Перевозчик
Перевозчик 5 канал

"Рейс смерти": как заманивают высокой з/п украинских водителей для работы в пользу России – сюжет

Читайте українською
"5 канал" решил проверить, кто предлагает украинцам работу в россии

Рейс смерти, или перевозчик врага. На одном из украинских сайтов поиска работы есть предложения для водителей – вывозить автомобили на отечественных номерах в страну-террористку. Водителям предлагают до двух тысяч долларов за поездку. А еще обещают "решить" вопрос, если претендент на вакансию призывного возраста. О ловушке в сети узнавала журналистка "5 канала".

Киевлянин Александр за рулем уже 5 лет. 36-летний мужчина активно ищет работу. Рассказывает, что на днях на одном из сайтов наткнулся на очень привлекательную вакансию – привлекали высокой зарплатой.

"Попалось на глаза объявление по поводу перегона автомобиля в Евросоюз. Написал девушке, она предложила работу – гонять машины из Киева в российскую федерацию", – рассказал водитель Александр Ильющенко.

Барышня в переписке рассказала о двух возможных маршрутах. Первый – водитель садится в автомобиль с украинской регистрацией и везет его из Украины.

"Через Польшу, Прибалтику на Псков", – говорит водитель.

Другой путь – более экстремальный.

"На Херсон. Из Херсона в Крым. И уже из Крыма в Краснодар", – добавил Александр Ильющенко.

"5 канал" решил проверить, кто предлагает украинцам работу в россии и проездом через оккупированную территорию и зону боевых действий. На сайте находим то же объявление, на которое наткнулся и Александр. Сочиняем легенду, мол, 50-летний родственник со стажем водителя очень заинтересовался вакансией. Девушка по имени Анастасия отвечает почти сразу.

"Водитель-перегонщик. Украина. Зарплата за рейс от тысячи до трех тысяч долларов. Выездной (женщина или непризывной возраст, или же по другим причинам может выезжать за границу). Задача: перевозка автомобилей из Украины в рф", – сообщила женщина.

Анастасия рассказывает о так называемых гарантиях для желающих. Из обещанных от тысячи до трех долларов часть отдадут перед поездкой.

"Наша гарантия – половина суммы на руки перед рейсом. Часть данных можно спрятать, чтобы не использовать для второстепенных целей", – добавляет женщина.

Корреспондентка "5 канала" делает вид, что соглашается на предложение. Однако ее беспокоят два момента. Как инкогнито-работодатель планирует провезти водителя через зону боевых действий и оккупированный Крым? И возьмут ли мужчину призывного возраста?

Далее начинается переписка между корреспонденткой и женщиной, которая якобы предлагает работу:

– Второй маршрут. Безопасность гарантируете у пункта пропуска?

– Да, конечно.

– Нестабильный район. А в Краснодаре кому передавать автомобиль?

– Человек от работодателя встретит вас и заберет автомобиль.

– А как возвращаться, чем?

– Назад вы возвращаетесь своим ходом. Маршрут и транспорт вам подскажут. Дорогу компенсируют.

- Я поняла. А есть ли вариант помочь с выездом отцу, если подойдет он?

– Да.

– С пограничниками хоть проблем не будет при въезде? Чтобы хоть он вернулся.

– Нет, проблем не будет.

Похоже, представительницу фирмы не смущает реплика о пунктах пропуска, которые с начала войны не работают. Анастасия обещает организовать и выезд мужчины призывного возраста за границу. Да не куда-нибудь, а в страну, которая начала войну.

"Человек, который на это согласится, как минимум, несколько статей Уголовного кодекса получит. Более того, со стороны страны-агрессора, со стороны правоохранительных органов также к нему будут вопросы. Тем более, машина на украинской регистрации – 100% она там будет конфискована", – объяснил вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозок Украины Владимир Балин.

В Ассоциации международных перевозок говорят, что работа, которую предлагают Александру, – это криминал. И сесть может именно водитель. Его ведь могут наказать за пособничество врагу. И это только одна сторона медали. Ведь никто не может гарантировать, что с территории, которую временно контролируют оккупанты, человек вообще уедет живым.

"Например, поехать легковой машиной через Запорожскую область. Потому что это единственная область, которая пропускает на оккупированную территорию, но что там будет делать агрессор и с этими машинами, водителями - это неизвестно", - добавил Владимир Балин.

К примеру, после 24 февраля водители украинских грузовиков застряли на территории врага.

"Потом были вопросы, как их забрать. Некоторые смогли уехать. А некоторые остались на территории россии по сей день, а водителей мы вывозили путем обмена – как военнопленными обмениваются, так мы обменивались водителями своими", –  сказал Владимир Балин.

А вот юрист Богдан Глядик говорит, что вопросы у водителя должны возникнуть только к происхождению автомобиля. Если он угнан, тот, кто согласится перевезти машину, станет соучастником преступления. Сам факт перевозки автомобиля за границу с последующим ввозом в рф – не является криминалом.

"Они себе спокойно едут в ту же Литву. А из Литвы на законных основаниях пересекают границу и доезжают в россию. Что с ними там дальше происходит, для нас тайна. Они берут на себя риск. Если мы говорим даже о том, что мы едем на оккупированную территорию, также фактически нет запрета туда ехать. Потому что это территория Украины", – добавил автоюрист Богдана Глядик.

Назвать фирму-работодателя, обещающую содействовать незаконному выезду мужчин, Анастасия из объявления отказалась. Говорит, вакансия от частного лица. "5 канал" обратился в СБУ с просьбой выяснить, легальна ли такая работа. Там заявили, что такие схемы, в том числе с незаконной переправкой мужчин призывного возраста, блокируют регулярно. В этом конкретном случае с вывозом автомобиля пообещали тоже разобраться. В Ассоциации перевозчиков предполагают – из-за санкций россияне испытали дефицит автомобилей. Импортные – дорогие, а собственные – низкого качества. Поэтому спрос обусловливает такие схемы в сети. На одну из которых и наткнулся Александр. Гонять авто в страну-террористку мужчина не захотел.

"Как увидел, что это в российскую федерацию, сразу отказался. Написал, что туда не хочу", – подытожил водитель Александр Ильющенко.

Анна Рыбалка, Николай Чеботарев, "5 канал"

Читайте также: Сбывал в рф двигатели к ударным вертолетам: СБУ опубликовала доказательства сотрудничества президента "Мотор Сич" с кремлем – аудио

Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.

Смотрите видео по теме.

Предыдущий материал
Польша просит разместить комплексы Patriot в Украине, Германия сомневается, а НАТО не вмешивается – сюжет
Следующий материал
В ISW рассказали, почему россия начала чаще обменивать пленных
Голод, репрессии, война: почему россия так боится Украины? – марафон "Несокрушимая страна"

Голод, репрессии, война: почему россия так боится Украины? – марафон "Несокрушимая страна"

Нобелевский лауреат уверен, что реформа времен Порошенко помогла остановить путина

Нобелевский лауреат уверен, что реформа времен Порошенко помогла остановить путина

Blackout Friday: какие советы дали спасатели и благотворители для выживания в экстремальных условиях – сюжет

Blackout Friday: какие советы дали спасатели и благотворители для выживания в экстремальных условиях – сюжет

Генштаб: Оккупанты несут огромные потери в Луганской области – морги и больницы переполнены

Генштаб: Оккупанты несут огромные потери в Луганской области – морги и больницы переполнены

"Срочно!": Командование ВСУ обратилось к российским военным

"Срочно!": Командование ВСУ обратилось к российским военным

Кабмин запретил экспорт топливной древесины из Украины

Кабмин запретил экспорт топливной древесины из Украины