О семье
В 1638 г. Степана Михайловича Мазепу приговорили к лишению шляхетской чести и смерти из-за убийства шляхтича Яна Зеленского. Спасти его могло лишь взаимопонимание с родственниками погибшего и возмещение убытков. Но договориться было непросто. Поэтому "адвокату" удалось оттянуть исполнение приговора, а за это время Степан успел жениться на Марине Ивановне Мокиевской. Это свадьба и беременность молодой жены сыграли свою роль, и вскоре дело удалось уладить.
Какой была свадьба – неизвестно, однако 20 марта 1639 г. у супругов родился сын Иван Адам Мазепа. Еще через некоторое время родилась дочь Александра (Олеся).
Их отец был Белоцерковским городовым атаманом и черниговским подчашим. Во время Переяславской рады участвовал в переговорах с московитами на стороне Богдана Хмельницкого, после смерти которого поддерживал гетмана Выговского. В детстве Мазепе удалось видеть их обоих.
Овдовев в 1665-м, Марина Ивановна, мать Мазепы, ушла к Луцкому Крестовоздвиженскому братству, со временем стала монахиней под именем Мария, позже приняла схиму под именем Магдалена. С 1683 г. известна как игуменья Киево-Печерского Вознесенского монастыря (ликвидирован в 1712 г. по приказу Петра I).
В конце жизни Марина Ивановна руководила Глуховским девичьим монастырем – до смерти в 1707 г. лично вела дела, подписывала договоры, переписывалась... И была советчицей сына.
Сестра Олеся трижды выходила замуж: за Павла Обидовского, Любомира Вытуславского и Яна Войнаровского. В первом браке родился сын Иван – полковник нежинский, московский стольник, зять Василия Кочубея. Во втором – дочь Марианна, которая стала монахиней и закончила жизнь в монастыре. В третьем – сын Андрей, последняя надежда гетмана Мазепы...
После поражения под Полтавой Андрей Войнаровский ушел за дядей в изгнание, однако стать его преемником не захотел. После смерти Мазепы, получив военную казну и оставив Филиппа Орлика со старшиной, пытался осесть в Европе. Но в 1716 г. в Гамбурге его схватили шпионы Петра I. Сначала Андрея отправили в петербургскую Петропавловскую крепость, а затем – на поселение в Иркутск. Там же он и умер в 1740-х годах никому не известным.
Иван Мазепа в 1668 г. обручился с Анной Фридрикевич, вдовой белоцерковского полковника Самуила Фридрикевича. Она умерла в 1702-м, оставив на гетмана двух детей от первого брака. Их единственный общий ребенок (предположительно, дочь Варвара – О. К.) умер младенцем.
Иван Мазепа до смерти жил бездетным вдовцом, заботясь о приемных детях, племянниках и крестниках.
Где Мазепу поставили гетманом?
Коломацкая рада состоялась 4 августа (25 июля по старому стилю) 1687 года во время постоя казацкого лагеря на реке Коломак. Это подтверждает и делопроизводственная документация Гетманщины и Московии, и дневник очевидца, шотландца на русской службе Патрика Гордона.
Но где именно? Эта река от истока возле с. Высокополье в Харьковской области до впадения в Ворсклу возле Полтавы течет более 100 км.
Полтавские историки и краеведы убеждены, что заветным местом является долина Коломак возле современного пгт Чутово в Полтавской области.
В поисках места Коломацкой рады помогает дневник Патрика Гордона. Военный фиксировал почти все переходы войска в 1687 г. с уточнением расстояний и привязкой к географии. Он писал, что 20 июля войско выступило в г. Коломак, а о прибытии на следующий день на место будущих событий сообщал: "Наведя гати или переправы, мы перешли ручей и разбили стан в круглом вагенбурге на дальнем, возвышенном (то есть правом – ред.) берегу". И дальше: "Мы выступили к г. Коломак... это в 4 милях от города Полтавы".
Казацкий летописец Самуил Величко, описывая место проведения рады, отметил:
"Главные же московские и казацкие войска, которые были на Коломаке, где брод Буцкого, с князем Голицыным стояли ... Потом, по монаршему разрешению, написанному в грамоте к старшине и всему казацкому войску, совершили они для избрания нового гетмана черную, или общую, раду, выехав из своего обоза в поле на простор. Там они 25 июля (4 августа по новому стилю – ред.) выбрали, согласно обычаю и древним правам, свободными голосами и поставили себе гетманом генерального есаула Иоанна Стефанова Мазепу".
