Жарят, как в аду: военные об "оркожарке", нехватке снарядов, отдыхе от фронта – "Невыдуманные истории"

Артиллеристы устраивали для съемочной группы "5 канала" посвящение

Нехватка артиллерийских снарядов на фронте ощущается все больше. Причем снарядов как минометов калибра 82 и 120, так и САУ и РСЗО – реактивных систем залпового огня. Именно на одной из таких – БМ-21 "Град" работает веселый и положительный экипаж под названием "Чика-Бамбини". В начале большой войны они были в пехоте. Именно поэтому эти воины как никто понимают, что такое "ноль" и как могут поддерживают пехотинцев, уничтожая врага на расстоянии и подходах к нашим позициям.

Техника выезжает на боевую работу, у каждого из артиллеристов своя задача

Многотонный тяжелый автомобиль – БМ-21 "Град" медленно выезжает из ангара. В кабине – водитель, командир и наводчик. По бокам – номера расчета.

"У каждого своя задача, мы накрываем квадрат, мы сразу стреляем не одним снарядом, мы сразу накрываем площадь. Это может быть либо пехота, либо техника противника. На нашем счету БМП сплавленная, много пехоты", – рассказал командир 21-БМ "Град" 118-й отдельной механизированной бригады ВСУ "Рябой".

"Напугать – это для нас неинтересно, мы хотим поражать цель. Когда у тебя уже есть опыт, то наводишься уже не посередине, знаешь, на сколько сместится, мой наводчик специалист, пообщаетесь", – добавил "Рябой".

Работа наводчика "Боли"

Наводчик – невысокий активный и веселый боец с псевдонимом "Боль". Командует бойцами, приказывая им подвезти вплотную к машине прицеп – чтобы быть поближе и выше к "Граду". За веселым действом мы наблюдаем со смехом.

Когда камера включается, происходит эффект "кролика". "Боль" становится серьезным и пошагово, словно читая инструкцию, рассказывает свои действия на передовой.

– Приезжая на боевую, водитель автомобиля подает питание гидравлического…

– Так, прекратите мне рассказывать инструкцию! Говорите "живо"…

– Нет, ну подожди. Хорошо. Приезжаем на боевую, включаем, насколько это все быстро, работаем, выставляем прицел, угломер, сверимся с буссолью и мы готовы. Полторы минуты и все, к***пы там. Полторы-две минуты хватит. Ночью до 2,5 минуты мы работаем. Кто хочет быстрее – прошу. Пусть мастер-класс покажет. Давай.

Включил питание, поднял установку, повернул направо, посмотрел в буссоль, все.

Я подвожу прицел, навел прицел, подвел себе угломер, выставился на угломер, навелся на буссоль, он навелся на меня, мы сверились и готовы.

Тем более, мы уже сработаны, насколько это все быстро, чтобы было что-нибудь, чтобы побольше целей и все так.

"Ласточка" за 40 лет износилась, но стреляет точно

Я смотрю на старенькую машину и понимаю, что ей не один десяток лет.

Где-то и новая техника западного образца! Но имеем, что имеем, как говорил "классик". Хорошо, что еще это оружие работает благодаря золотым рукам и деньгам самого экипажа.

– Как вам эта система?

Наводчик "Боль":

– Это нервы, я вам говорю, это такие нервы. Эта ласточка, бывает, делает по-разному, я уже словно ее знаю за этот период времени. Вообще, по-разному работает, то может что-то отказать, то еще что-то, то еще что-то. Ее, бывает, и гладишь, бывает, и бьешь, по-разному бывает. За 40 лет износилась она, но точно хорошо работает. Мы ее получили весной 2023-го, перед этим год в пехоте провели, потом получили эту машинку.

– О, я вам рассказываю по поводу этой машины. Приезжаю я в одно место, беру машину. Гнал 16 часов, 550 километров, каждые 10 часов я становился и заливал воду по 10-15 литров, потому что она кипела. Представляете, что такое 16 часов? В мае начался ремонт, эта машина не работала, не было настрела. Я очень нервничал, эта машина меня до слез довела, хотя я считаю себя очень-очень сильным человеком. Хотел того человека разорвать, который сказал, что здесь все будет хорошо.

