В программе "Время: Online" с Марией Скибинской на "5 канале" министр инфраструктуры Украины (2016-2019) Владимир Омелян прокомментировал возможное создание государственного оператора в топливной сфере и оценил, даст ли это результат.
Как известно, 29 мая в "Нефтегазе" заявили, что компания создаст государственную сеть АЗС. Идея государственного оператора АЗС заключается в том, что это будет компания, которая также будет представлена на рынке автозаправочными станциями, но, вероятно, цены на горючее там будут ниже. Таким образом, государство будет пытаться влиять на других игроков рынка и демпинговать.
Омелян сказал: "На самом деле это полная бессмыслица. У нас почему-то считается, что когда есть какая-то проблема, надо создавать что-то государственное и это проблему решит. В случае войны ВСУ, это государственный институт, сейчас он самый важный и решает проблему с агрессией, но в случае ответа на топливный кризис создать государственного оператора АЗС – это неправильно".
Он объяснил: "Во-первых, у государства уже есть небольшая сеть, своих АЗС. Возможно, они надеются, что недавно конфискованная у Медведчука сеть Glusсo перейдет к государству и сможет так же быть частью этой государственной сети, но мне кажется, что здесь наоборот правительство должно наладить максимальное содействие по импорту нефтепродуктов в Украину той же "Укрзализныцей". Это может быть важная роль правительства. А вот все остальное должен решать частный рынок. Конечно, при мудром госрегулировании, при создании соответствующих условий его развития, а не путем искусственных цен или ограничений. Но создавать государственного оператора – это так же, как кто-то раньше хотел создавать государственную авиационную компанию, что приведет только к неэффективности, к коррупции и расходованию средств налогоплательщиков, поскольку любой дешевый продукт из государственной компании означает, что каждый налогоплательщик компенсирует его из собственного кармана путем налогов в государственный бюджет".
Омелян также объяснил, в чем опасность такой государственной сети для рынка.
"Опасность только в том, что государственная компания может получать либо прямые, либо косвенные льготы от государства за счет налогоплательщиков. И действительно его продукт может быть "аля" дешевле, хотя, на самом деле, в итоге он получится гораздо дороже для всех. И я не верю, что в сложившейся ситуации, когда мы на 100% зависим от импорта ЕС, мы сможем дать уникальный национальный продукт, более дешевый, чем любой другой участник рынка… И коррупция в этом случае будет точно будет", – подытожил Омелян.
Напомним, в Украине в последнюю неделю апреля возник дефицит горючего на АЗС. К началу июня ситуация немного улучшилась, ограничения на отпуск горючего смягчились до 20 литров в бак.
До середины мая в Украине действовали регулируемые цены на топливо, однако автомобилисты жаловались на необоснованно высокую стоимость бензина и дизтоплива, которая достигала 70 грн за литр, что значительно выше ценового ограничения правительства.
Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что государство будет реагировать на возможные злоупотребления на рынке горючего по законам военного времени и поручил провести проверки.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.