Полтавские краеведы говорят, что брод Буцкого в XIX в. находился вблизи Чутово. Следовательно, и место проведения рады было где-то рядом.
Сейчас от пгт Чутово на северо-запад есть дорога на Гадяч, Сумы, Батурин. Вероятно, этим путем после Коломакского совета Мазепа поехал в Гадяч с казацким войском, а Патрик Гордон с московитами пошел на восток вдоль р. Коломак.
Казна Самойловича и расходы Мазепы
Сразу после избрания гетманом, 4 августа, Мазепу можно было назвать "правителем без денег". Но вскоре ситуация начала исправляться.
С арестом Ивана Самойловича имущество его и его сыновей конфисковали. Старшина оценивал состояние бывшего гетмана как миллионное – и московиты сразу принялись его делить. Официально в московскую казну якобы поступило 2458 золотых червонцев, 23 725 ефимков, 1145 левков, 1907 рублей мелкими монетами, 15 пудов серебряной посуды и прочее.
После госпереворота в Москве в 1689 г. и начала суда против Василия Голицына выяснилось, что большая доля имущества Самойловича осела в его карманах. Часть вещей якобы была продана. Остальное – раздарено московским власть имущим.
Часть казны Самойловича получил Мазепа. Лишь незначительные средства вернулись семье свергнутого гетмана: 1000 империалов на приданое получила Анастасия Ивановна, дочь Самойловича. Еще 1000 злотых, серебряную посуду и драгоценности Мазепа отдал внучке Самойловича – Марине Четвертинских.
Согласившись отдать часть имущества своего предшественника московским власть имущим, отдав, что мог, потомкам Самойловича, Мазепа должен был позаботиться о наполнении казны.
Коломацкие статьи 1687-го оставляли гетману не много возможностей. Ситуацию несколько исправили Московские статьи 1689 г. – главной статьей прибыли стали аренды, то есть средства от продажи водочных изделий.
Существовала система налогов. На нужды гетмана, то есть "на кухню и булаву", он получил села с угодьями, плотинами на реках, рыбные озера, мельницы, ланы и сенокосы, перевозы через реки и тому подобное.
К сожалению, всех статей прибыли историки пока не знают. Но понять общий бюджет Гетманщины можно по расходам.
Кроме расходов на войско, Мазепа немало средств вложил в учебные заведения, ремонт и строительство храмов, отделку соборов, на помощь христианским святыням за пределами Гетманщины.
В материалах Бендерской комиссии 1709 г. говорится, что:
- на золочение купола одной из церквей Киево-Печерской лавры гетман выделил 20 500 дукатов
- на строительство каменной стены вокруг Печерского монастыря – 1 млн
- на большой колокол и колокольню Печерского монастыря – 73 000 золотых
- на золочение купола митрополичьего собора в Киеве – 5 000 дукатов
- на нужды Киевского коллегиума и братского монастыря – более 200 000 золотых
- на нужды бурсаков гетман ежегодно выделял 1 000 золотых
- на строительство храма Св. Николая в Киеве (разрушен в 1934 г.) – более 100 000 золотых
- на сооружение алтаря в Межигорском монастыре (разрушен в 1935 г.) – 10 000 золотых
- на восстановление кафедрального собора в Чернигове – 10 000 золотых
- в завершение Троицкого собора Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове – 10 000 золотых
- на алтарь для церкви в Вильно (ныне – Вильнюс, Литва) – 10 000 золотых,
- на нужды храма Гроба Господня в Иерусалиме – передана "чаша из чистого золота, лямпа и серебряный алтарь" и тому подобное
В целом считается, что на культуру и образование за 21 год гетманства Иван Мазепа потратил по современным меркам более 1 млрд гривен.
Каким хозяином был Мазепа?
У историков недостаточно документов, чтобы точно понимать, каким хозяином был Мазепа в собственных имениях. Пока он служил у Петра Дорошенко, хозяйством занималась жена. Когда стал гетманом, заниматься этим лично ему было некогда. Имениями занимались управители, которых гетман тщательно подбирал.
