1977 год. Украина – советская. Брежневский застой в своей кульминации. В Киеве умирает известный художник, Шевченко лауреат Николай Глущенко. В 90-е, с восстановлением украинской независимости, станет известно о его сотрудничестве с КГБ, а стоимость картин безумно подскочит.
Путь Глущенко: от Деникина до польских лагерей
Ну что ж, будем разбираться – разведчиком или шпионом был Николай Глущенко. Кстати, в рассекреченных архивах у него другое имя. Сначала невнятное – Художник, а затем – Ярема.
Николай Глущенко родился в начале ХХ века на Днепропетровщине в Новомосковске. Сегодня, после полномасштабного вторжения, эти топонимы в процессе деколонизации. В то время как Николай Глущенко в юности узнал только одну трансформацию – российско-имперскую. Неудивительно, что в 1918 году во время освободительной борьбы в Украине он выбрал "белую" сторону – Добровольческую армию Деникина.
Затем события развивались очень быстро и армия была разгромлена. Он попал в лагерь интернированных на территории Польши. И в тот момент уже начались какие-то самостоятельные шаги, являвшиеся его выбором.
Бегство Глущенко: от лагерей до Берлина
Глущенко сбегает из лагеря для пленных. Времена тяжелые, вокруг бурлит тиф и голод. Глущенко тоже заболел, но преодолел недуг и добрался до Берлина. Его манила Берлинская королевская академия искусств.
Именно тогда у него началось определение: кто он такой, с кем он и какую принадлежность имеет – к советскому государству, которое в то время называлось СССР, или к его Родине, родной Украине.
Глущенко и Винниченко: удивительная дружба
Как талантливый студент Глущенко учится в Берлине на средства деятелей украинской эмиграции. Он коммуникабельный и быстро обрастает знакомствами и связями. Но самое важное общение Глущенко было связано с писателем и деятелем УНР Владимиром Винниченко.
Это была странная дружба, очень неравная с обеих сторон, омраченная завистью и соперничеством. Винниченко завидовал молодости и таланту младшего товарища. Глущенко, пожалуй, его самоуверенности и бэкграунду. В своих "Дневниках" Владимир Винниченко часто упоминает Глущенко, или Глуща, и его жену Марию. И мало когда без осуждения.
Глущенко и Довженко: путь в СССР
Глущенко не скрывал своего желания вернуться на Родину, в Украину. В 1925 г. он получил советский паспорт. Этот знаковый в его жизни момент произошел не без влияния Александра Довженко, работавшего тогда в советском консульстве Германии.
Вербовка Глущенко: начало сотрудничества с ГПУ
В январе 1931 года художник написал письмо Всеукраинскому обществу культурных завязок с предложением организовать в Харькове и Киеве художественную выставку картин украинцев-эмигрантов, проживавших в Париже. На это письмо обратило внимание ГПУ и начало собирать информацию о Глущенко.
"Подводя итоги всех сведений о Глущенко, мы делаем вывод о целесообразности его вербовки. По ряду материалов, переговоры с ним могут иметь успех. Необходимо отметить, что Глущенко имеет большие связи среди украинской эмиграции в Париже, и многочисленные разъезды его по Европе дают возможность вызвать его для переговоров в Берлин или другое удобное место…" (скан Глущ вербовка)
В этих тайных сообщениях мы не найдем характеристики персонажа, оценки его нравственных качеств. Мы не можем с уверенностью сказать, какие именно мотивы были у Глущенко, чтобы подписать соглашение с секретными службами СССР.
Глущенко и Винниченко: секреты и измена
Следует отметить, что в 30-е материальное положение Глущенко существенно улучшилось. Живёт в Париже, пишет серию портретов французских друзей СССР – писателей Ромена Ролана и Анри Барбюса, руководителей Французской коммунистической партии, участвует в оформлении советских павильонов на различных выставках. А это все – хороший заработок, деньги, легализованные при содействии спецслужб. Кроме того, Глущенко тщательно собирает информацию об эмигрантской среде. И об эрцгерцоге и полковнике легиона Украинских Сечевых Стрельцов Василии Вышиванном, и об одном из основателей ОУН Дмитрии Андриевском и, само собой, о Владимире Винниченко.
Констатирована пропажа еще двух дневников (за 1927 и 1928 гг.). Подозрение пало на Глущенко. Никто, кроме него, не мог этого сделать, ни одна душа к записным книгам не могла подступиться. Он во время перевоза мебели был в кабинете, открыл стол и украл. Зачем? Чтобы дать ГПУ? (15 июля, 1935, Владимир Винниченко "Дневники")
Из Парижа в Москву: трансформация Глущенко
В последний год своего пребывания в Европе Николай Глущенко нервно истощен. Чувствует, что вызывает подозрение не только у Винниченко, но и у французских спецслужб. Руководство НКВД дает "добро" своему агенту вернуться домой, в СССР. Он пересекает границу вместе с супругой Марией.
Москва. 1935 год. Из всех радиоточек раздаются хвалебные гимны солнцеликому сталину, а передовицы газет требуют яростной смерти всем врагам страны советов – троцкистам, буржуазным националистам и прочим "вредителям".
Только представьте: Глущенко, привыкший к кафе, дансингу и вообще к свободному передвижению по Европе, например – сесть на поезд в Париже и оказаться в Берлине, Лионе или Ницце, а здесь он имеет право сесть только в трамвай.
Глущенко в Москве: жизнь на девяти квадратных метрах
Тем более не было пути назад. Он должен был смириться и принять советскую реальность. И даже не украинскую, к которой он так стремился в Берлине и Париже, а российскую.
