HMS Invincible, которые могли использоваться британскими самолетами вертикального взлета и посадки.
HMS Hermes лишь в июне 1981 года завершил переоборудование, благодаря которому этот небольшой авианосец получил 12-градусный трамплин, что позволило использовать его палубу не только вертолетам, но и палубным истребителям Sea Harrier FRS.1.
Sea Harrier FRS.1 был единственным истребителем, доступным на тот момент для авиации флота. Две оперативные эскадрильи (NAS) №800 и №801, усиленные экипажами и самолетами обучающей эскадрильи Sea Harrier №899, были взяты на борт двух авианосцев – всего 20 самолетов, из которых 12 разместились на HMS Hermes (хотя обычно это судно перевозило не больше 10). Авианосцы также взяли своих обычных "пассажиров" – противолодочные вертолеты Sea King HAS.5 из 826 и 820 эскадрилей.
Каждый авианосец взял по девять таких вертолетов, а более мощный HMS Hermes – еще и девять вертолетов модели Sea King HC.4 из состава эскадрильи №846 (их должны были передать коммандос Королевской морской пехоты для обеспечения мобильности подразделения).

Эскадрилья №824 предоставила в распоряжение экспедиционных сил семь Sea King HAS.2A; она была разбита на отдельные самостоятельные звенья. Звено A отправили на вспомогательное судно снабжения RFA Olmeda. Основной задачей вертолетов этого звена была доставка запасов другим судам на пути к Фолклендским островам, а впоследствии они даже получили противолодочное вооружение. Звено C в составе трех Sea King базировалось на борту вспомогательного судна RFA Fort Grange, которое также использовалось для обеспечения поставки экспедиционных сил. За время конфликта эскадрилья №824 перевезла более 2000 тонн запасов. Для самозащиты на все вертолеты Sea King был установлен комплекс радиоэлектронной поддержки (ESM) Orange Crop – Racal MIR 2.
6 апреля оперативная группа, в состав которой входили два авианосца (флагманом выступал HMS Hermes), десантный корабль HMS Fearless, 10 эсминцев и фрегатов и четыре вспомогательных корабля, отправилась из Портсмута на остров Вознесения. В общей сложности, они распределили между собой 20 истребителей Sea Harrier и 54 вертолета – Sea King, Wessex, Lynx, Scout и Wasp. Из 54 вертолетов в составе экспедиционных сил Sea King насчитывали 34 машины: 18 Sea King HAS.5, 9 Sea King HC.4 и 7 Sea King HAS.2A. Это был начальный состав британских военно-морских сил, спешно собранных для оперативной группы, распределенных между кораблями и отправленных на Фолклендские острова.
12 апреля британское правительство объявило военную зону отчуждения (MEZ) радиусом 320 км, в пределах которой любой аргентинский корабль или самолет будет считаться законной военной целью. Но к тому времени аргентинцы уже завершили масштабный воздушный переброс войск и техники на Фолклендские острова, используя взлетно-посадочную полосу в Порт-Стенле, которую они немедленно переименовали в Base Aerea Militar (BAM) Malvinas.
В то время как главными действующими лицами Фолклендского конфликта с британской стороны были Sea Harrier FRS.1, им противостояли аргентинские Super Etendard, вооруженные противокорабельными ракетами Exocet.
Фолклендская война также дала Королевскому флоту неоценимый опыт проведения большой вертолетной войны. За исключением оставшейся на острове Вознесения Sea King HAR.3 (№202 NAS) для поисково-спасательных задач и RAF Chinook (№18 NAS), базировавшихся на борту реквизированного контейнеровоза SS Atlantic Conveyor, все вертолеты входили в состав Королевского флота, и ведущую роль среди них занимали именно "Морские короли".