С конца XVII века Мазепа начал приобретать через царские пожалования и покупку за свой счет имения в смежных с Гетманщиной уездах Московии. Чаще это были пустоши, заболоченные местности. Согласно описанию этих владений от 1708 г., гетману принадлежало 40 сел, слобод и хуторов.
В Рыльском уезде Мазепа осадил слободу Ивановскую. По свидетельствам М. Плохинского, который исследовал организацию хозяйства в гетманских владениях, оно находилось в зачаточном состоянии. Поэтому повинности были необременительными для крестьян. Действовали льготы на уплату налогов. Количество дворов росло, каждое воскресенье был базар, а на праздники дважды в год – ярмарки. Для обустройства базара были построены 10 скамеек и корчма. В селе было три церкви, школа, две бани, ветчинные дворы. Вполне вероятно, что подобная ситуация была не только в новоприобретенных имениях, но и в тех, которые принадлежали гетману издавна.
Одним из имений Мазепы, полученных "на кухню и булаву" сразу после выборов, было с. Обмачев Батуринской сотни с ланами, лесами, озерами и сенокосами. В селе был гетманский двор – производственно-торговый комплекс с высоким уровнем товарно-денежных отношений. Здесь держали лошадей, крупный рогатый скот, овец, свиней, производили поясную шерсть, суконную пряжу, засевали зерновые. Было восемь сенокосов, 56 рыбных озер. Прибыль от продажи свежей, сушеной, вяленой и соленой рыбы шла в военную казну.
Следовательно, у Мазепы был не только талант к делам военным и дипломатическим, но и предпринимательский нрав.
Родился в одном государстве, управлял вторым и умер в третьем
Белоцерковщина, малая родина Мазепы, на время его рождения была частью Киевского воеводства Речи Посполитой. Получив начальное домашнее образование, Иван попал в Киев, который входил в территории, подчиненные казацкому государству Хмельницкого.
Окончив Киевский коллегиум, уехал в Варшаву, а оттуда посетил Германию, Францию, Голландию. Вернулся домой в 1663 г., женился в Корсуне, а службу начал в Чигирине. Оттуда путешествовал согласно поручениям правобережного гетмана Дорошенко, который в 1669 г. решил подчинить эти земли султану Османской империи.
После отречения Петра Дорофеевича от булавы, оказался в Москве на допросе. Неизвестно, как бы сложилась его судьба, но благодаря Самойловичу Мазепа попал в Батурин – столицу Левобережья. Он понятия не имел, что с этим городом его жизнь будет связана до осени 1708 г. – и он станет его столицей. Здесь Мазепа проведет значительную часть жизни. Здесь будут официальная и частная его резиденции, здесь он будет принимать послов, угощать старшин, давать балы... И будет принимать самые важные решения в своей жизни.
За время гетманства с 1687 до 1708 г. Мазепа побывал в Киеве, Козельце, Ромнах, Гадяче, Глухове, Чернигове, Хороле, Лохвице, Лубнах, Прилуках, Стародубе, Горках, Зборове, Дубно, возле Львова в Жолкве, под Уманью, в Гомеле, возле Быхова, в лагерях на Коломаке, Самаре, Хороле, Оболони, Орели, за порогами Днепра, под турецкими крепостями...
Проиграв с Карлом ХІІ битву под Полтавой, оказался на переправе под Переволочной. Пересекая земли запорожских казаков, оказался в Очакове, а оттуда попал под Бендерскую крепость в турецких владениях (ныне – Бендеры, Молдова – О. К.).
Земной путь его завершился в с. Варницы под Бендерами (ныне – территория Молдовы). А похоронен был в городе Галац, Волошское княжество (ныне – Румыния).
"Политический роман" с тетей польского короля
Об отношениях Ивана Мазепы и Анны Дольской из шляхетского рода Ходоровских известно мало. Но именно эта женщина обеспечила контакты гетмана и со своим племянником, польским королем Станиславом Лещинским, и через него – с Карлом XII.
Анна и Иван познакомились в 1705 г. на Волыни, в Белой Кринице. Они окрестили дочь сына Дольской от первого брака Януша Вишневецкого – Францишку-Урсулу. Анне было около 44 лет, Мазепе – 66. Анна уже была дважды вдовой и развлекалась большой политикой. Собственно, интересовалась она ею еще при жизни своего мужа Яна-Кароля, который влиял на польскую политику времен Яна III Собеского.