"Морально-психологическое состояние стало таким, что я не мог вынести, вынести сколько – один за другим пошел, одно за другим, но посмотрите на мое нынешнее состояние, и на количество настрела, и на количество целей, и на количество убитого врага", – подчеркнул наводчик.

– Хорошо как стреляет, аж по телу мурашки, но может и по тебе прилететь, – это уже номер расчета "БР-21 "Град" 118-й отдельной механизированной бригады ВСУ с псевдонимом "Беус Плюс" оценивает "красоту" работы "Града".

В первый выезд военных обстреляли из самолета

"Страшно было, конечно. Первый раз дождь шел, помню. Мы под дождем стояли, две машины тебе поехали. Мы тогда поехали, нас из самолета обстреляли", – вспомнил мужчина.

В свою очередь командир "Рябой" рассказал, что в первый выезд забыл ключ, которым стрелять.

"Мне стыдно, конечно, об этом рассказывать, но я профессионал. Тогда еще был только... Ну и нас там, видно, спалили, и по нам отрабатывали с самолета. Повезло, мы стояли на холме и все пришло в другой холм", – поделился военный.

Командир добавил, что позже подвезли ключ, так что военные отработали из двух машин.

Как военные атакуют снарядами

"В начале снарядов не был такой большой дефицит, мы прямо могли из двух машин валить. Это было очень круто, по 20 штук из одной, хорошо было", – заметил "Рябой".

О переходе из пехоты в артиллеристы

– Как это, перейти из пехоты в артиллеристы?

"Пожалуй, все ожидают, что стало легко, но не стало легко. Есть свои трудности, свои напряжения. Потому что для меня гораздо проще было быть гранатометчиком, потому что у тебя есть одна трубочка, а здесь у тебя 40 труб, которые приходится постоянно ремонтировать и беспокоиться. С гранатометом я мог спуститься в ямку, а с машиной я в яму не спущусь, это ответственность за машину и за работу. Для нас очень важно, когда есть команда выехать, чтобы мы вложились в тот срок, который нам дают для выстрела", – подчеркнул "Рябой"

В свою очередь "Беус Плюс" рассказал, что повсюду тяжело. Пехота есть пехота, там копаешь, если хочешь жить, так ты окапываешься, добавил он.

"В пехоте, да, надо очень адреналина много и здоровья много. Ребятам там не позавидуешь. Если хороший пехотинец, я не позавидую, сколько это перебрасывать лопатой. Там, где есть, там и ямка. Это привычка пехоты, искать убежище", – рассказал "Боль".

Какие эмоции испытывают военные во время работы

Наводчик поделился, что когда попадаешь, хорошо попадаешь, то командир показывает, что все хорошо – "адреналин забирает из тебя все, я понимаю, почему я сюда шел, в первую очередь".

"Самое крутое, это когда птичкой ты возвращаешься с огневой. Нам там не обязательно что-то смотреть, если мы видим такую штуку, то мы довольны. А если мы не попадаем, то я сразу впадаю в депрессию", – сказал "Рябой".

"И того, когда мы выезжаем с БР-ки, для меня принципиально важно, чтобы последний обстрел был идеален, поэтому я тогда отдыхаю нормально", добавил он.

"Это такие эмоции. Я всегда хочу "жарить" их (врагов – ред.). Если хорошенько, а еще если дадут побольше, это для меня вообще", – заметил наводчик.

Также командир добавил, что лучше всего, когда накрывал "Град".

"После этого ты чувствуешь силу того, что ты несешь этим "счастливым" людям. Двустволка – это, получилось, летит, прилетело. Есть еще эти хотя бы секунды, а когда накрывает "Град, я вам расскажу, какие это ощущения: сверху начинает гудеть, все поднимается, секунды и прилетает всюду.

Не где-то, куда-нибудь, а повсюду. И когда видишь сам "прилет", это оранжевое пятно, мне кажется, что ад так и выглядит, – добавил "Рябой".

О постоянном ремонте техники

"Беус Плюс" отметил, что она старая. Конечно, ремонтировать ее нужно постоянно, потому что ломается – денег очень много там, очень много.

– Своих?

