Лонгриды

Без этого российские самолеты превратились бы в груду железа: в InformNapalm раскрыли схему обхода санкций

россия с помощью казахстанской фирмы-"прокладки" смогла наладить процесс обхода санкций и успешно обслуживает оборудование известных французских компаний Thales и Safran на самолетах Су-30СМ

россия с помощью казахстанской фирмы-"прокладки" ARC Group смогла наладить процесс обхода санкций и успешно обслуживает французское оборудование известных компаний Thales и Safran на самолетах Су-30СМ.

Это выяснили исследователи из InformNapalm.

Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.

По состоянию на 2024 год у россиян есть до 130 единиц модернизированных истребителей Су-30СМ, активно используемых оккупантами. На них был установлен целый список высокотехнологичной авионики компаний Thales и Sagem (после поглощения последней – Safran).

В частности, установлены многофункциональные дисплеи SMD55S и SMD66S (производитель Thales), радиотехническая система коррекции и посадки TLS2020 (производитель Thales), радионавигационная система TACAN-NC12 (производитель Thales), индикаторы на фоне лобового стекла HUD 3022 (производитель Thales), навигационная система (производитель Safran).

"Без перечисленного оборудования пилот фактически становится слепым, а российский самолет превращается в груду железа в воздухе. Чтобы продолжать эксплуатировать борта и бомбить украинские города, россиянам нужно постоянно обслуживать французское оборудование", – объясняют аналитики.

Еще до полномасштабного вторжения у российской федерации были амбициозные планы по импортозамещению этого оборудования. Оно даже происходит – скорость процесса несравнима с количеством бортов, которые нужно обслуживать прямо сейчас. А делать это можно только сертифицированным производителем специалистам на таком же сертифицированном оборудовании.

Именно здесь в истории возникает казахстанское общество с ограниченной ответственностью Analyst Research Consulting Group. Его единолично основал некто Алданазар Сагинбек (Сағынбек Алданазар Дарханұлы) в 2014 году – тогда ему было 16 лет.

Это "консалтинговое агентство" среди направлений своей деятельности почему-то указывало на "покупку и реализацию боеприпасов, вооружения и военной техники, запасных частей, комплектующих изделий и приборов к ним, специальных материалов, оборудования для их производства, включающих монтаж, наладку, модернизацию, установку, использование, хранение, ремонт и сервисное обслуживание.

И именно ARC Group с 2018 года является официальным дистрибьютором французского Safran Electronics & Defense. Однако в InformNapalm уверены, что она только "прокладка" россиян для обхода санкций.

Совместно опубликовала копию контракта ARC Group с ООО "Росавиаспецкомплект" за 2021 год, в котором открыто указывают, что "ИСПОЛНИТЕЛЬ предоставит услуги по ремонту/поставке компонентов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЕО), производства компаний "THALES" и "Safran", для самолетов типа Су-30". А работы предполагалось проводить как на предприятиях Казахстана, так и в россии.

Однако этот договор так и не подписали россияне. Вместо него позже в 2021 году подписали другой – такой же по сути, но менее открытый. По предмету исчезло прямое упоминание французских компаний, указан лишь "ремонт авиатехнического имущества". Номенклатура оборудования и упоминания ВС рф в приложении – это осталось без существенных изменений.

После исследования документов в InformNapalm выдвигают две версии событий:

  1. кремль готовился к усилению санкций против россии задолго до полномасштабного вторжения. Для этого искали пути обхода санкций и нашли казахстанскую компанию.
  2. Упомянутые контракты были подписаны задним числом уже после начала большой войны и объявления Thales о выходе с российского рынка в июне 2022-го.

На второй вариант указывает письмо директора российской компании – коллеге из казахстанской от 26 августа 2022, а котором указывается плановое количество изделий для ремонта за 2022-й и 2023 год. Удивительно, что стороны заключили договор в ноябре 2021-го, а конкретное количество оборудования уточняли уже летом 2022 года. В том же письме открыто упоминается, что россия готова профинансировать приобретение казахской компанией приборов у производителя.

"Другими словами, россияне готовы дать деньги казахам, чтобы те купили у французов аппаратуру для диагностики французских изделий на российских самолетах", – подчеркнули в сообществе.

К 2024 году было подписано еще 4 дополнительных соглашения с увеличением количества единиц, подлежащих ремонту. В одном из них раскрывается, что россия оплачивает полный цикл услуг "под ключ", включая обучение и сертификацию казахстанских специалистов во Франции.

И такая учеба была запланирована компанией Thales – на 16-20 января 2023 года, согласно обнародованным документам. А в феврале казахстанские специалисты должны были прибыть в рф для проведения работ. После этого, судя по переписке руководителей "Росавиаспецкомплекта" и "ARC Group", продолжила неоднократно выезжать на болота для проведения диагностики и ремонта российских самолетов.

В InformNapalm обнародовали личную информацию специалистов из Казахстана, выполняющих подобные работы для россиян.

"Как мы установили, сотрудничество казахстанской "ARC Group" с "Росавиаспецкомплект" длится как минимум 2 года. Все это время казахстанская компания цинично вводила в заблуждение французскую сторону. Впрочем, как следует из полученной переписки, в 2024 году происходит еще более циничное событие", – говорится в материале.

Далее авторы публикуют подробности проекта уже прямого контракта французского Thales AVS France SAS и казахстанского АО "Авиаремонтный завод №405". И почему этот договор заключается в интересах именно россиян.

Напомним, спецназовцы ГУР сбили над Черным морем российский самолет Су-30СМ.

Смотрите также видео:

Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.