В Белой Кринице Мазепа и Дольская, по словам Филиппа Орлика, проводили "денные и нощные конференции". О содержании встреч генеральный писарь ничего не упоминал, а вот Василий Кочубей в доносе на гетмана от 1707 г. отмечал, что тот, ища контактов с Лещинским, недаром контактировал с княгиней. Из-за нее якобы король обещал сохранить запорожцам все права и вольности, если примут протекцию Речи Посполитой.
Узнать больше о переговорах Мазепы и Дольской невозможно – разговаривали без свидетелей. А переписывались цифровым шифром, о котором знал лишь Орлик, но тайны не раскрывал.
Чтобы контакты не привлекали слишком много внимания, гетман и княгиня их выставляли как любовный роман, о чем свидетельствуют взаимные подарки. Например, после встречи в Белой Кринице Анна прислала Мазепе ценную постель, несколько музыкантов с инструментами, находившихся при гетмане вплоть до 1707 г.
Дольская действовала быстро. Из содержания ее второго письма к Мазепе становилось понятно, что она навязала контакты между гетманом и польским королем. Однако открыто заявить об этом Орлику гетман не решался. Поэтому обозвал Дольскую в его присутствии "глупой бабой", которая якобы пыталась его противопоставить московскому царю. Реакция на третье письмо была еще более эмоциональной.
Мазепа не только выгораживал и защищал себя перед Орликом, но и гневался за активное подведение его к принятию польской протекции.
Очевидно, контакты с Лещинским Мазепа понимал лишь как посреднические. Его целью была Швеция, но путь к ней лежал через короля Станислава. После этого переписка между Иваном Степановичем и княгиней Анной прекратилась почти на год. За это время Дольская узнала, что "князь Александер Данилович яму подъ нимъ ріетъ и хочетъ, его оставя, самъ въ Украине быть гетманомъ", о чем сразу же сообщила Мазепе.
Тот приказал Орлику ответить на письмо благодарностью за предостережение. Но в глаза писарю заявил, что и сам уже знает, что о нем думают в Москве.
Последний раз Мазепа с Дольской виделись в ее имении в апреле 1707 г. Он возвращался с совещания в Жовкве, где Петр и отказал ему в защите Гетманщины, и после которого гетман, вероятнее всего, окончательно решил выйти из-под московского протектората.
После этого Дольская переслала ему письмо Станислава Лещинского, в котором король обещал принять казаков под свою протекцию. На следующий день, 17 сентября 1707 г., Мазепа раскрыл все свои намерения перед Орликом. Оставалось лишь сообщить Карлу XII. Письмо к шведскому королю было отправлено через капеллана Анны Дольской.
Получается, главную роль в подготовке и реализации украинско-шведских и российско-польских договоренностей сыграла одна из самых умных красавиц Европы того времени – Анна Дольская.
Что говорили о Мазепе те, кто его знал
В 1689 г. дипломатический агент французского двора Фуа де ля Невилль писал, что Мазепа был "лицом некрасивый, но человек очень образованный...".
В 1704 г. Мазепу посетил Жан Балюз, который якобы оставил воспоминание: "Вид у него суровый, глаза блестящие, руки тонкие и белые, как у женщины, хотя тело его крепче, чем тело немецкого рейтара, и ездок из него выдающийся".
Другие воспоминания оставлены людьми из окружения Карла ХІІ. Словацкий мемуарист Даниэль Крман, который находился при короле в 1708 г., записал, что гетман – "муж летами свыше семидесяти, с суровым лицом, взложенным на казацкую манеру…". По его мнению, "хоть Мазепа с трудом, с тяжкой бедой бежал от московитов, да явственно видно, что этот хитрый лис не дастся так просто пойматься в капкан". А о том, что Мазепа "хитрец", писал и Йосиас Седеръельм (Цедергельм), мол, это видно по его манере говорить и поведению. Мазепа умел говорить так, чтобы его слушали.
Вюртембергский принц Максимилиан Эммануил отмечал, что Мазепа был "телом худощавый, невысокий, ... однако в своем возрасте ... выражал ... еще огненный дух и добрый ум".
Шведский офицер Иоганн Бардили обращал внимание, что при взгляде на гетмана "глаза пленили его белые руки, тонкие, полные грации, и его гордая голова с белыми пуклями, длинные обвисшие усы, а сверх всего этого Величество, которое сглаживала элегенция".
