"Полкоролевства за бензин": почему Британия оказалась в эпицентре энергетического апокалипсиса и при чем здесь Россия

"Время по Гринвичу" 5 канал
Чтобы уменьшить панику власти страны привлекли военных

Энергетический апокалипсис в Великобритании. В королевстве дефицит бензина и газа. И первую, и вторую проблему можно было предотвратить. Но британские политики явно настолько были рады "Брекзиту", выходу страны из ЕС, что совсем не подумали о последствиях. Теперь водители страны буквально по капельке собирают топливо на заправках. Доходит даже до криминала. Власти королевства привлекают военных, чтобы уменьшить панику. А еще поручают военным довезти горючее туда, где оно необходимо больше всего. Ведь в энергетической ловушке оказались и спасатели, и медики. Вероятно, военные частично заменят водителей-мигрантов, которые ранее доставляли топливо с заводов и портов. Но нехватка горючего уже влияет на подорожание продуктов. Согласитесь, вовремя доставлять заказ без горючего – дело не из легких.

Другая проблема касается уже не только Великобритании, но и всей Европы – дефицит и дороговизна газа. Мировой спрос вызвал резкий рост, и этим традиционно воспользовалась Россия. Теперь буквально диктует свои требования европейцам, оказавшимся накануне отопительного сезона с пустыми газовыми хранилищами. Логика Кремля проста – хотите газ, откройте газопровод "Северный поток-2". Пока Европа еще держит оборону и самостоятельно справляется с проблемой. Но надолго ли? Об энергетических испытаниях для британцев да и всех европейцев расскажет журналистка "5 канала" Мирослава Танская для программы "Время по Гринвичу" ("Час за Гринвічем").

Безумные гонки, стрельба и куча экстрима – все это о новой части бондианы. В Лондоне устроили мировую премьеру ленты "Не время умирать". На самом деле, зрителям не время и доехать до Королевского Альберт-холла. Великобритания остановилась.

Огромные пробки из-за дефицита бензина. В стране катастрофически не хватает дальнобойщиков, которые развозят горючее. Некоторые заправочные станции вообще закрылись. А на тех, которые продолжают работать, километровые очереди. Из-за наплыва транспорта, главная сеть АЗС в Британии установила ограничения на заправку.

"Я начал искать горючее еще накануне вечером – безрезультатно. Ездил по разным улицам и заправкам – ничего. Это безумие, просто не могу поверить, что вижу такое. Нам продолжают говорить, что нехватки горючего в стране нет. Но я уверен – все на самом деле в панике", – рассказал водитель.

Одна из причин топливного кризиса – "Брекзит". Великобритания вышла из Европейского Союза 1 февраля 2020 года. Именно из-за этого из страны выехали более 25 тысяч дальнобойщиков из ЕС. Сейчас их некому заменить.

"Многие АЗС открыты, в них можно заправиться. Но ждать приходится очень долго, по меньшей мере час. Очереди просто нереальные. Если повезет, будет несколько очередей и одна будет чуть меньше, но может быть одна общая длиннющая – и тогда времени очень много надо", – сказал водитель.

Ситуацию усугубила пандемия коронавируса. Из-за приостановленного обучения в автошколах водительское удостоверение за полтора года получили лишь 15 тыс. человек. И водителей тяжеловозов среди них мало. Правительство пообещало упростить процедуру выдачи прав и ускорить систему тестирования водителей. А еще Лондон планирует выдать 5 тыс. краткосрочных виз дальнобойщикам из других стран. Впрочем, этого недостаточно. Сейчас Британии нужны 100 тыс. водителей, чтобы разрешить кризис. Это подсчитали в Ассоциации автотранспортных перевозчиков.

"То, что произошло с топливным вопросом, с этим бизнесом, – конечно, вызвало огромный общественный спрос. Да, мы понимаем, что дальнобойщиков не хватает. Но эта проблема не только у нас, а во всем мире. Должна быть высокая оплата этого труда, и тогда это будет эффективно. И возвращать мигрантов обратно в Британию – тоже не выход. Ведь страна очень долго боролась с этим – более 20 лет", – отметил премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. 