– Денег не столько так. Запчасти, горюче-смазочных материалов на свой проезд.

– За свои деньги, мы получаем деньги. За все, резину покупаем, все. Если ты едешь на войну, ты же зачем-то едешь, вот мы приехали, извините за выражение: "Жарить ка***ов". Хотим, чтобы она делала, так и платим свои деньги.

"Рябой" вспомнил историю: "Температура плюс 60, лето, контрнаступление. Валимся, машина уже тогда, мы уже в нее уложились полностью, уже из нее сделали хорошую машину. Приехали на огневую, огневая была такая, поближе к фронту, поэтому мы немного боялись. Так все наводимся, командир наш "Соб" говорит – у меня здесь не ловит связь, я немного отойду, возьму координаты. Он уходит, дает нам координаты по рации, мы наводимся. Все, ждем, я думаю, пять минут подождать надо, пока там выйдет, зажигаю сигарету, а тут машина наша берет и стреляет. Сама. Вообще ракета летит сама. Я думаю, что это шутка. Стрельба без команды. Сейчас мне будет по рации. Здесь хоп, еще одна ракета вылетает, сама выстреливает, я уже просто не знаю, что делать. Бегу к машине, отключаем все, по рации – вы попадаете еще три туда! Я включаюсь, "насыпаю" еще три, в этот момент сзади начинает гореть трава, температура плюс 60 – вокруг машины все горит. Командир по рации – еще десяток туда. Я принял тогда решение переехать в другое место, потому что не могли потушить траву, переехали и развалили к***ов".

О названии "Чика-Бамбони"

– Почему ваша машина называется "Чика-Бамбони"?

"Это пошло еще с пехоты. В нашем экипаже: я, наводчик и этот парень расчета, мы с самого начала вместе, два года войны. И как-то мы как залетали в движуху, у нас спрашивали: "Как дела?". И мы отвечали: "Чика-Бамбони", что означало – хорошо. И так нас стали называть, привязалось", – ответил командир.

О дружбе военных

– Какие у вас радости здесь?

"Боль" ответил, что это его "братва".

– Побратимы. Что еще?

– Что еще? Люблю машину. Очень. Это для работы, я же говорю, это "оркожарка". Это сковорода страшная, она так жарит, я вам говорю. Я здесь для того, чтобы эта "нечисть" отвечала.

"У меня просто золотые парни, у нас нет вообще никакой субординации, мы просто друзья, мы знаем, что мы делаем, у нас одна семья", – заявил командир.

Какой быт в "Чика-Бамбонт"

"Ряблй" рассказал, что они сейчас моются из бутылки.

"Вот так вот из бутылки, помылись, у огня погрелись, какой быт? Постоянный интернет, шикуем, хоп. Просто надо быть мужиками, как может быть холодно? Я когда слышу, что ребята где-то в тылу говорят, что их поселили в какой-то бетонной ангар и им холодно? Приезжайте, мы согреем", – добавил командир.

В свою очередь, "Боль" рассказал о месте, где военным было спать тяжелее всего.

"Самое жесткое, где мы спали – это я, "Беус" и "Ряба" – спали мы на Грабовском. Тогда очень тяжело было, попали под дневной дождь, были голые и босые. Это мы в пехоте ходили туда где-то в одно место втроем, и мы тогда очень сильно намокли. После этого мы проанализировали, и деревья теплые были. Мы деревья обнимали, насколько мы померзли – это было очень-очень холодно, но мы вытерпели. Обыли свою смену так, как есть. Пришла, после этого есть плащ-палатки и у каждого пончо, каждый пристегнут", – подчеркнул мужчина.

История "Беус Плюса"

Номер расчета "БР-21 "Град" 118-й отдельной механизированной бригады ВСУ 17 марта принял присягу прямо в военкомате. Пришел и сказал, что хочет воевать.

– Так понимаю, что ваш брат тоже на войне?

– Да, старший, мы с ним с начала войны пошли. Он по повестке пришел, а я добровольно. Он пропал 7 декабря, вышли на боевое задание, Работино, вышли на боевое задание и пропал без вести.