Первыми вертолетами, принявшими непосредственное участие в боевых действиях, стали Wessex – два Wessex HU.5 из RFA Tidespring и один Wessex HAS.3 из HMS Antrim, прибывшие на Фолклендские острова ранее оперативной группы. 21 апреля они взорвали разведывательную группу SAS на острове Южная Джорджия, а уже 25 апреля британские войска вернули контроль над островом. В тот же день Wessex HAS.3 из HMS Antrim совершил сброс глубинных бомб по аргентинской подводной лодке Santa Fe. Позже, во время подъема Santa Fe был сначала торпедирован вертолетом Lynx HAS.2 из HMS Brilliants, а затем добит ракетами AS.12, выпущенными вертолетами Wasp. HAS.1 из кораблей HMS Plymouth и HMS Endurance.
К первоочередным задачам по противолодочной борьбе добавились поисково-спасательные миссии, которые должны были выполнять вертолеты Sea King (№820, №826 NAS) совместно с Sea Harrier FRS.1.
1 мая вертолет Sea King HAS.5 (XZ577) из состава эскадрильи №826 установил рекорд нахождения в воздухе – 10 часов 20 минут с запасным экипажем на борту и дозаправкой в полете. Между тем Sea Harrier FRS.1 проводили патрулирование воздушного пространства вокруг оперативной группы и отбивали атаки самолетов A-4 Skyhawk, Super Etendard и IAI Dagger с материковой части Аргентины.
Как уже отмечалось, транспортировка людей, припасов и прочей амуниции с корабля на берег приобрела огромный размах. Поскольку вторжение на острова проводилось с привлечением только четырех десантных кораблей, это привело к тому, что войска переправлялись исключительно на вертолетах. Ведущую роль в материально-техническом обеспечении выполняли вертолеты Sea King HAS.2A (№824 NAS). "Морские короли" транспортировали припасы и оборудование с разных судов на захваченный плацдарм на суше, а также перебрасывали на берег войска.

Третье подразделение Sea Harrier (№809 NAS) было переформировано в Йовилтон (Сомерсет), и теперь оно состояло из шести самолетов. Их разместили на реквизированном эрзац-авианосце SS Atlantic Conveyer и 18 апреля доставили в зону боевых действий. 34 палубных истребителя Sea Harrier FRS.1 были единственным элементом британских сил, имевшем средства для наступления. Поскольку возможностей дальнейшего формирования подкреплений из этих машин не было, использовались Harrier GR.3 Королевских ВВС, которые могли взлетать с двух трамплинов. Для экипажей эскадрильи №1 Королевских ВВС по авиабазе Виттеринга был проведен экстренный учебный курс по использованию авианосного трамплина на авиабазе RNAS (Йовилтон), а сами Harrier модернизировали крепежными крюками на опорах колес и дополнительной авионикой,в частности, инерциальной навигационной системой, которая позволяла выравниваться с кораблем при посадке.
4 мая первые Harrier GR.3 вылетели из Сент-Могана на авиабазу на острове Вознесения, где, в конце концов, к ним присоединились остальные эскадрильи на борту SS Atlantic Conveyer, который должен был доставить их в оперативную группу вблизи Фолклендских островов.
Поскольку HMS Hermes был крупнейшим авианосцем Королевского флота, его считали слишком ценным, чтобы подвергать риску воздушных атак врага у Фолклендских островов. Поэтому его Sea Harrier FRS.1 и Harrier GR.3 действовали на грани своего оперативного радиуса, и все же им удалось удерживать вражескую авиацию на достаточном расстоянии от оперативной группы.