Но почему такой проблемы не возникало раньше? Куда делись другие работники этой отрасли? Это еще одна, едва ли не самая главная причина кризиса. Средний возраст британского дальнобойщика – 55 лет. Работников младше 25 лет только 1%. После почти года вынужденного простоя водители вышли на пенсию или сменили сферу работы. Заменить же их некому – из-за уже упомянутых "Брекзита и коронавируса". Нехватка водителей повлияла и на торговлю, и на больницы. Не хватает и людей, которые привозят продукты в супермаркет, и дополнительных единиц спецтранспорта, который доставят пациентов на осмотр.

"Паника, это сплошная паника. Каждый врач прежде всего думает о пациенте. А когда часть из них – бедные, то они вообще оказываются в ловушке. Они звонят нам и ожидают быстрой реакции. Но у нас нет достаточного количества горючего, чтобы немедленно доехать. Ждать приходится по меньшей мере полчаса, а то и больше. Да, за это время мы еще можем спасти человеческую жизнь. Но бывают разные случаи. И порой эта безысходность может стать роковой", – отметила главная медсестра хосписа в Великобритании Линдсей Харпер.

Пока же не найдут работников, бензин по Британии будут развозить военные. Правительство задействовало более сотни военнослужащих, которые будут перевозить автоцистерны с горючим на АЗС.

"Мы видим первые шаги на пути к стабилизации ситуации с горючим. На очереди это существенно не повлияет, но это уже обнадеживающий знак", – рассказал министр транспорта Великобритании Грант Шарпс. 

Мигрантов не вернут, но есть варианты. В качестве одного из путей выхода из британского кризиса рассматривают привлечение к работе и дальнобойщиков из Восточной Европы. В частности, из Польши и Украины. А значит для украинцев могут появиться дополнительные рабочие места.

"Британцы часто возмущаются количеством трудовых мигрантов из Восточной Европы. Якобы они отбирают их рабочие места. Но на самом деле, часть жителей Великобритании уже меняют свое мнение. И это было бы правильно – дать работать людям из Европы", – подчеркнул водитель из Польши Якуб Пажка.

Энергетический кризис в Великобритании вызван еще и другим фактором – резким ростом цен на газ в мире.

Фабрики прекращают свою работу. А из-за нехватки углекислого газа – под угрозой и производство мяса. Если ситуация не улучшится, у многих британцев не будет на Рождество традиционного блюда – запеченной индейки. А если и будет – то цена на нее значительно возрастет. Цены на голубое топливо, которое безопаснее и чище сгорает, в этом сезоне рекордные. Исторический максимум – стоимость превысила отметку в тысячу долларов за тысячу кубометров. Европа же еще не успела заполнить газохранилища перед зимой. В Великобританию газ поступает прежде всего из России. И летом снабжение почти прекратилось. Кремлю это на руку. Теперь Москва может устанавливать свои правила. И повышать цены. Или же намекать, что топливо гораздо легче поставлять по еще не запущенному газопроводу "Северный поток-2", проложенному в обход Украины. Запад считает этот проект политическим. Чтобы его таки запустить – должна состояться сертификация немецкого и европейского регуляторов. Поэтому запуск "Нордстрима" откладывается как минимум до начала следующего года. Но нехватка газа – возможность ускорить запуск. 

Газ в Великобританию поступает также из Нидерландов, Бельгии и Норвегии. А еще его можно покупать из хранилищ Соединенных Штатов. Они могли бы доставить голубое топливо в страну в течение нескольких месяцев. И сейчас в Британии не было бы дефицита.

"Эта вся ситуация свидетельствует о том, что страна мало уделила внимания планированию. Все знали, что мы выходим из Европейского Союза. Мигранты уехали. Нынешняя ситуация была предсказуемой. И с этим надо что-то делать. Чтобы такой коллапс не продолжался вплоть до Рождества", – сказала председатель Лейбористской партии Кир Стармер.

Нехватка голубого топлива коснулась не только Великобритании, но и всей Европы. Цены на газ рекордно растут, в частности, и в Украине. Хотя аналитики убеждают: мир не пойдет на условия с преждевременным запуском "Северного потока-2", и шантаж и нечестные газовые игры Москвы провалятся.

Читайте также: в Лондоне состоялась мировая премьера нового фильма о Джеймсе Бонде.

Мирослава Танская, "Время по Гринвичу"

Предыдущий материал
Главнокомандующий "Лиги смеха": ТОП-10 феерических сентябрьских видео "Вечернего преЗЕдента"
Следующий материал
Уикенд в Трускавце: как работали и развлекались "слуги народа"