Военные об усталости от службы

"Мы устали очень, мы уже хотим домой. Уже каша, уже чувствуется психологически, у нас очень молодой коллектив, у меня нет детей, я их очень хочу, моя девушка очень хочет", – поделился командир "Рябой".

"Беус Плюс" говорит, что ему тоже страшно.

"Я тоже жить хочу, детей хочу. У меня даже детей нет. Детей хочу, но, если надо, так надо, а что сделаешь? Нам здесь жить, наши дети… У меня есть две племянницы, я хочу чтобы они лучше жили", – признался мужчина.

"Когда приезжаешь в отпуск, ты как раненая зебра. У тебя столько дел и работы. И туда хочется поехать, и туда, и там посидеть. Времени ни на что не хватает, 7-10 дней. Нас на семь пускают, потому что нас мало. И ты и туда, и сюда – ты не можешь насладиться, отдохнуть морально", – поделился наводчик "Боль".

Мужчина добавил, что ему хочется "вернуться назад всегда".

"Дома воздух, хорошо. Я устал спать на раскладушке, мало места, постоянно как хомяк какой-то, Киев "висит", гуляет, вы поймите, я тоже хочу погулять, "повисеть", одеваться. Я люблю рубашки носить очень", - заявил военный.

Наводчик подчеркнул: "Поймите, низшей кастой будете вы, поколение новое не вырастет, а еще одно – не забывайте, что там "воришки" кругом".

"Перестаньте воровать, рвать эту Украину, мы одни из самых богатых стран мира. Все есть у нас, и нам стоит потерпеть год-два и поверьте, мы врагов догоним до Кубани, если мы все выдержим, перетерпим это все", – подчеркнул "Боль".

Командир добавил, что когда бойцы уже все на нервах, когда уже достает, "ты уже не можешь".

"Это уже в основном конец БРки, когда ты уже пару недель в этой всей суматохе не спишь на днях на огненных. Мы уже ссоримся. Бывает момент, когда мы уже все рассоримся, мы садимся, просто не общаемся. А в один момент встаем и начинаем просто молча делать свою работу. То есть я даже не знаю, кто в чем для себя находит мотивацию, но она есть, она была, и чувствуется у нас в коллективе, когда все работают. Вот в этот момент, когда начинается "движуха" и несется, ты выкупаешь силу коллектива, когда вот работа кипит, снаряды летят", – добавил "Рябой".

Посвящение для съемочной группы "5 канала"

Напоследок, перед тем, как напоить нас кофе, покормить и пожелать хорошей дороги, артиллеристы устраивали для нашей съемочной группы посвящение. Это такое действо, когда из направляющих БМ-21 "Град" (труб, из которых вылетают снаряды) выгребается мазут или что там остается после отстрела ракет, и всем этим расписывается лицо бойца. А в нашем случае – журналиста и оператора.

"Чика-Бамбони", реактивщики. Репортеры решили приехать и пройти курс молодого бойца. Сейчас мы им все сделаем, как в Вооруженных силах Украины, чтобы не говорили, что это им "цацки-пецки".

– Так, готова?

- Ну да.

– Прекрасно. Ты сказала ("Боль" обратился к Калиновской – ред.), что тебе море по колено, готовы? "5 канал" проходит посвящение, ура!

– Ура!

– Красота.

– Как эмоции?

– Хорошие.

– Без этого никуда, мы позитивно очень живем. Уже два года, но на позитиве как по-другому?

– Уважаемые господа, как вам посвящение?

– Понравилось.

– Госпожа Ольга, как посвящение вам?

– Я пока себя не увижу, так не скажу, как посвящение. Не видно.

Разрисованные и счастливые – потому что часы, проведенные с этим экипажем, добавил нам позитива, драйва и хорошего материала – мы покидаем бойцов "Чика-Бамбони". Чтобы однажды встретиться снова…

"Спасибо за то, что вы к нам приезжали, пусть вас любят, главное – объединяйтесь, любите и помогайте. На каждого военного – один волонтер. Поймите, это выиграем войну, год-два потерпим, и накажем орка, к***па, как бы их ни называли, накажем", – добавил "Боль".

Читайте также: История одного штурма или как дроны меняют войну – "Невыдуманные истории".

Смотрите также:

Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.

Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.