Чем метеорит из Закарпатья заинтересовал Чарльза Дарвина: факты и вымыслы о "гостях из космоса", упавших в Украине Читайте українською

Метеоритный дождь flickr.com
В Украине найдено 43 метеорита. Их, как правило, именуют по названиям населенных пунктов, возле которых они упали или их нашли. Самый "старый" украинский метеорит, падение которого удалось засвидетельствовать, – "Овруч" (1775 г.). "Последний" – "Верхний Салтов"; когда он упал на Землю – неизвестно, но найден в 2001 г. в Харьковской области во время раскопок Верхнесалтовского археологического комплекса, где в VIII–X вв. находился город Хазарского каганата. Мы же расскажем о самых странных космических гостях, история которых до сих пор полна загадок

Метеорит "Княгиня" – крупнейший в Европе

Урочище Черные Млаки – место падения Княгининского метеорита 9 июня 1866 года. Упал крупнейший в Европе метеорит в 16 час. 05 мин. по местному времени, около села Княгиня – между хребтами Стенка и Яворник.

Небесное тело появилось огненным шаром над городом Липтовский Микулаш, пролетел на восток над словацкими городами Шариш, Земплин, Пряшев (Словакия) и, преодолев расстояние более 200 км, взорвался возле села Княгиня в Украине – на высоте около 40 км.

Это был настоящий "каменный дождь". Камни находили на полях, дорогах, на улицах сел Княгиня и Стужица (Украина), Збой (Словакия). Но большей частью упали в лес, где тогда и были найдены. Только в первые дни местные жители нашли более 60 камней. Всего же их было около 1200. Самый большой обломок был найден на склоне горы Стенка, в урочище Черные Млаки.

Метеорит первым, по преданию свидетелей событий, нашел крестьянин Василий Кривяник. Ежегодно он косил траву на поляне в урочище Черные Млаки. Через несколько дней после падения метеорита он вышел на сенокос и увидел на лугу яму, которой раньше не было. Мужчина решил взяться за лопату – на глубине более 2 м он увидел большой обломок – как потом выяснилось, весом 279 кг 766 г. При падении он раскололся на два куска – весом 141 кг 833 г и 137 кг 933 г. От последнего откололся еще один, маленький – 2 кг 350 г.

Метеорит 'Княгиня'
Метеорит 'Княгиня'igormelika.com.ua

О находке узнал лесничий из Великого Березного Антон Покорный, который за пару волов купил этот обломок у Василия Кривяника и перепродал Императорскому музею в Вене, где метеорит хранится и в наше время.

Администрация Ужанского комитата 2 июля 1866 года создала специальную комиссию с целью собрать и изучить обломки метеорита. Через 10 дней на место падения приехала научная экспедиция из Вены и Будапешта и подробно обследовала территорию 2 х 0,75 мили. Тогда нашли еще 72 обломка общим весом 100,5 фунтов (примерно 46,7 кг). До 24 сентября 1866 года их было найдено всего 850,5 фунтов (385,8 кг).

По данным Венского историко-природоведческого музея, общая масса всех обломков метеорита составляет 500 кг. Обломки Княгининского метеорита хранятся в исторических и природоведческих музеях 115 городов мира.

Метеорит 'Княгиня'
Метеорит 'Княгиня'igormelika.com.ua

"Княгиня" вошла в историю не только как самый большой метеорит в Европе. В декабре 2009 г. тележурналист Виктор Тар в архивах находит интересные данные о закарпатском небесном госте.

В 1881 г. в журнале Science был опубликован материал "Дарвин и открытие доктора Гана ископаемых организмов в метеоритах". А там – переписка между Чарльзом Дарвином и Отто Ганом (немецкий геолог Otto Hahn, не путать с физиком), который утверждал, что в метеорите "Княгиня" в 1880 г. он нашел частицы внеземных кораллов, паразитов и растений ("Die Meteorite (chondrite) und ihre Organismen", 1880). Эти будто бы доказательства Ган передал зоологу Вейнлендеру, который подтвердил открытие. А после этого и Чарльз Дарвин, который изучил снимки Гана, написал ему: "Кажется, трудно будет сомневаться, что на ваших фотографиях действительно есть изображения живых существ. И если вам удастся убедить некоторых ученых, то вы, наверное, сделали одно из величайших открытий за всю историю человечества!"

Что касается достоверности результатов исследований Отто Гана, как и последующих "открытий", то повторные анализы метеоритов на содержание в них микроорганизмов давали отрицательные результаты. Но подобные находки вдохновляли людей искать ответ на вопрос о происхождении жизни на Земле и способствовали утверждению старой теории панспермии – гипотезу космического происхождения жизни на Земле. Несмотря на опровергнутые с течением времени данные, которые свидетельствовали в пользу панспермии, теория живет до сих пор.

Главная масса сегодня хранится в Венском музее естественной истории (Natural History Museum in Vienna). Кстати, и сейчас в районе падения метеорита "Княгиня" можно встретить искателей его обломков.

Куда делся метеорит "Белая Церковь"?