2 мая Sea King HC.4 (№846 NAS) совершил тайную высадку подразделения SAS на Фолклендских островах, тогда как Sea King HAS.5 (№826 NAS) обнаружил аргентинский патрульный корабль, который впоследствии был атакован и поврежден ракетами Sea Skua, выпущенными вертолетами Lynx, которые базировались на HMS Coventry и HMS Glasgow.
Уязвимость британского флота из-за слабой корабельной системы ПВО впервые стала очевидной 4 мая, когда два аргентинских истребителя Super Etendard, не замеченные радарами, выпустили противокорабельные ракеты AM.39 Exocet по британским военным кораблям. Первая ракета попала в HMS Sheffield и вызвала пожар, а вторая не попала в цель. Поврежденный HMS Sheffield начали отбуксовываться к безопасному месту, но по дороге он затонул. Этот инцидент привел к разработке новой модификации Sea King AEW.2, которая, к сожалению, появилась слишком поздно, чтобы принять участие в Фолклендской войне.
В это время сообщалось, что единственный аргентинский авианосец ARA Veinticinco de Mayo вернулся в порт и оставался там на время конфликта, очевидно, из-за рисков нахождения в открытом океане. Впрочем, его штурмовики A-4 Skyhawk были переведены на материковый аэродром и в дальнейшем активно использовались против британского флота, однако зенитному огню с кораблей и истребителям Sea Harrier FRS.1 обычно удавалось держать их на расстоянии. 12 мая один из аргентинских штурмовиков все же попал бомбой по фрегату HMS Glasgow и вывел его из строя. В тот же день Sea King HAS.5 (ZA132) из эскадрильи №826 получил повреждение двигателя и был оставлен восточнее Фолклендских островов, в восьми километрах к югу от HMS Hermes.
Через два дня вертолеты Sea King HC.4 из той же эскадрильи приняли участие в секретной операции, доставив подразделения SAS на остров Пебл для рейда на аэродром, в результате которого несколько самолетов были уничтожены. После этой атаки вертолеты успешно эвакуировали спецназовцев. 19 мая Harrier GR.3 из эскадрильи №1 Королевских ВВС впервые вступил в бой, выполняя ударную миссию, задачей которой было "размягчить" оборону противника в районе Гуз-Бэй.
Все эти операции производились в рамках подготовки к высадке на Фолклендские острова и, к сожалению, не обошлись без потерь.
Harrier GR.3 нанесли ракетно-бомбовые удары по местам сосредоточения противника и уничтожили несколько вражеских вертолетов, которые могли помешать закреплению на плацдарме, а Sea Harrier FRS.1 патрулировали зону десантирования. Размещенные на материке аргентинские самолеты Skyhawk и Dagger во время проведения десантной операции британцами смогли повредить британский фрегат HMS Argonaut и эсминец HMS Antrim, потеряв только один свой Dagger. Во время атак последующих дней несколько самолетов противника были сбиты усилиями Sea Harrier FRS.1.
В день высадки 21 мая британский фрегат HMS Ardent был также несколько раз поражен аргентинскими бомбами, сброшенными во время трех волн авиационных налетов аргентинских штурмовиков. Хотя часть бомб не взорвалась, судно получило критические повреждения, загорелось и затонуло на следующий день. Такая же участь ожидала HMS Antelope, который затонул, когда саперы пытались обезвредить одну из неразорвавшихся бомб, сброшенных аргентинскими Skyhawk. Следующие дни прошли под аргентинскими атаками для противодействия высадке, но эти усилия оказались тщетными, поскольку британцы хорошо закрепились на плацдарме.

Самая большая одномоментная потеря британских вертолетов произошла 25 мая, когда противокорабельная ракета Exocet с аргентинского самолета Super Etendard потопила эрзац-авианосец SS Atlantic Conveyor. В тот день было потеряно три из четырех имеющихся вертолетов Chinook, один Lynx и шесть Wessex HU.5. Эта потеря добавила работы Sea King HC.4 (№846 NAS).
Как было сказано выше, вертолеты были критически важны для материально-технического обеспечения британских войск, а потери создали серьезные транспортные проблемы.
6 мая 1982 года эскадрилья №825 была спешно переформирована, поэтому она смогла предоставить дополнительные десять вертолетов Sea King HAS.2A. С них сняли все противолодочное оборудование, приготовили вместо этого места для 16-24 военнослужащих и начали использовать для транспортировки войск, эвакуации раненых и перевозки грузов.
27 мая реквизированный корабль SS Atlantic Causeway доставил дополнительные восемь вертолетов Sea King, а еще два прибыли на судне SS Queen Elizabeth II. С этой целью две другие военно-морские эскадры №847 и 848 были поспешно переоборудованы на вертолеты Wessex HU.5 и доставлены в район проведения боевых действий на различных вспомогательных судах флота. Вертолеты Sea King HC.4 (№846 NAS), модифицированные Sea King HAS.2A (№825 NAS), Wessex HU.5 и один Chinook перевозили войска и амуницию с кораблей на берег, а Sea King HAS.5 (№820, №826 (NAS) обеспечивали постоянную защиту от возможных атак аргентинских подлодок.
Ужасная погода существенно усложняла британским вертолетам перевозку припасов и войск на плацдарм, но одновременно мешала дальнейшему проведению воздушных атак аргентинцами, что было на руку британцам. Ко 2 июня плацдарм у бухты Сан-Карлос был снабжен всем необходимым, а подготовленную инженерами 260-метровую взлетно-посадочную полосу начали использовать в качестве передовой операционной базы для самолетов Harrier и Sea Harrier, что позволило авианосцам отойти на восток за пределы действия аргентинских штурмовиков с материковых баз.
8 июня вертолеты Sea King HAS.2A (№825 NAS), Sea King HC.4 (№826 NAS) и Wessex HU.5 отличились при разгрузке запасов, а также эвакуации раненых с двух горящих десантных кораблей RFA Sir Tristram и RFA Sir Galahad, которые были серьезно повреждены аргентинскими бомбами. В тот же день HMS Plymouth был атакован 450-килограммовыми авиабомбами, сброшенными аргентинскими истребителями Dagger. Хотя четыре попавшие в него бомбы не взорвались, он все равно был выведен из строя на некоторое время.
Вновь возникла проблема отсутствия самолетов ДРЛО в составе оперативной группы. Впрочем, Аргентина имела очень ограниченный запас противокорабельных ракет Exocet, и Super-Etendard, к тому же, уже использовали его. Франция наложила эмбарго на продажу этих ракет Аргентине, а попытки латиноамериканской страны получить их из других источников, в том числе у Израиля, потерпели неудачу. Кроме того, несколько Skyhawk уже были сбиты с помощью 30-миллиметровых пушек Sea Harrier и ракет класса "воздух-воздух" Sidewinder, так что к 6 июня силы аргентинцев серьезно истощились, хотя в их распоряжении еще были Dagger и Mirage.