О выражении глаз и силе духа украинского гетмана вспоминал и сам Карл ХІІ, говоря, что глаза у него быстрые, и что "каждый шаг и каждое движение свидетельствовали об очень высокой культуре и о необыкновенно выделанных товарищеских формах".
А Седеръельм записал уникальные гетманские афоризмы:
- "тот, кто не умеет притворяться, не умеет и править";
- "благоразумному всегда свойственно приспосабливаться к обстоятельствам".
Эти мысли соответствовали принципам, которые когда-то изложил Николо Макиавелли в трактате "Властелин" – и которые являются основой большой политики до сих пор. А Мазепа считал себя учеником Макиавелли.
"Бесстрашный лягу под руинами разрушающегося мира!"
Больной и морально разбитый после гибели Батурина и поражения под Полтавой, Иван Мазепа умер в грозовую ночь с 21 на 22 сентября 1709 г.
Его похоронили возле церквушки в селе Варница. Молдавский хронист Николай Костин описывал эти похороны. Впереди шли шведы с фанфарами и казаки с трубами, которые попеременно играли. За ними – казацкая старшина несла гетманские клейноды: булаву, украшенную драгоценными камнями и жемчугом, флаг и бунчук.
Шестеро лошадей, на которых сидели казаки с вытянутыми саблями, тащили повозку с гробом, покрытым багровым бархатом. За гробом шли шведский король, его почет, послы иностранных государств, мунтянский и валашский правители, представители турецкого султана. Далее ехали верхом правая рука гетмана Филипп Орлик и Андрей Войнаровский – племянник Мазепы. За ними со спущенными флагами и оружием двигались шведские трабанты (личная охрана короля) в красочных униформах и янычары в белых одеждах.
За процессией шли украинские женщины и их мужья. Последними двигались армяне, татары, поляки и цыгане.
В первую же ночь могилу Мазепы ограбили. Преступники явно соблазнились драгоценностями, гетманской булавой и ценным оружием.
Обеспокоенная дерзостью, казацкая старшина 26 сентября 1709 г. обратилась к Карлу ХІІ по поводу похорон "Ясновельможного гетмана Мазепы", дорогие "бренные останки" и "геройскую душу" которого приняла земля простого села. Старшина просила у короля разрешения перезахоронить тело гетмана торжественнее, в каком-нибудь славном городе. На это решение их наталкивала не только кража. Гетман перед смертью просил похоронить его в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, куда он не раз присылал дары.
Но для осуществления последней воли нужно было разрешение турецкого султана. К нему обратился Андрей Войнаровский. Унаследовав после смерти дяди все его имущество и казну, он был единственным, кто мог оплатить такую акцию.
Присланный из Стамбула указ обязывал Волошское княжество содействовать продвижению процессии к месту перезахоронения. И, понимая опасность и боясь ограблений, казацкая старшина распространила слухи, что процессия направляется в Яссы.
После выхода из Варницы гроб повезли на юг, в Галац. Далее надо было двигаться морем, и капитаны турецких кораблей отказывались везти гроб. А идти по суше было дольше и опаснее.
Единственным возможным решением было перезахоронить тело гетмана в монастыре Св. Георгия, который подчинялся иерусалимскому патриарху. Пока формальности согласовывали с молдавским митрополитом, гроб временно похоронили в монастырской церкви Пречистой Богородицы.
По свидетельствам Григория Герцика, который в составе свиты сопровождал гроб в Галац, 28 марта 1710 г. останки Мазепы перенесли в церковь св. Георгия.
Войнаровский выделил деньги на обустройство склепа и торжественную церемонию, впоследствии завещал галацкому монастырю тысячу талеров на помин души своего дяди. Незадолго до своей смерти на могиле Мазепы успел побывать и Филипп Орлик.
Судьба гетманской могилы трагична. В 1960-х гг. румынские власти ликвидировали монастырь, его здания и кладбища – этого требовал план реконструкции города и строительства жилья. Вокруг места, где была церковь св. Георгия, возвели гражданскую застройку – поэтому возможность найти могилу Мазепы, похоже, утрачена навсегда.
Как и возможность вернуть прах гетмана в Украину...
По материалам д. ист. н. Ольги Ковалевской для "Исторической правды"
Читайте также: Пьяное поражение россиян: как войско Дмитрия Донского "проспало" битву с татарами