Это было продиктовано руководством силовых структур, желавших его видеть ближе к так называемому госцентру. И жилье ему дали в Москве, 9 квадратных метров на улице Беговой. И он там жил вместе с женой и сыном, о чем даже в докладной писал:
Я 9 лет работаю в советской разведке. Есть широкие знакомства, как в СССР, так и за рубежом. Моя профессия художника значительно облегчает мой труд. Я уверен, что, используя свои данные, я смогу расширить свою деятельность и быть еще более полезным советской разведке. Однако есть парализующее препятствие – это отсутствие жилплощади. Я, жена и ребенок живем в комнате на 9 кв. (скан Жалоба о квартире)
Киевская поездка: Глущенко на лезвии ножа
Тем временем близится 1937-й. Маховик сталинских репрессий набирает обороты. У Глущенко – борьба за выживание. Иногда он буквально ходил по лезвию ножа. Как, например, в Киеве.
Художник приехал на встречу с украинскими художниками. Конечно, с разрешения НКВД. А за ним в Москву полетела тайная депеша более мелкого агента, якобы Глущенко – шпион и враг народа. Глущенко повезло, тогда как автору секретной цидулы – нет. Его ликвидировали как провокатора. А могло быть и наоборот.
Пакт и культура: Глущенко в эпицентре событий
1939-й. В Москве Молотов и Риббентроп подписывают пакт о ненападении, а параллельно секретные документы о разделе Европы. Между двумя агрессорами мир, дружба и культурный обмен. В частности, планируется выставка декоративного искусства СССР в Берлине. Одним из организаторов выставки был Николай Глущенко.
Всем научно-издательским трудом в институте занимается профессор Кузеля (гетманец, деятель украинской общины в Берлине, связан с бюро Розенберга). В разговоре с нашим "источником" по поводу немецко-украинских планов по советской Украине последний сказал: "Я имею связь с немецкой верхушкой и говорю прямо: война за Украину будет". (скан берия сталина о глушке)
Альбом Гитлера: творческое наследие для сталина
Сталин получил от Глущенко не только ценную информацию, но и интересный артефакт – творческое наследие Адольфа Гитлера. Ходили даже слухи, что лидер нацистской Германии был на выставке и собственноручно подарил художнику свой альбом акварелей.
сталин и нападение: потеря веры в информацию Глущенко
Спустя год гитлеровская Германия напала на СССР. Известно, что сталин это тяжело пережил. Он до конца не верил в нападение. Потому и информация агента Глущенко и позже Рихарда Зорге была бесполезной. Правда, альбом акварелей фюрера Глущенко вернули.
Киев после освобождения: Глущенко и восстановление
1944-й. Освобождение Киева от германской оккупации. В изуродованную, посткупационную столицу приезжает Николай Глущенко. Ему наконец-то разрешили вернуться в Украину. Киев постепенно отстраивается. Николай Глущенко мастерски фиксирует эпоху на своих холстах. Улицу Городецкого, бывшую Карла Маркса, перекресток Владимирской и бульвар Тараса Шевченко.
Киевские адреса Глущенко: жизнь и работа
Николай Глущенко жил в доме Владимирской 14. Совсем рядом с хозяевами своей души. Это я намекаю на "Фауста" Гете. Потому что на Владимирской 33, где сейчас наша СБУ, размещалась не наша КГБ УССР. И Николай Глущенко, или Ярема, продолжал работать на эти структуры.
Репрессии и творчество под ждановщиной
1946-й. В стране начинается новая репрессивная кампания, которая больше всего затронула именно творческие круги. Ее вдохновителем был номенклатурное шибка и один из организаторов большого террора в 1937-1938 годах Андрей Жданов. В Киеве последствия "ждановщины" также болезненные. Их на себе почувствовали и художники, и, особенно, писатели: Максим Рыльский, Владимир Сосюра, Юрий Яновский.
Встретил на улице Ю. Яновского. На мой вопрос, как жизнь, ответил: "Почти мертвый". Растерянно и сердито говорил, что нет возможности работать писателям, что эти постановления ставят крест на творчестве. (скан о Яновском 46)
Эту секретную записку о настроениях среди украинских художников, в частности, писателя Юрия Яновского, направил агент Ярема, то есть Николай Глущенко. "Исследовал" он и круги художников.
Довженко и Винниченко: тайное сообщение Яремы
В рассекреченных архивах есть также тайное сообщение Яремы о высказываниях Александра Довженко, в котором кинорежиссер очень благосклонно отзывается о Владимире Винниченко. А также еврейские "замеры" от Глущенко. Ведь на рубеже 40-50-х происходили сталинские репрессии против сионистов. Правда, такую аналитику Николай Глущено представляет достаточно нейтрально.
Глущенко и Украинское Возрождение
60-е период украинского возрождения затронул и Глущенко. Он ведь долгое время сдерживал свой творческий потенциал.
Однако в украинском возрождении Николая Глущенко есть нюансы. Потому что он и дальше писал свою "аналитику". В 1964-м был варварски разбит печально известный витраж Тараса Шевченко, над которым работали молодые художники-монументалисты. Алла Горская, Людмила Семикина, Афанасий Заливаха, Галина Севрук. Агент Ярема должен был отреагировать. Однако чувствуется, что в 60-е Глущенко уже с большой неохотой подает информацию в структуры КГБ.
Уничтожение архивов: воля Глущенко и реальность
В конце жизни Николай Глущенко завещал уничтожить многие свои слабые соцреалистические картины. Если бы его воля, то, вероятно, уничтожил бы и секретные архивы с донесениями Яремы. Но се лея ви… Кстати, считаю цинизмом называть Николая Глущенко украинским Джеймсом Бондом. Потому что он не был Джеймсом Бондом. И тем более – украинским.
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
-
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.