14 января 1796 года вблизи села Блощинцы Белоцерковского округа упал метеорит. Был он небольшим, общим весом всего 9,2 кг. В этом селе находилось имение бывшего коронного гетмана, а тогда уже российского генерала Францишка-Ксаверия Браницкого. Следовательно, свидетелей такого события не могло не быть. И они были.

Вот как описывал момент падения Лаврентий Похилевич в труде "Сказания о населенных местностях Киевской губернии…" (Киев, 1864 г.), опираясь на рассказ помещика и краеведа Эдварда-Леопольда Руликовского: "В селе Блощинцы в день нового 1796 года упал с облаков с большим шумом аэролет. Приказчик, который находился на току владельца, немедленно прибежал на место, где упал с воздуха камень, вблизи токовых ворот на выгоне; камень ушел на 6 вершков в мерзлую землю, своим теплом разморозил землю вокруг себя, а когда был вынут, то еще сохранял тепло".

Метеорит 'Белая Церковь'
Метеорит 'Белая Церковь'Вікіпедія

Не менее интересна и загадочна – дальнейшая история этого метеорита. И об этом рассказал историк Евгений Чернецкий: "В литературе отсутствуют сведения о том, кто первым нашел метеорит. Но, скорее всего, методом исторических сопоставлений – это был эконом, католик Винцентий Тренчинский (он на тот момент служил экономом в Блощинцах). Метеорит, конечно, перенесли в усадьбу Браницких... Потом, наверное, Ксаверий Браницкий передал в Виленскую медицинскую академию на исследование, в музее которой он хранился еще в середине 19 века. Сейчас его фрагмент (весом 1826 г – ред.) находится в Музее геологии Национальной Академии наук".

Где же остальные обломки? У Браницких был музей древностей и, наверное, какой-то кусок посланца небес пролежал в имении Браницких – вплоть до 1918 года, когда они быстро выехали за границу. Дальнейшая судьба обломков метеорита до сих пор непонятна.

Ильинецкий кратер – древнейший в Европе "отпечаток" метеорита

Ильинецкий кратер образовался от космического гостя, габариты которого впечатляют. Только масса внеземного тела составляла 40 млн тонн. И упало это чудо в Винницкой области. Однако не сейчас, а 400 млн лет назад. От падения гиганта образовался кратер диаметром 7 км и глубиной около 800 м – недалеко от райцентра Ильинцы, в 40 км от Винницы.

Он расположен на водоразделе рек Соб и Сибок, а также на границе двух районов: между селом Луговое Ильинецкого района и селом Иваньки Липовецкого района.

Ильинецкий кратер
Ильинецкий кратерwww.autotravel.ua

Аналогов Ильинецкому кратеру нет нигде в мире. В породе космического тела ученые обнаружили никель, кобальт и иридий — элементы, которые и стали причиной для утверждений о внеземном происхождении этого объекта. Ведь было выявлено более высокое, по сравнению с земным, содержание этих элементов – в соотношениях, присущих метеоритным породам.

Древний пришелец подарил Винницкой области самый большой в мире агат. Однако сейчас камень хранится в Берлинском музее.

Ильинецкий агат
Ильинецкий агатUmschauen

В 1974 г. в кратере впервые были найдены алмазы. Сразу после этой находки место засекретили. Это лишь второй кратер на Земле, где были обнаружены эти драгоценные камни.

Обломки метеорита также недешевы. Один из них, в Винницком планетарии, несколько лет назад оценили в 200 тысяч долларов. Весом 3 кг.

Камни и глину из кратера жители близлежащих деревень используют при строительстве, а буро-коричневыми камнями выложена мостовая дорога одного из окрестных сел. Также из этих обломков ранее изготавливали жернова. Местные жители собирают здесь чабрец и зверобой. Чай из трав, собранных на территории Ильинецкого метеоритного кратера, считается чрезвычайно целебным. Люди верят, что он впитывает в себя космическую энергию звездных камней, и уверяют, что напиток чрезвычайно полезен при многих заболеваниях.

Исследователи нашли в этом месте рог северного оленя. Это дает основания говорить о наличии человеческих поселений на месте "звездной раны".

В 1988 году Ильинецкий кратер увековечили на почтовой марке. Тем не менее, это место туристическим объектом в настоящее время не является.

Ильинецкий метеорит
Ильинецкий метеоритwww.autotravel.ua

Ильинецкий кратер – самый известный метеоритный кратер возрастом около 400-430 млн. лет. Такие места называют "астроблемами", что в переводе с греческого означает "звездная рана".

Это древнейший в Европе метеоритный кратер и он находится в Ильинецком районе Винницкой области.

Его достаточно просто найти вблизи города Ильинцы (в 40 км на юго-восток от Винницы), на водоразделе рек Соб и Сибок между селами Луговое Ильинецкого и Иваньки Липовецкого районов.

Многочисленные научные исследования доказали, что Ильинецкий кратер имеет космическое происхождение и является событием планетарного масштаба – столкновением Земли с огромным космическим телом. При падении небесное тело раскололось на три обломка. Один попал в место, где ныне находится село Иваньки, другие два – на место села Луговое.

10 завтраков, с которых лучше всего начинать свой день