Между тем британские коммандос и десантники двинулись в Порт-Стенли, важнейшую базу на архипелаге, а все доступные транспортные вертолеты продолжали непрерывно доставлять снаряжение и боеприпасы для поддержания наступления. Британские вертолеты Sea King стали рабочей лошадкой Фолклендской войны, работая на предельных возможностях своей полезной нагрузки, радиуса действия и выносливости и поднимая грузы весом 2,5–3 тонны в ветреную погоду. Harrier постоянно наносили удары по аргентинским войскам и их позициям вокруг Порт-Стенли недавно полученными боеприпасами с лазерным наведением. Несмотря на это, аргентинским транспортникам C-130 Hercules все же удавалось доставлять оружие на авиабазу. 13 июня Sea King HC.4 (№846 NAS) был поврежден 20-миллиметровыми пушечными снарядами, выпущенными парой Skyhawk, которые атаковали его у горы Лонгдон, но экипаж сумел увернуться от аргентинцев и избежать уничтожения, спрятавшись в овраге.
14 июня аргентинцы капитулировали. На Sea King HAS.5 (№820 NAS) в Порт-Стенли прибыл генерал-майор Джереми Мур, принявший капитуляцию аргентинских войск. Война закончилась. У Harrier больше не было целей для атак, но Sea Harrier продолжали патрулировать воздушное пространство островов, а вертолеты и дальше поддерживали логистику – впоследствии их оставили как постоянный отряд на Фолклендских островах.

Конфликт на Фолклендских островах был не только первой войной, в которой оперативная авиационная группа полностью зависела от самолетов вертикального взлета и посадки, но и войной, во время которой вертолеты выступали основным средством снабжения британской армии на постоянном уровне.
Sea King доказал свою универсальность как в борьбе с подлодками, так и с десантированием и поисково-спасательными работами. За время интенсивной фазы конфликта их было потеряно только 4 единицы: 2 из-за неблагоприятных погодных условий или ошибки пилота ночью, 1 из-за отказа двигателя во время зависания, и еще 1 – после столкновения с птицей. Очевидно, что износ вертолетов был выше, чем в мирное время, потому что для Sea King не было чем-то необычным держать двигатель работающим в течение 32 часов. Лишь через несколько месяцев после окончания конфликта стали очевидны результаты чрезмерного использования и усталости основных узлов. Особенно проявились солевая коррозия, большое количество поломок подшипников редуктора хвостового винта и растрескивание рамы.
В общей сложности около 60 британских Sea King всех моделей провели в воздухе 11 922 часа, совершили 5 552 вылета и совершили 8 613 посадок на палубы всех типов кораблей. Поскольку корабельные локаторы не могли справиться с обнаружением быстрых низколетающих целей, важным выводом для дальнейшей модификации Sea King стало осознание потребности в ранней системе оповещения AEW (Airborne Early Warning).
Смотрите также видео по теме:
Минобороны Британии показало, как тренируются украинские пилоты.
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.